Гиперактивность у детей

Гиперактивность у детей

Ребенок слишком активен: что это — норма или патология?

Сегодня часто возникают ошибки в постановке диагноза «гиперактивность». У детей, однако, возбужденное эмоциональное состояние и энергичность ― совсем необязательно признак гиперактивности. Эта проблема вызывает споры и у врачей, и у родителей, которым приходится лечить последствия, но никак не причину.

А может, врачи, педагоги и некоторые родители просто привыкли ставить такой диагноз, так как у них нет инструмента, который позволил бы им разбираться в психологических тонкостях конкретного ребенка? И проблемы на самом-то деле нет?

А что тогда есть?

Гиперактивность у детей: лечение или правильное воспитание?

Всех и вся в этом мире мы воспринимаем через себя, не отдавая себе в этом отчета. Хорошо, когда это касается лишь нашей внутренней оценки, не отражающейся на судьбе человека. Но намного хуже, если от этой самой оценки зависит дальнейшая жизнь маленького человечка.

В своем чистеньком, стерильном кабинете сидит серьезная тетя доктор. Она свято убеждена в том, что все дети должны быть послушными, эмоционально стабильными, в меру подвижными и в меру упитанными. Более того: она верит, что такими могут быть любые детишки. Главное ― правильно их лечить.

К ней на прием приводят мальчугана Коленьку. Тонкий, шустрый, юркий, во время беседы доктора с мамой он не может усидеть на одном месте. Ходит по кабинету, заглядывает в шкафчики, хватает руками игрушки, забирается к маме на колени, лезет под стол. Движения его быстрые, внимание мгновенно переключается с одного предмета на другой. Пока доктор ведет свою неспешную беседу, ребенок успевает обойти небольшой кабинет двадцать раз по кругу, вызывая у достопочтенного медика головокружение.

― Мамочка, вам нужно срочно организовать ребенку лечение! ― выносит она свой вердикт. ― Он у вас такой несобранный, гиперактивный. С таким непоседой вас ждут большие проблемы!

Гиперактивность у детей

Мама в ужасе, а доктор непоколебимо продолжает:

― Ничего страшного! Пропьете ноотропные препараты ― и не узнаете своего Коленьку.

― А… ― начинает испуганно мать.

― А если этот не поможет ― другой назначим. Они сегодня безвредные, детям их тоже можно.

Да-да, почему бы и не попробовать? Ведь так удобно, когда ребенок из «шила» превращается в полусонную куклу, которая спокойно сидит рядом с мамой на приеме у этого светила науки. Только вот природу не переделаешь. И медикаментами психическое не перепрограммируешь. Хотя это уже мамочкины проблемы ― ей с ребенком жить, пусть хоть всю жизнь его успокоительным пичкает.

Взрослые люди с анальным вектором, будь это врач, учительница или собственно мать малыша, часто бывают категоричны в суждениях. В детстве они были теми самыми послушными, «правильными» детьми, которых сегодня с удовольствием ставят всем в пример. Их мнение ― самое весомое (да и высказывают они его авторитетно) и единственно правильное.

А вот Коленька, пришедший на прием, ― типичный представитель кожного вектора. В отличие от медлительного, послушного «анальника», он с первых дней жизни проявляет активный интерес ко всему, что его окружает. Его непоседливость, неутомимость и быстрое переключение внимания ― естественные для него черты характера. Однако «анальными» взрослыми такое поведение воспринимается как что-то не вполне адекватное. Что-то, что непременно подлежит лечению.

Отсюда вырисовывается диагноз «гиперактивность». У детей лечение этого заболевания сводится к проведению различных физиопроцедур, занятий по специальным методикам, приему ноотропных препаратов. Все это доставляет ребенку мучение, а у родителей отнимает массу времени и денег, которые можно было бы с большей пользой потратить на развитие своего чада.

Гиперактивность у детей
Лечение медикаментами также не безобидно: по сути это попытка «перекроить» то, что дано ребенку от природы. Успокоительное гасит его природную активность и любознательность, благодаря которым маленький человек с кожным вектором может вырасти лидером, спортсменом, чемпионом. Родители насильно усаживают малыша заниматься тем, что требует от непоседливого «кожника» сосредоточения, внимательности, неторопливости, а это вызывает у малыша настоящий стресс. Последствия стресса могут быть самыми разными: в виде кожного зуда, высыпаний, появления мелких суетливых движений.

