Как пережить смерть близкого человека ребенку

Как пережить смерть близкого человека ребенку

Смерть всегда приходит, когда меньше всего ждешь. Удар по психике настолько сильный, что человек порой годами не может избавиться от тоски по умершему человеку. Но это взрослый человек, а что делать, когда речь идет о ребенке? Как пережить смерть близкого человека ребенку, разберем с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Легко ли пережить горе потери близкого

В обществе детское горе недооценивают, но для ребенка смерть одного из близких, особенно мамы, — это потеря защищенности и безопасности его мира. Как это пережить? Можно, но с последствиями во взрослой жизни, если нет помощи от старших людей.

Детское горе совсем не такое, как у взрослого. Дети не будут плакать часами над портретом умершего человека. Горе прячется за странным поведением с признаками гиперпослушания, за агрессией или истериками. Сильная реакция на смерть родного ему человека может проявить себя даже через месяцы, когда происходит какое-то значимое событие, так или иначе связанное с умершим человеком.

Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на последующие слова, чтобы избежать моментов, которые травмируют психику ребенка в случае смерти его родного человека.

Как пережить смерть близкого человека

Говорить о смерти или нет

Когда мы встретились с трагедией, возникает вопрос, говорить или нет ребенку о смерти близкого. Порой мы просто не берем чувства ребенка в расчет: «Самим трудно пережить смерть. Сложно представить, как он будет реагировать, если я расскажу ему про смерть близкого человека. Он еще не понимает — маленький, быстро забудет».

Но дети очень чувствительны, они познают мир и замечают все происходящее вокруг. И выносят свое мнение с теми данными, которые получают извне. Они интуитивно чувствуют, что взрослые люди ведут себя не так и на вопросы отвечают что-то невразумительное. Неизвестность вызывает у них страх и непонимание.

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана утверждается, что у ребенка до шестилетнего возраста абсолютная связь с мамой. Она — его гарант на защиту и безопасность. Если мама сама находится в состоянии стресса или переживаний, то ребенок «считывает» ее состояние и сам (но уже по-своему) проявляет признаки беспокойства, его поведение меняется.

Связь ослабляется по мере взросления, но до пубертата родители и родные люди играют важную роль в его жизни. Если внезапно один из родителей или близких пропал, то ребенок теряет чувство защищенности и безопасности в первую очередь.

Поэтому, как один из первых шагов, — очень важно провести беседу с ребенком. Лучше, когда о смерти скажет кто-то из близких, тот, кого ребенок хорошо знает и кому доверяет. Ребенку нужно дать уверенность, что он по-прежнему любим и нужен другим.

На смерть близкого реагируют по-разному

На что обращать внимание, когда ребенку уже известно о смерти близкого и его поведение не поддается логике?

Очень много советов на просторах интернета о том, как пережить смерть близкого человека, но проблема не в самих советах, а в том, что они обобщаются для всех людей. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рождается с уже заданными ему свойствами психики. Группы свойств в корне отличаются друг от друга и обозначаются векторами.

Становится понятным, почему люди, казалось бы, в одинаковой ситуации реагируют по-разному. Дети не исключение, они уже с детства развиваются согласно своей природе. И для каждого нужен свой подход. Зная заранее вектора ребенка, можно предотвратить именно те травмы, которые могут произойти именно с ним в процессе переживания потери близкого человека.

Что делать в первую очередь

Дети уже с детства слышат о смерти, но косвенно: в мультиках, играх, книжках. В детских лагерях эта тема всегда проскальзывает между детьми. То, как много дети знают о смерти, зависит от окружения, от семьи и возраста самого ребенка. Но в любом случае представление о самой смерти для них абстрактно, это «что-то, что их не коснется».

Как уже говорилось ранее, когда ребенок узнает, что родной человек умер, его мир защищенности, безопасности и стабильности рушится. Так же, как и взрослому человеку, ребенку нужно реорганизовать свои мысли и дальнейшие действия. В такой момент важно окружить его душевной теплотой, поддержкой, быть рядом, но не приставать. Дайте понять, что у него есть те, кому он нужен, что есть семья, где его любят, что будут друзья и будущее.

пережить смерть близкого

Привлекайте ребенка к простым домашним делам. Переживания ребенка нельзя игнорировать, нужно проявить терпение к проявлению внезапных чувств. Нельзя сделать вид, что все в порядке и жизнь продолжается, как раньше. Нужно время, чтобы привыкнуть жить без близкого человека, и ребенок в этом случае не исключение, ему тоже нужно время.

Самое важное, что может сделать взрослый человек — это выровнять свое психическое состояние. Ради ребенка, ради остальных родственников, ради себя. Без поддержки взрослого человека ребенку не справиться.

Для кого пережить горе более трудно

Обратим внимание на наиболее ранимых детей, которым пережить смерть близкого особенно трудно. Это, согласно системно-векторная психология Юрия Бурлана, обладатели зрительного вектора.

Человек со зрительным вектором — это бесконечное пламя бушующих эмоций. Такой ребенок очень общительный и впечатлительный. Он постоянно разговаривает с игрушками, животными, придумывает для них истории. У него богатое воображение.

