Недавно моей подруге Шуре пришлось испытать сильный стресс: воспитательница детского сада, в который подруга водит свою дочь, сказала ей, что стоит показать малышку детскому психиатру, так как есть подозрение на гиперактивность.
Шурочка, услыхав такое, в шоке позвонила мне (зная, что я в последние годы увлекаюсь психологией): «Кто такой гиперактивный ребенок? Что делать теперь? Куда бежать?»
Все это мне показалось странным: я хорошо знаю Машу. Это спокойная, рассудительная не по годам малышка, в меру подвижная и активная. В общем, нормальный, а не гиперактивный ребенок.
Но мама была уже напугана и звонила мне, чтобы узнать, к какому врачу ей вести Машу. Уверенная в том, что воспитательница сделала поспешные выводы, ради спокойствия подруги я посоветовала ей сходить к нашему невропатологу, у которого мы благополучно проходили все медосмотры. «А потом?» «А потом — куда он скажет». Про себя я была уверена, что просто домой.
Что ж, по возвращении Шуры с Машей домой пришла очередь удивляться мне: невропатолог поставил девочке диагноз… «задержка психомоторного развития».
Встретившись с подругой, я попросила ее успокоиться и рассказать мне все по порядку: с чего воспитательница взяла, что Маша — гиперактивный ребенок и что случилось на приеме у врача.
Тяжесть авторитета и родительская доверчивость
Шура рассказала, что в детском саду по совету психолога воспитательница стала проводить некие специальные занятия, направленные на то, чтобы понять, какой уровень развития у детей в группе, у кого есть нарушения или отклонения. Маше, обычно спокойной и послушной девочке, так понравилась новая игра, что она заигралась, разбаловалась и никак не могла успокоиться.
Молоденькая выпускница психфака, имеющая лишь некоторые теоретические знания о поведении человека, быстро записала все «симптомы», которые увидела по результатам игры. И нацарапала рекомендации родителям: у кого гиперактивный ребенок — лечение у психиатра, у кого заметила задержки в развитии — у невропатолога и так далее.
Эмоциональная, заботливая, склонная к паникерству анально-зрительная Шурочка, рассказав мне эту историю, уже и сама согласилась с тем, что можно было не принимать близко к сердцу слова новоиспеченного психолога и не таскать ребенка по врачам.
Мне же было интересно, что произошло на приеме у невропатолога и как Маша из «гиперактивной» превратилась в «отстающую в развитии».
В очереди они просидели около двух с половиной часов (и это в середине дня, после садика), в коридоре было душно, народу тьма. Девочка устала, начала капризничать, а на приеме у доктора замкнулась и нехотя отвечала на его вопросы. Врач сделал вывод, что перед ним, скорее, не очень развитый, нежели гиперактивный ребенок. Комаровский (известный разумным подходом к воспитанию и лечению детей педиатр) не раз упоминал в своих книгах и передачах о том, что: во-первых, уставший ребенок кому угодно может показаться больным; во-вторых, многие врачи предпочитают хоть что-то да «найти», даже если никакого заболевания у ребенка нет. Видимо, это был тот самый случай…
Рассказав о своих злоключениях, Шура успокоилась и поняла, что никакой гиперактивности или ЗПР у ее Маши нет. И прежде чем слепо доверять якобы непреложному авторитету врачей-психологов, нужно попробовать спокойно разобраться в ситуации без участия людей в белых халатах.
Как самому отличить гиперактивного ребенка от нормального?
Я уже поднимала этот вопрос в своем блоге, однако не устану повторять: чтобы узнать, что есть норма для вашего ребенка (для ребенка! а не для вас, не для участкового педиатра или психолога в детском саду), нужно разобраться в его наборе векторов. Понять, что ему дала сама природа: медлительность, основательность, желание сосредоточиться и вникнуть в детали — или подвижность, ловкость, быстрое реагирование и стремление сделать несколько дел одновременно; тяга к сильным эмоциям, любви, сочувствию — или желание отгородиться от всех в своем внутреннем мире? А может, в нем сочетаются все эти свойства и, чтобы они гармонично проявлялись, их нужно грамотно развить?
Если рассмотреть по отдельности все признаки гиперактивного ребенка в детском саду или школе, то получатся интересные выводы.
- Гиперактивного ребенка называют невнимательным, не способным сосредотачиваться на деталях.
Это вполне обычное качество для ребенка с кожным вектором: ему некогда, да и неинтересно вдумываться, учитывать детали, сфокусироваться. А вот дети с анальным вектором здесь показывают больше успехов: они от природы более усидчивы и как раз детали усваивают очень хорошо. «Помечтать» любят и обладатели зрительного вектора, которым больше интересна эмоциональная сторона задания, нежели сухая теория.