Если ваш ребенок энергичен, если он готов играть с вами с утра до ночи без тени усталости, если он способен одновременно интересоваться разными вещами ― он не гиперактивный, а совершенно здоровый. Это ребенок с кожным вектором. Ему нужно придерживаться четкого режима дня, привыкать к дисциплине и развивать свои природные качества. Из всех рекомендаций врача лучшими будут, пожалуй, только расслабляющий массаж и режим: дети с кожным вектором просто обожают массаж, а режим им помогает развить самодисциплину.

Еще одна гиперактивность

В начале XX века психолог Блонский определил, что в каждом классе есть ребенок, не похожий на всех остальных, ― так называемый «дезорганизатор». Он нарушает дисциплину и отказывается подчиняться правилам поведения. Это заводила, «вожак» класса, выбивающийся из общей массы послушных учеников. Чуть позже для описания этого явления был введен другой термин: «синдром гиперактивности у детей».

Однако описываемые нами признаки гиперактивности у детей с кожным вектором отличаются от того, что приписывает этим ребятам классическая психология: неадекватное поведение в обществе, неуправляемость ― на фоне повышенной активности. Хотя малыши с кожным вектором как раз вполне управляемы и легко подчиняются режиму.

Так что же это за «другие» гиперактивные дети, которые еще и плюс ко всему не желают подчиняться?

Гиперактивность у детей

В этом году у Натальи Павловны получилась отличная группа: 20 мальчиков и 15 девочек. Много послушных домашних деток, к которым очень легко найти подход, а всех «живчиков» и забияк легко успокоить и дисциплинировать. Проблемы возникли только с одним ребенком, который никак не может понять, что он находится не дома, а в детском саду.

Мальчика зовут Ярик, он подвижный, здоровый, но очень уж своевольный ― не воспринимает детсадовский режим, не слушает замечаний воспитателя, на все имеет свое мнение. Что самое неприятное, он умудряется испортить дисциплину всей группы, легко оказывая влияние на остальных.

Однажды Ярик залез на самый верх детской лестницы, которая стоит у них на площадке. Что там было! Сбежались все воспитатели, охали и ахали, пока Наталья Павловна снимала его с дурацкого сооружения. Затем ее группа отличилась на утреннике: вопреки отличной подготовке дети вели себя хаотично и несобранно, на гостей опрокинули песочницу для песочной терапии и всячески баловались, подстрекаемые неугомонным мальчишкой.

В общем, давно у нее не было такого трудного ребенка. Детсадовский психолог после общения с Яриком сказал, что его обязательно нужно лечить от гиперактивности. Все признаки налицо: слишком активный, неуправляемый, недисциплинированный, не признает режима и авторитета старших. Наталье Павловне надо поговорить об этом с его родителями, иначе он и дальше будет мешать ей работать…

В этой ситуации мы видим совершенно другого ребенка. Ярик ― не лидер, а настоящее ядро группы. Выбегая на площадку, он заводит всю толпу: дети, напрочь забывая о послушании и дисциплине, мчатся за Яриком по песочницам, лестницам, заборам. Он никого не организует ― к нему тянутся сами. Потому что по своей видовой роли он ― вождь. Ребенок с уретральным вектором.

Посмотрите на него: еще будучи ребенком, он нередко рассуждает как взрослый. У него не детское поведение (воспитательница ему не авторитет), взрослый взгляд (пронзительный, горящий). Подчиняться ― не для него.

Уретральный ребенок не станет слушаться воспитательницу, если она будет обращаться к нему покровительственно. Чувствуя, что на него пытаются оказать давление (а любые рамки, в том числе дисциплина и правила поведения, ― это давление), он начнет сопротивляться и устроит дебош. То, что работает для Коленьки, для Ярика не сработает. Ему по свойствам характерно брать на себя ответственность за других, вести их за собой. Поэтому его активность стоит направить в нужное русло. Начать с малого, учитывая его возраст.

