Фредерик Бегбедер: романтический эгоист

Фредерик Бегбедер: романтический эгоист

Вы любите читать? Вот я люблю. Больше короткие, яркие произведения, в которых автор мастерски пользуется словом. Реже — длинные, немного скучноватые, увязающие в деталях и подробностях романы-повести с историческими аллюзиями.

Когда-то мне это казалось некой легкомысленностью, несерьезностью. Как так? Лев Николаевич писал-писал, а я беру и с легкостью переворачиваю страницы с малоинтересными подробностями о том, что же там думал Андрей Болконский, взирая на дуб…

Сегодня я вздыхаю с облегчением, так как знаю, что за такое вот нетерпение и невнимание к деталям у меня «отвечает» кожный вектор. И если уж именно сейчас не хочется читать скучные описания — не стоит себя насиловать. Лучше переключиться на «короткометражные» произведения, которые пишет Фредерик Бегбедер.

Кто он? Это один из самых модных и эпатажных французских писателей современности. Бунтовщик, сноб, самоуверенный эгоист и успешный рекламщик. На встречах с поклонниками он поражает публику экстра-подвижной мимикой, заламыванием рук, хриплым пением, легким стриптизом и прочими играми с читателями.

Что это — всего лишь очередной модный образ Фредерика Бегбедера? Или чистое сумасбродство?

Фредерик Бегбедер: биография

Бегбедер родился в 1965 году недалеко от Парижа в семье переводчицы дамских романов и профессионального рекрутера. Фредерик закончил Парижский институт политических исследований, а затем получил диплом DESS в области маркетинга и рекламы. Работал копирайтером и редактором в рекламном агентстве Young and Rubicam, а также литературным критиком в Elle, Voici ou encore VSD, Paris Match.

Однако все это наскучивает Фредерику. И в этот период во французской литературе «рождается» писатель Фредерик Бегбедер. Биография копирайтера становится еще более насыщенной: уволенный из Young and Rubicam (за то, что в романе «99 франков» разоблачал рекламный бизнес как «фашистскую технологию»), он стал вести собственную передачу о литературе «Книги и я».

[gn_frame align=»center»]Фредерик Бегбедер: романтический эгоист[/gn_frame]

Бегбедер выступил основателем литературной премии для молодых авторов («Премия Флоры»), снялся в порнографическом фильме «Дочь лодочника», бесплатно консультировал Робера Ю на президентских выборах 2002 года… В общем, чего он только ни выделывал! Однако у меня есть все основания утверждать, что его безумное поведение — не очередной рекламный трюк, а его второе «я».

Можно быть актером, шутом и повесой, но при этом быть пустышкой и не уметь писать отличные книги. Можно вести себя сумасбродно, но создавать действительно достойные вещи — как Фредерик Бегбедер. Личная жизнь и скандальное поведение забываются сразу, как только начинаешь читать его книги. И когда слушаешь, как серьезно он говорит о литературе, мгновенно превращаясь из сумасброда в глубокого философа…

Мировая литература под угрозой смерти. Признаюсь, я сам, как писатель и издатель, не много делаю для спасения литературы. Можно устраивать рекламные кампании, проводить промо-акции на телевидении. Но самое лучшее — это писать хорошие книги. Если люди отворачиваются от литературы и идут в кино, то это потому, что писатели пишут плохо” (Из интервью с Бегбедером)

В России автор стал известен не так давно. Точнее, не так давно его здесь приняли. Его «Рассказики под экстази», от которых была в восторге вся Европа, печатались в журнале «Иностранка» и нашими критиками были названы беспомощными. У нас же он был признан худшим автором 2001 года.

Сегодня его принято либо критиковать («труженик гламура», «раб глянца», «имиджмейкер французских коммунистов», «стилист коммунистической партии»), либо восхищаться его талантом («сильнейший французский современник», «звезда французской литературы»). Равнодушных здесь нет.

Российского читателя Фредерик Бегбедер покорил книгами «Любовь живёт три года» и «99 франков».

