Сегодня модно говорить о свободе — свободе выбора, слова, образа жизни. Однако эта самая жизнь показывает, что довольно часто, вопреки разрекламированной тяге к свободе, в стандартных ситуациях мы поступаем так же, как большинство окружающих нас людей. Наш конформизм проявляется во всем — от выбора продуктов питания до выбора работы, президента и образа жизни.
Почему нам удобнее быть и жить, как все? В чем истинные причины нашего конформизма? Откуда тогда идеи о свободе? На самом ли деле мы хотим стать свободными людьми?
Что такое конформизм
Начнем с определения значения слова конформизм. Википедия и другие словари дают такую формулировку: «Конформизм — это совокупность взглядов людей, которые направлены на принятие идей, норм и ценностей, господствующих в обществе, приспособление к существующему общественному порядку, его сохранение».
Другими словами, конформизм — это удобная позиция согласия, жизнь в тишине и спокойствии комфорта и устоявшихся традиций. Это же — и отсутствие собственной позиции, некритическое следование принятым в обществе нормам, признание авторитетным мнение большинства.
Конформизм может быть внутренним (он связан с пересмотром своих взглядов на жизнь) и внешним (желание на поведенческом уровне не противопоставлять себя обществу).
Эрих Фромм, социолог, философ и психолог, считал, что конформизм — не что иное, как защитная форма поведения. По его мнению человек, который усваивает одобряемый в обществе тип личности (например, примерный семьянин, муж-кормилец, жена — хранительница семейного очага и так далее), становится таким, каким его ожидают увидеть. И это защищает человека от чувства тревожности и одиночества.
Более глубокое понимание причин и проблем конформизма дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она объясняет, почему кому-то действительно комфортно жить с такой установкой, а кто-то от ее проявлений (в себе или в других) искренне страдает.
Конформизм и нонконформизм
«Люди рождены свободными», — так привыкли повторять все, кто когда-либо хотел для человечества лучшей участи. Однако наши отношения со свободой непросты.
В психологии свобода связывается не только с нашими желаниями, но и с нашими действиями, поступками, по которым можно судить о стремлении к свободе или конформизму.
Если понимать, какой набор векторов у того или иного человека, вам станет понятна и его жизненная позиция.
Так, перед вами человек, который ценит традиционный уклад жизни, которому комфортно в его конформизме и нет никакого желания кому-либо и чему-либо противостоять? Это не косность или безволие — это значит, что перед вами человек с анальным вектором. Он может, конечно, высказываться, сидя у себя на кухне (возможно, даже с газеткой в руках), о том, какая гнилая у нас система и как общество погрязло в коррупции, например. Но ему и это доставляет удовольствие — покритиковать, порассуждать, проанализировать (иногда одно плавно перетекает в другое). При том, что он ни за что не пойдет на амбразуру и не станет вершить революцию.
Однако что такое конформизм? Определение богато на дополнительные смыслы: конформизм — это не только отсутствие желания идти против ценностей и взглядов общества, это еще и способность подстраиваться под то, что общество диктует прямо сейчас.
А лучше всех прочих умеет приспосабливаться человек с кожным вектором. По своим природным данным кожник обладает психической гибкостью и, как хамелеон, может менять свои вкусы и интересы, подстраиваясь под требования того общества, в котором он живет — если ему это сейчас нужно и выгодно. Как еще назвать такого человека, как не конформистом? Однако и без увеличительного стекла видно, как сильно отличается этот конформизм от предыдущего.
Существует и вовсе иной, возможно, самый «чистый» конформизм по сравнению с теми, которые упоминались выше. Это конформизм человека с мышечным вектором. Восприятие мира у мышечников основывается на ощущении себя как части некоего целого «мы» — коллектива, общества, страны. И оттого жизнь этих людей строится так, чтобы все было как у всех, «как у людей», чтобы все пользовались общепринятыми нормами и ценностями. Эти люди безропотно делают то, что от них требуют власти и общество, не думая о том, что может быть иначе.
Мышечник не имеет своего собственного мнения по поводу тех вопросов, в которых могут высказать свою позицию люди с анальным или кожным вектором: он живет и делает все так, как его этому научили. Он не подстраивается под кого-то специально, он не ищет в этом выгоды — он просто такой от природы.
Существует и противоположное конформизму по значению понятие — нонконформизм: стремление человека отстаивать установки и мнения, противоречащие тем, которые господствуют в обществе. При подробном рассмотрении конформизм и нонконформизм — это две стороны одной проблемы, итог общественного давления, при котором в первом случае человек приспосабливается и живет комфортно, а в другом решается на протест.
Протест как стремление к свободе — типичное уретральное желание, но может также подогреваться и поддерживаться звуковой идеей и зрительной мечтой. То есть в глобальном смысле нонконформизм — это проявление харизматичного уретрального свободолюбия, а в частных случаях — итог «работы» векторов, отвечающих за «идейное» наполнение. Например, желание противопоставить себя обществу может возникнуть у эгоцентрика со звуковым вектором либо у зрительного сноба, которые могут считать себя умнее и выше общества, в котором они живут.
Конформизм в психологии трактуется довольно скупо и узко, так как не учитывает индивидуальных особенностей того или иного вектора. Но благодаря системно-векторной психологии видно, как в одном понятии содержится множество смыслов, которые можно отделить один от другого в соответствии с проявлениями разных векторов.
Конформизм — это важно?
Вопросы о том, кто как живет, кто подстраивается под современность или беспрекословно принимает ее ценности и законы, волнует далеко не всех. Это интересно, в основном, нам, звуковикам и зрительникам, которые могут ощущать свою инаковость, непохожесть на всех остальных и думать об этом, переживать и даже страдать. Нас волнуют проблемы общества настолько, что мы можем и хотим делать этому обществу вызов.
Люди, у которых нет причин все это ощущать (у них нет заданных от природы соответствующих свойств), могут жить как конформисты и не испытывать при этом ни проблем, ни дискомфорта. Хотя их жизнь нам может казаться несчастливой и полной бед.
Важно ли для них, как их называют? Конечно, нет. Это важно для нас — чтобы разбираться в причинах и следствиях, понимать других и самих себя.
И как нельзя лучше с этой задачей помогает справиться системно-векторная психология Юрия Бурлана — она расставляет все точки над i в вопросах, касающихся себя, других людей и жизни общества. А впрочем, записывайтесь на бесплатный тренинг — и узнайте это сами.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Если подумать, то не так уж и плохо быть конформистом. Особенно в стране с коллективным менталитетом. Тем более, что своё мнение, которое порой высказывают отдельные личности, это мнение без права на мнение. Своё мнение имеет право быть, как раз в том случае, когда он консолидирует общество. Конформист на это не способен.