Педагогу, не владеющему знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такой ребенок покажется трудным, неуправляемым. Он не поддается воспитанию и только мешает работать в группе с послушными и дисциплинированными детьми. Не может разобраться с ним и психолог, который с легкостью «находит» у мальчика гиперактивность.

Причины гиперактивности у детей с уретральным вектором кроются в их свойствах, отличных от свойств остальных векторов. Да это и не гиперактивность вовсе в привычном смысле слова, а особенное поведение, непонятное дисциплинированным и правильным взрослым. У этих детей не возникнет проблем, которые им приписывают, если их воспитание будет осуществляться не под общую гребенку, а с учетом их природных особенностей.

Мы помним, что классические рекомендации лечения гиперактивности ― это расслабляющий массаж, режим дня, прием успокоительного. В «уретральном» ребенке все эти процедуры ничего, кроме протеста, не вызовут. Если «кожному» Коленьке режим и массаж будут по душе, то Ярику он ничем не поможет. Как и не будет способствовать развитию его свойств.

Гиперактивность у детей
Откуда берутся симптомы гиперактивности у детей с кожным или уретральным вектором? От незнания. Незнания истинной детской психологии, кардинально отличающейся от тех общих рекомендаций, которые способны помочь среднестатистическому ребенку. Так может, мы присмотримся поближе к своим детям и перестанем их оценивать через себя? И тогда диагноз гиперактивность перестанет лидировать среди детских неврологических болезней?

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

38 комментариев

  1. Камиль 23.03.2016 at 20:13 - Ответить

    Здравствуйте, я психофизиолог. Работаю в Стерлитамакском филиале Башкирского университета. Основные симптомы СНВГ связаны с активностью лобной коры у детей.
    Далее в подростковом и зрелом возрасте нарушаются и поведенческие расстройства: в первую очередь личности. В последствии происходит снижение уровня активации лобной коры в сочетании с дисфункцией неспецифических структур ствола и среднего мозга. Изменения происходят и в эмоциональной сфере, приводя к нарушениями социального и межличностного функционирования: депрессии, враждебности, повышенной тревожности.
    На основе многолетних исследований нами был предложен способ коррекции с применением биоритмов, реализуемый подбором частота которых соответствует собственным частотным характеристикам мозга и типологии негативных изменений функционального состояния ребенка. Патенты № 63201 и № 2306852 (примеры 3-6). Предложенный способ эффективен снятия тревожности, компьютерной и игровой зависимостей, возрастных отклонений психического развития детей.

  2. Ас 05.04.2015 at 15:01 - Ответить

    Алина, общий тон написания Вашего сообщения говорит что педагог Вы никакой. Искренне жаль детей, вынужденно находящихся под Вашей опекой. Кстати, любой адекватный любящий родитель гордится своим ребенком. И это нормально и правильно. Счастливый человек вырастает из счастливого ребенка, получившего достаточно любви и уважения.

  3. Ирина 25.02.2015 at 08:07 - Ответить

    Здравствуйте! Я педагог-психолог. Да согласна, что это маленькие непоседы. Но гиперактивность установить может только специалист. И если действительно это есть, то родители должны заниматься ребенком, т.к. за счет чрезмерной эмоциональности у ребенка могут страдать познавательные и регулятивные предпосылки в школе. И это не значит кормить его таблетками, чтобы он спал. Существует множество способов расслабить ребенка. Например песочная терапия.

  4. Ира 21.11.2014 at 18:02 - Ответить

    Добрый день, Анна. Непросто родителям. Приходится выдерживать давление преподавателей…. Где взять информацию,как вести себя родителю с таким ребенком?Где поучиться и с кем проконсультироваться? Скоро в школу и я уже переживаю как мы сможем учиться в стандартной школьной системе.

  5. алина 09.11.2014 at 23:57 - Ответить

    Добрый день ! Я детский педагог и многодетная мама. Хочу только сказать, что большинство родителей гиперактивных детей, да да, именно гиперактивных — детей, которые отстают в развитии и представляют угрозу для своих ровесников, начитаются подобных статей и «гордятся» своими чадами, вместо того, чтобы заняться ими.