- В пособиях на тему, как воспитывать гиперактивного ребенка, всегда говорится о том, что он не умеет доводить начатую работу до конца, не может усвоить правила выполнения этой работы и придерживаться инструкций.
Что ж, не доводят дела до конца у нас опять же кожники, нетерпеливые, неорганизованные, находящиеся в поисках более интересного занятия. Кстати, они же в потенциале могут себя отлично организовать, но это качество нужно развивать — само собой здесь ничего не получится.
- Принято думать, что эти дети упорно не вслушиваются в обращенную к ним речь, что они рассеянны, теряют свои вещи, многое из сказанного им забывают.
Все это характеристики звукового вектора: погруженные в себя звуковики действительно могут многое пропускать мимо ушей, не запоминать то, что им не интересно, жить как будто в параллельной реальности. Хотя рассеянными вполне могут быть те же неорганизованные кожники, которые в хаосе своих активных движений забывают чужие просьбы и свои вещи.
Кстати, на одном форуме «Наши невнимательные гиперактивные дети», посвященном обсуждению этой проблемы, я обнаружила, что многие форумчанки буквально «обвиняют» своих мужей и детей в том, что они очень часто как будто не слышат обращенной к ним речи. Погруженные в свои мысли, они не помнят, куда и что положили, что им нужно сделать, кто звонил и так далее. В этом нет признака гиперактивности — скорее, это звуковая сосредоточенность на себе, которая таблетками не лечится (что и доказывают рассказы женщин о безрезультатном «лечении» таких детей и мужей).
- В описаниях психологов гиперактивные дети суетливы, не сидят спокойно, двигаются бесцельно, крутятся, тихие игры не любят. Гиперактивный ребенок в школе на вопросы отвечает не задумываясь и не дослушав их до конца, с трудом дожидается своей очереди.
Перед нами опять проявления неразвитого, возможно, стрессующего кожного вектора (мелкие суетливые движения, невозможность контролировать свое тело, вечный «невтерпеж»).
Признаков гиперактивного ребенка еще очень много, и все их можно отнести к проявлениям того или иного вектора. Но чаще всего это кожный и уретральный: первый — из-за присущей обладателям этого вектора повышенной активности, второй — из-за своевольности, непреклонности, неуправляемости (которая появляется, если на уретральника давят).
Зачем я пишу об этом, если работа с гиперактивными детьми ведется уже более 30 лет, созданы препараты для лечения, специальные процедуры и даже классы для детей с СДВГ?
Стоит ли лечить здорового ребенка?
Понимание причин детского поведения, которое возникает благодаря тренингу «Системно-векторная психология», сильно упрощает работу с такими детьми: становится ясно, какие методы воспитания использовать, чтобы ребенок стал спокойным, собранным, сдержанным, внимательным, какие игры для гиперактивных детей будут полезны и так далее. Очевидным становится и то, является ли поведение малыша отклонением от нормы.
Но это не все. С помощью системного мышления решается масса проблем и трудностей, которые возникают при постановке диагноза «гиперактивный ребенок».
Мы, родители, далекие от психиатрических тонкостей, не знаем некоторых важных особенностей диагноза СДВГ. В 1930-е годы на это состояние обратили внимание американские психологи (Кан и Коэн) и назвали его «минимальным мозговым поражением». В последующие годы доказать существование «повреждений» не удалось и термин был заменен на «минимальную мозговую дисфункцию». Сегодня этот диагноз один из самых распространенных, однако сколько именно детей страдают от недуга, никто не может сказать точно: кто-то называет устрашающие 18% от общего числа детей школьного возраста, а кто-то говорит о 2%.
У многих исследователей объединение понятий гиперактивности с дефицитом внимания вызывает большие сомнения: факты доказывают, что есть дети без компонента дефицита внимания, но с гиперактивностью, а есть и обладатели всего диагноза СДВГ.
Противоречие на противоречии наблюдается и в списке причин заболевания: их можно увидеть во всем, что может повлиять на развитие психики человека. Причем список этих причин с каждым годом только удлиняется.
Наконец все исследователи этого явления сходятся во мнении, что СДВГ не влияет на умственное развитие ребенка: нередко случается, что так называемый гиперактивный ребенок в два года развит лучше, чем другой «нормальный» малыш в три. То есть интеллектуальные способности таких детей часто выше способностей их сверстников.
Все это говорит о том, что проверенной методики определения гиперактивного ребенка не существует. Как не существует и правильного метода лечения.