Очень важно не позволять ребенку со зрительным вектором присутствовать на похоронах. Это сильный удар по его психике, и проблемы будут во взрослой жизни со 100-процентной гарантией. Но можно почтить память человека, сделав альбом с фотографиями, или рассказать что-то хорошее об умершем.

У зрительного ребенка формируется сильная эмоциональная связь с окружающими. Потеря близкого обрывает эту связь. Для ребенка это настолько трагично, что даже может привести к ухудшению зрения.

пережить смерть

Если не обратить внимание на его чувства, у него может возникнуть страх за себя или близких. Ребенок со зрительным вектором мыслит образно. Поэтому нужно быть осторожнее с такими словами, как «папа больше никогда не вернется», «мама заснула навсегда». Это предпосылка для страха и за другого близкого.

Например, мама уйдет на работу, а у ребенка появится мысль: «Мама может не вернуться — уйти навсегда», — то есть умереть. Раз один взрослый ушел навсегда, тогда и оставшийся близкий уйдет и оставит его одного.

Ребенок начинает бояться темноты, его преследуют ночные кошмары, возникают истерики на ровном месте. Это происходит, когда ребенок со зрительным вектором не выносит свои переживания наружу.

Такому ребенку важно не запрещать проявлять свои эмоции, говоря, что нельзя плакать, переживая смерть родственника. Так мы начинаем как бы программировать ребенка на дальнейшее непроявление чувств. В более позднем возрасте это может стать основой для психосоматических заболеваний.

Развитие ребенка со зрительным вектором, как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, и состоит в умении выносить эмоции наружу. Эмоции, которые впоследствии проявятся как сострадание, сопереживание — не только родному человеку.

Ребенку со зрительным вектором нужно почувствовать, что рядом есть человек, который разделяет его чувства и даст ему чувство защищенности и безопасности. Окружите его заботой, проявите терпение к возможным срывам и истерикам.

Самый послушный и самый ранимый

Пережить смерть близкого очень трудно и ребенку с анальным вектором. Такой ребенок кажется медлительным, но это не так. Он все делает обстоятельно, лучше всех. Уже с детства любит раскладывать вещи в ряд, один в один. Родные, особенно мама, очень важны в его жизни.

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана говорится, что только у человека с анальным вектором может возникнуть чувство обиды и вины. Поэтому, если не сказать ребенку с анальным вектором сразу про смерть близкого человека, может возникнуть сильная обида на самих родных из-за недоверия: «Почему они скрыли от меня такую новость? Я им не важен».

Если такому ребенку не сказать о смерти, а придумать историю о внезапном переезде или еще что, в этом случае может возникнуть обида на умершего человека. Эта ситуация может показаться ему предательством. Такие чувства способны оставить глубокий след в его будущей жизни, в личных отношениях.

Чувство вины у ребенка с анальным вектором может возникнуть, когда он начинает думать, что в какой-то мере виноват, раз человек умер. У него отличная память, он помнит все, что когда-либо говорили. Например: «Ты меня своим поведением в могилу сведешь». Важно в этот период не дать ребенку почувствовать себя отчужденным, расспрашивать, как он себя чувствует, и не дать ему чувствовать вину.

Проявление упрямства, снижение успеваемости и агрессия также относятся к ребенку с анальным вектором. Для него смена обстановки, такая как переезд, новое окружение, тяжело принимается. Ребенок не в состоянии сказать «нет» этим изменениям, и он пытается хотя бы сохранить себя внутренне: замыкается, становится угрюмым, молчаливым. Если ребенку меняют обстановку, то лучше это сделать мягче, например, взять что-то из старого места, какие-то вещи, которые связаны с умершим.

Самое лучшее, что можно сделать

Человек реагирует на смерть всегда шоком вначале, особенно, если это случилось неожиданно. Человек не может поверить в это. Взрослый человек со зрительным вектором впадает в тоску, ищет умершего в толпе.

Взрослый человек с анальным вектором испытывает гнев и обиду, злясь на себя, на Бога, на жизнь. В дальнейшем такой человек может испытывать вину за случившееся. Окружающие его родные тоже страдают, видя его плохое состояние.

А теперь представьте, что человек еще должен позаботиться и о ребенке.

«… Мне очень трудно было пережить горе — утрату родного человека. Страх смерти, фобии, панические атаки не давали жить. Обращалась к специалистам — безрезультатно. На первом же занятии на тренинге по зрительному вектору сразу пришло облегчение и понимание, что со мной происходило. Любовь и благодарность — это то, что почувствовала вместо того ужаса, который был прежде. Тренинг дал мне новое мироощущение. Это совершенно иное качество жизни, новое качество отношений, новые ощущения и чувства — ПОЗИТИВНЫЕ!..»
Светлана К., Курск

Разобраться в поведении ребенка, помочь ему и себе пережить горе возможно с помощью системной-векторной психологии Юрия Бурлана. На бесплатный онлайн-тренинг регистрируйтесь здесь.

Автор Татьяна Орр

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Комментировать