  6. Павел 09.10.2014 at 13:43 - Ответить

    Уважаемые родители, я вас умоляю, не стоит во всех взбаломошниках видеть кожников и уретриков. конечно Ю. Бурлан молодец — достаточно грамотно взял элементарное знание о темпераментах и посмотрел на это дело с фрейдовской позиции. (Кстати, занятные вещи говорят разные психиатры просто посмотрев его видео.) НО даже если так, давайте не будем успокаивать себя «психологизмами»! Гиперактивность есть ДИАГНОЗ, СИНДРОМ, СИМПТОМ. Последние 2 «лечатся» достаточно успешно психологами ( точнее корректирующим поведением и воспитанием РОДИТЕЛЕЙ). Даже если рассматривать эти векторы существуют степени отклонения в разных векторах и, совершенно верно, при правильном подходе многое выравнивается.
    Своевременное обучение родительству (можно на тренингах, включая психологические тесты), изучение вопросов (и психологии) детства (книги, семинары) внимательное отношение и своевременная консультация со специалистом (а не поиск оправдания поступков своих и ребёнка — вот решение грамотного воспитания СЕБЯ и ребёнка. не оправдывайте-развивайте. поймите, ему же в жизни будет легче.

  7. Елена 17.09.2014 at 12:06 - Ответить

    Я безумно рада, что прочла вашу статью! Не хочется повторяться и говорить, сколько приходится переживать из-за неусидчивости нашей девочки( ей 5 лет)! Уже собиралась обратиться к психологу, но подруга отговорила…. Еще раз спасибо за статью!

  8. Надежда 11.05.2014 at 17:45 - Ответить

    Добрый вечер.Очень интересная и полезная информация.
    Моему сыну 3 года.Собираемся проходить врачей к детскому саду.Педиатр сказала,на приёме у невролога сказать,что сын «гиперактивный…надо полечить..».Вот,полезла в интернет искать инфо о гиперактивности…насколько это опасно,и нужно ли лечить…Я не очень хочу пичкать его успокоительными средствами. Я не могу определить какого он вектора.Как в»уретральном»поведении,так и в «кожном» вижучерты поведения своего ребенка.Может ли два вектора быть в одном ребёнке?И не увидела в статье лечение «уретрального»поведения?Пожалуйста ответьте! :-))

  9. Алена 17.04.2014 at 17:44 - Ответить

    Здравствуйте, прочитала вашу статью и только убедилась в своей правоте. У меня сестра водила своего сынишку к психологу, ну и прописали ему, что то под язык капли какие то. я категорически против. Лучше бы подарили побольше любви и внимания, чем из ребенка делать растение. ума не приложу как переубедить сестру.

  10. Дина 16.02.2014 at 15:35 - Ответить

    У меня сын ему 2 годика как вы говорите он гиперактивеный мальчик ,так вот у нас соседи без конца жалуются что он не здоровый,что ему надо подлечить он у меня очень любит поиграться!что мне делать соседими?они меня не понимают и я не хочу транжиривать ребенка ругать итд!помогите

  11. Наталья 20.09.2013 at 15:51 - Ответить

    Как жаль, что в России не практикуют коррекционный классы для гиперактивных детей, где их не будут «грести под одну гребенку» и требовать полнейшего подчинения. В таких классах педагоги будут готовы к тому, что дети неусидчивы, не станут постоянно теребить родителей: «Сделайте же что-нибудь с вашим чадом, чтобы он меня слушался!!» Я живу в г. Самара, и у нас есть только коррекционные классы для детей с отставанием в развитии и обычные. Выбор невелик. К сожалению.

  12. Лидия 10.08.2012 at 03:05 - Ответить

    Учителям бы эти знания! Второгодников было бы значительно меньше и больше бы мальчишек кончали среднюю школу.

    • Вы правы, Лидия! А еще было бы больше развитых и реализованных сильных личностей… Ведь и уретральники, и кожники — в потенциале ведущие люди страны.

  13. Ольга 31.07.2012 at 16:03 - Ответить

    С интересом прочитала. Я пока не знакома с системно-векторной психологией. но то, что все дети разные — это факт. И не могут быть все послушные, или все усидчивые. Нужно учиться принимать ребенка с его особенностями. У нас сын тоже активностью и волей явно отличается от мамы и папы. Но это не особенности воспитания (или невоспитанности), это его природные задатки. Надо только стараться направлять их в нужное, а не деструктивное русло.