- Еще о власти диагнозов: «Мой ребенок «отстает в развитии». Псевдоаутизм — НЕТ ложным диагнозам»
Однако как только ребенку ставят диагноз, у воспитателей и школьных учителей есть возможность «избавиться» от ученика, который доставляет так много хлопот. Ситуация в примере с моей подругой Шурочкой вышла немного комичная и вполне безобидная. Однако если бы ее дочь действительно была чересчур активной, невнимательной, нарушающей дисциплину в группе, воспитательница могла бы ухватиться за подсказанный психологом диагноз.
Есть диагноз — значит требуется лечение. Лечение чем? Чаще всего — препаратами метилфенидата, который вызывает массу побочных эффектов: раздражительность, нарушение сна, задержка роста, головокружение. Традиционное лечение и воспитание гиперактивного ребенка сводится к тому, чтобы сделать его послушным. И при помощи такого препарата это получается: уже через несколько дней приема его активность детей снижается…
И тут надо беспокоиться не столько о побочных эффектах (хотя и они могут повлечь за собой массу проблем), сколько о том, что будет с «излеченным» ребенком в будущем. К чему приведет его подавленная активность? К тому, что свойства его векторов не будут развиты, а значит, он вырастет лишь бледной копией самого себя.
Кстати, а вы знали, что многие известные исследователи, путешественники, авантюристы и владельцы успешных компаний в детстве были гиперактивными детьми? Детьми, которые из-за своего большого врожденного потенциала изводили учителей и воспитателей. А потом, удачно развиваясь, находили дело своей жизни.
Так какое будущее для своего ребенка хотите вы?
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Корректор Галина Ржанникова
Моему сыночку в 2 месяца тоже невролог поставила гиперактивность, потому что мой ребенок устал сидеть в очередях и хотел домой, кушать и спать. А она прописала какие-то лекарства. Я знала своего малыша, к тому же он у меня спокойненький, спал часто и по долгу, ничего его не беспокоило.
Я не стала его пичкать этими препаратами, а когда через месяц пришла на повторный прием, эта «замечательная» врач, сказала что у нас положительная динамика. Ох уж и врачи….
Тут самое главное, что бы родители, которые хорошо знают своего малыша, не слушали кого попало!
Увы, сегодня этот диагноз слишком распространен. И врачи предпочитают перестраховаться, при малейших признаках ставя диагноз. Вы поступили мудро!
Было дело, и моему ребёнку такой диагноз поставили. И лечили ведь, черт возьми(( Жаль, очень жаль, я тогда не понимала его, не была знакома тогда с Системно-векторной психологией. К огромному сожалению((
Главное, Яночка, что ничего еще не упущено! Может, и не наша в том вина, что верили свято в медицину — во что, казалось бы, еще верить?… Сейчас понятно, что многие вещи имеют совершенно иную природу, чем ту, что понимается медиками.
Очень познавательная статья, правда моему ребенку пока 9 месяцев, но я взяла на вооружение все ваши советы и наблюдения.
Спасибо за интерес!
ложные диагнозы могут навесить на ребенка ярлыки, и лечить, лечить то, какой он есть от природы. всем родителям нужно познакомиться с системно-векторной психологией..
вот эта вот моя кожная неусидчивость, столь сердившая в свое время мою маму… ну такая я от природы — ну не могу спокойно сидеть на одном месте, тем более долго)
Надеюсь, вам ее не пытались лечить? 🙂
Жуткое дело — неправильная диагностика, да ещё влияющие на психику растущего детского организма.
Мало что безграмотные родители своим неверным воспитательным подходом калечат детскую психику, так ещё и медицина им в этом помощь.
Чтобы лечить, надо четко различать, что лечить, а не ставить эксперименты на детях.
Я, например, своим малышам даже таблетки давала в крайних случаях, взвесив тысячу раз «за» и «против». А когда такое огромное «против» в смысле размытости диагноза, то риск просто огромен.
Опасность такой врачебной ошибки — будущее ребенка. Тут, пожалуй, тот случай, когда вместо ВЫлечить можно ЗАлечить.
Залечить и покалечить… испортить жизнь, всю дальнейшую жизнь! И это не шуточки 🙁 Такие эксперименты над детьми ставятся. Самими же родителями
Ох уж эти псевдодиагнозы… Я не понаслышке знакома с этим явлением — успели с сыном многих врачей пройти. Хорошо, что я вовремя попала на тренинг и поняла, что у меня растет абсолютно нормальный ребенок. Воспитывая его с учетом его врожденных особенностей удалось скорректировать его поведение, доставлявшее столько неудобства учителям и воспитателям
Хорошо, что тренинг появился в вашей жизни вовремя. Я тоже некоторое время напрягалась из-за того, что ребенок к трем годам очень мало говорил. Тренинг в моем случае стал своевременным ответом на все вопросы по этому поводу