Фредерик Бегбедер: книги, цитаты

Что же за литературу пишет Бегбедер, вызывая такое волнение умов? Список его книг не так уж велик:

«Воспоминания необразумившегося молодого человека» (1990 г.)
«Каникулы в коме» (1994 г.)
«Любовь живет три года» (1997 г.)
«99 франков» (2000 г.)
«Windows on the world» (2004 г.)
«Романтический эгоист» (2005 г.)
«Идеаль» (2007 г.)
«Французский роман» (2009 г.)

[gn_frame align=»center»]Фредерик Бегбедер: романтический эгоист[/gn_frame]

Этот список ничего нам не говорит об авторе. Но если вы не читали его произведения, задержитесь здесь еще ненадолго. Используя термины системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я расскажу, почему его романы стоит прочесть. И что за человек их пишет.

Фредерик Бегбедер: психологический портрет

Фредерик Бегбедер, книги которого раскупаются в мгновение ока, обладает типичным для писателя набором векторов: анальный, зрительный, звуковой. Но есть еще и кожный, который делает его произведения необычными.

Несмотря на то, что нам почти ничего не известно о его личной жизни, есть все основания утверждать о наличии анального вектора. Во-первых, без характерной для «анальности» усидчивости у него бы не получилось написать что-то более крупное, нежели короткую заметку. Во-вторых, интерес к истории, семейным ценностям и прочим «сферам интереса» анального вектора сквозят в его каждой книге: он обращается в детство, прошлое своей семьи, к истории страны и родного города.

Однако есть ощущение, что анальный вектор здесь проявляет себя скупо. А вот ярко и сильно — кожный. И это, в общем-то, понятно: живущий в кожную эпоху, на «кожном» (с кожным менталитетом) Западе, Бегбедер прекрасно реализует свойства этого вектора. Он создает короткие и меткие продающие тексты, он признает игровые формы в литературе и ненавидит «занудные» длинные романы.

Вообще не надо забывать, что литература — это, прежде всего, игра, игра с языком, игра с читателем. Если этот элемент будет потерян, то книги станут попросту занудными” (из интервью с Бегбедером)

Сильно влияет развитость кожного вектора и на объем, на форму произведения: недлинные романы, состоящие из массы коротких глав, с краткими предложениями, приправленными местами скупыми, но точными образами. В то же время, в его текстах хватает деталей и отсылок в прошлое.

[gn_frame align=»center»]Фредерик Бегбедер: романтический эгоист[/gn_frame]

А вот смысловое наполнение — это уже больше «забота» зрительного и звукового векторов, которые диктуют автору и темы, и проблемы, и сочность картинки.

«Зрительные» темы любви совсем не чужды автору. Об этом чувстве он пишет практически в каждой книге, но целиком теме отношений посвятил Фредерик Бегбедер роман «Любовь живет три года».

Самая сильная любовь — неразделенная… Любить кого то, кто любит вас, — это нарциссизм. Любить кого то, кто вас не любит, — вот это да, это любовь” Ф. Бегбедер, «Любовь живет три года»

Что ж, продолжим наш системный психоанализ. Надо сказать, что «звук» сквозит в каждом произведении, которые выходят из-под пера Фредерика Бегбедера. «Романтический эгоист» — роман об эпохе, в которой прожигатели жизни вроде главного героя, пресыщенные достатком, славой и материальными благами, просто умирают со скуки. Но любой автор всегда пишет через себя (помните так называемые лирические отступления?), и мысли автора-звуковика то и дело просачиваются сквозь описания богемного мира.

Сложность не в том, чтобы ответить на вопрос: «Зачем мы живём?», а в том, чтобы не задавать его себе” Ф. Бегбедер, «Романтический эгоист»

Книги Фредерика Бегбедера можно раздирать на цитаты — практически в каждой строчке масса смыслов, наполненных сарказмом и тонкой иронией, которые можно понять, только если прочесть книгу до конца. До этого момента кажется, что он наслаждается тем, что описывает: героев, эпоху, их занятия. Красивая глянцевая картинка, и лишь в конце — неожиданные выводы как ушат воды.