    • Спасибо, Ольга, что заглянули 🙂 Да, я с вами согласна: чуткость родителей и понимание того, что ребенок запросто может отличаться от них самих, помогает им найти правильное воспитательное «русло». И это весьма непросто — судить не через себя, а разумно…

  14. Надежда 30.07.2012 at 20:53 - Ответить

    Гипперактивный ребенок-это не по нраву ни дома,ни в детском саду,ни в школе,да и в любом детском коллективе.Взрослые не знают,что с этим делать и идут к врачу.Врач ставит диагноз и назначает лекарство,не задумываясь,что любое лекарство сказывается отрицательно на здоровье ребенка, закрывая путь к естественному развитию.Вместо того ,чтоб найти подход к ребенку,понять и направить его неуемную энергию в правильном направлении.Одному ребенку нужен массаж расслабляющий,режим,который помогает развивать самодисциплину.Другому,уж коль родился вождь,то и отношение соответствующее.Есть родители,которые хотят знать больше о своих детях,но есть и такие которым проще откупиться ,набив комнату ребенка всем(на их взгляд)необходимым-только чтоб не мешали…Вывод один;всем на тренинг -познать себя,детей и тех кто рядом,чтоб не делать ошибок в воспитании детей о которых потом прийдется сожалеть.

  15. Ann 30.07.2012 at 11:30 - Ответить

    Не увидела в этой статье никаких рекомендаций и выходов.

    • А какие рекомендации вы хотели получить? Цель статьи — раскрыть тему, что такое гиперактивность и всегда ли она действительно является болезнью (точнее, показать, в каких случаях она болезнью не является). Я описала два самых типичных случая, которые многие принимают за ненормальное поведение и гиперактивность. И перечислила краткие рекомендации родителям по воспитанию таких детей.

      Что бы вы хотели услышать? Озвучьте свои мысли, я не умею их читать на расстоянии. И тогда я попробую ответить на ваши вопросы.

  16. Людмила Исаенко 29.07.2012 at 16:34 - Ответить

    К любому ребёнку нужно и можно найти подход и направить его энергию в положительное ,мирное русло,чтобы не останавливать его развитие и не лишать его возможности развиваться естественным путём.И всё это от незнания и поэтому непонимания и оценивания «через себя».А лечить нужно доктора,отправив его на тренинги по СВП и мамочек,чтобы не наделали ошибок,за которые придётся расплачиваться в недалёком будущем,ведь невозможно изменить человека против его воли и его природы,это всегда чревато плохими последствиями и неудачными сценариями жизни.

  17. Ольга 27.07.2012 at 13:40 - Ответить

    Моему сыну ставили подобный диагноз. Слава Богу, я тогда уже с этим столкнулась, знала, что моего брата все педагоги считали гиперактивным, но он вырос спокойным, здоровым. Поэтому от таблеток сразу отказалась.
    Хотя анальная совесть грызла: врачи плохого не посоветуют. Думала про гомеопатию.
    Долго думала — http://styllzhizni.ru/zdorovie/giperaktivnost-eto-bolezn
    Однако после тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мне стало понятно — кожный малыш, он и должен быть таким. Главное про дисциплину не забывать и режим соблюдать.
    Отдать в соответствующий кружок. Мы ходили в бассейн, в фитнес -клуб.
    Когда каждый день — в движении, так здорово, что у меня любознательный и шустрый малыш…

    • Молодец, Ольга, что не поддались популярной нынче методике «на всякий случай полечить»! Я рада, что СВП появилось в вашей жизни вовремя.

  18. Swetlana 26.07.2012 at 20:11 - Ответить

    Я инигда за детьми наблюдаю и мне кажется, что среди них много уретральных, но больше, все-таки, вертлябых кожников.

    • Мне дети с уретрой редко встречаются. Можно сказать, что я их всего-то два или три раза наблюдала. А вот кожников — да, очень много

  19. Галина Матюхина 26.07.2012 at 12:09 - Ответить

    Ох, если бы я знала тогда, лет 20-30 назад, что в моем гиперактивном ребенке не бес сидит, а уретральный вектор, я бы …
    это же самый справедливый и милосердный человечек, готовый за свою стайку жизнь отдать.

  20. Яна 25.07.2012 at 21:37 - Ответить

    Как я намучилась со своим сыном, когда он был маленький — это был кошмар! Ни капли усидчивости! И воспитатели и учителя — все страдали. Сейчас он уже перерос, и все равно характер шустрый. Кожный вектор — вот в чем причина!

  21. Елена Шахова 25.07.2012 at 13:45 - Ответить

    Да, уретральный ребёнок — это испытание не только для родителей. И то, что их очень мало в мире не утешает, напротив- ответственность-то какая…

  22. Лариса 25.07.2012 at 12:40 - Ответить

    Я думаю, родителям поможет задуматься над советами психологов и психиатров, которые с легкостью ставят диагнозы гиперактивность детям — всем, под одну гребенку! — один вопрос: вы хотите, чтобы ваш сын или ваша дочь вскоре стал(а) не просто послушной а фактически овощем? Не хотите? А ведь он(а) станет — благодаря пилюлям. Когда врач говорит: «Если не помогут эти таблетки, назначим другие», он имеет в виду, что назначит более сильные препараты, это надо понимать. И надо еще понимать, что прием таблеток сказывается и на физическим здоровье — неужели вы мечтаете, чтобы у вашего ребенка с дошкольного возраста развились язвы, гастриты и прочие неизлечимые «забавы»?

  23. Наталья Сапожникова 25.07.2012 at 12:36 - Ответить

    Бедные дети…жалко их…
    «Умные тети» выписывают им таблетки от естественного развития.
    Это просто катастрофа.
    Это как убить вождя еще в утробе…потому что после такого «лечения» Ярика, результат будет один: это будет сломанная психика и значит жизнь.
    Спокойного ребенка тоже «лечат», только наоборот…
    Страна залеченных идиотов.
    Врачи! Вам необходимы Системные знания.
    Хотите быть востребованы на рынке — учите Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

    • Увы, Наталья, выписывают пилюли и думают, что делают благое дело. Хуже не придумаешь! :((

  24. Наталья Баскакова 25.07.2012 at 10:48 - Ответить

    конечно, работать с ребенком очень сложно,
    а таблетку пихнуть — нет проблем,
    только вот потом они появляются в таком количестве — мало не покажется

    • Увы, так рассуждают многие… А многие и не рассуждают вовсе: что скажут делать врачи, то и делают. Хорошо еще, если врачу это вообще интересно — разобраться в причине поведения маленького человечка.

  25. Диана 25.07.2012 at 10:43 - Ответить

    О-о, гиперактивность у детей у нас ставят чуть ли не каждый день! Правда, не сразу решаются назначать препараты, как на Западе. Там это сразу. Причём, принудительно. А если родители не дают — положим в клинику!

    Ребёнок на препаратах лишается естественных факторов давления окружающей среды, а значит останавливается его развитие.

    К любому малышу можно найти подход и направить его энергию в мирное русло не лишая его возможности развиваться естественным путём.

    • Диана, спасибо за важное дополнение! Вы правы, у нас, наверное, еще как-то чувствуют, что истинной причины этой «напасти» нащупать не могут. Потому и не решаются на медикаменты… А их влияние, увы, велико и деструктивно 🙁

    • Лада 30.01.2013 at 22:55 - Ответить

      Диана, Вы пишите полную ерунду, извините за откровенность.
      Как раз на Западе более лояльное отношение к подобным вопросам.
      А многих диагнозов, распространенных в СНГ здесь вообще не ставят, к примеру, здесь нет такого излюбленного у российских врачей диагноза как повышенное ВЧД «внутречерепное давление». И для того, чтобы попасть к неврологу, здесь нужно очень постараться…никто и никогда вас принудительно лечить не будет! Здесь даже от прививок можно отказаться просто «по религиозным убеждениям», и никаких вопросов!!!А к «гиперактивным» детям совершенно иное отношение, им просто позволяют делать то, что хочется, посему нет необходимости любыми способами добиваться своих целей.
      Анна! Статья просто замечательная, да и сайт у Вас очень интересный, добавила его в закладки.
      Спасибо.

      • Спасибо, Лада, за вашу оценку и интерес! Очень приятно слышать, что моя работа кому-то нравится 🙂

Комментировать