Вся моя борьба с обществом достаточно красиво упакована. Это как с гангстерскими фильмами Копполы. Помнишь? Там тоже разыгрываются человеческие драмы, выводятся омерзительные типы, мошенничества, убийства, нарушения закона. Но все эти мерзавцы так стильно одеты и ездят на таких красивых машинах, что ты поневоле хочешь стать таким же… Но это жизнь. И каждый здесь выбирает свое. То, что ему, в конечном счете, ближе” (Из интервью с Бегбедером)

Все эти красивые картинки, цепляющие своей правдоподобностью, — это отражение его собственной жизни. Жизни анально-кожно-зрительного успешного дельца (с опорой на кожность). А его выводы — это выводы накрывающего «звука», который отрицает и перечеркивает такую типично потребительскую жизнь. Бегбедеровский «звук» заставляет его писать от первого лица, местами сосредотачиваясь только на самом себе.

[gn_frame align=»center»]Фредерик Бегбедер: романтический эгоист[/gn_frame]

Посмотрите, какие смыслы закладывает в некоторые фразы (и их в его книгах очень много — буквально через строку) Фредерик Бегбедер. «Любовь живет 3 года»: «Очень надо было всю ночь убегать от самого себя, чтоб под конец быть настигнутым у себя дома?»

Или: «Человеку понадобилось несколько миллионов лет, чтобы прийти к цивилизации, а вернуться в неандертальское состояние можно дней за шесть».

Точное и объемное выражение мысли, разбавленное зрительными образами и зрительной же понятностью, «приземленностью».

Обязательно в книге присутствует идея. Которую так «вкусно» может подать только анально-кожно-звуковой сценарист и копирайтер Фредерик Бегбедер. «99 франков» — это довольно злая сатира на весь рекламный бизнес, который автору удалось изучить изнутри. «Каникулы в коме» — ироничная карикатура на французскую богему, которая воспринимает себя как пуп земли. «Идеаль» — обличение современного мира, подчиненного моде, гламуру и завуалированному разврату.

[gn_note color=»#FFFFCC»]

[/gn_note]

Кстати, Фредерик Бегбедер «Идеаль» написал с аллюзиями к русской литературе — Чехову, Тургеневу, Набокову. Не случайно и то, что действие романа происходит в Москве.

Книги автора — это наглядная иллюстрация выражения свойств анального, кожного, зрительного и звукового векторов. Это яркий симбиоз мыслей, вкусов и предпочтений одного немного сумасбродного, прекрасно владеющего словом «звуковика». Прочтите хотя бы одно его произведение — и вы поймете, как это интересно — раскрывать личность автора с помощью его творений.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

[adrotate banner=»2″]

14 комментариев

  1. Луиза 10.02.2013 at 03:55 - Ответить

    Аня, спасибо за интересный разбор Брегбедера.. Согласна полностью))) Читала только «99 франков» а после поставила фильм…

    • И вам спасибо, Луиза! Очень интересный автор. Все не могу выкроить время, чтобы почитать другие его произведения. А надо бы…

  2. Ирина Каминская 21.10.2012 at 23:48 - Ответить

    Спасибо за рекомендацию, прочту)

  3. Ольга Чугурян 19.10.2012 at 11:47 - Ответить

    Очень интересно написано! А с чего посоветуешь начать? я ничего Фредерика Бегбедера пока не читала)

  4. Clara 17.10.2012 at 13:09 - Ответить

    Очень интересный разбор!)

  5. Наталья Баскакова 15.10.2012 at 21:37 - Ответить

    Бегбедер любопытный автор,
    но я прочитала только, чтобы быть в курсе,
    надо же знать по какому поводу высказывать мнение,
    для меня так слишком переперченый

  6. Наталья Аверина 15.10.2012 at 21:27 - Ответить

    Не знакома с произведениями Фредерика Брегбедера. Но, Аня, ты так интересно и всеобъемлюще о нем написала, что захотелось прикоснуться к его творчеству.
    Спасибо.

  7. Лариса 15.10.2012 at 18:51 - Ответить

    Заинтриговала. На досуге найду и почитаю))

  8. Виктория Запорожская 15.10.2012 at 17:40 - Ответить

    Вот спасибо за статью. кажется, мне есть теперь, что почитать

Комментировать