Многие любят детей, особенно маленьких, и улыбаются при их виде. Такой маленький и пушистый, так и хочется подержать его на руках. Так трепетно наблюдать, как маленький человек учится говорить и смешно рассказывает истории.
Подрастают, их желания вырастают, и родители порой не знают, что с этим делать. «Вот я в детстве таким никогда не был, а ты… Зачем все время бегать и кричать? Сядь, посиди на месте, подумай основательно над проблемой и тогда принимай решение». Ребенок не слушается и продолжает носиться как заведенный.
Иногда у родителей нервы не выдерживают, и они прибегают к насилию над детьми. Да, именно к насилию. Это может быть вербальное, физическое, смысловое насилие. «Вот у меня ребенок — пока ему не дашь по одному месту, он ничего не понимает. Я ору и ору на него, а толку ноль — не обращает на меня никакого внимания».
В нас проблема или в детях?
«Конечно, в детях. Они же маленькие и ничего не понимают, а мы их должны научить», — скажет практически любой человек. Все верно, именно общество и родители РАСТЯТ будущее поколение. Сколько поколений детей уже выросло и живет… Вот только счастливой ли жизнью? Откуда мы знаем, что растим детей правильно? Существует ли единая методика или система по воспитанию ребенка, которая дает массовые положительные РЕЗУЛЬТАТЫ?
В современном мире методик по воспитанию будущих членов общества огромное количество, но ни одна из них не дает ответы на все вопросы. Многие педагоги рассказывают, что знают все особенности детей, а при простом вопросе теряются и перескакивают на другие темы. Если подвести итог, то никакой действующей системы воспитания ребенка у нас нет! Со школьных лет известно, что незнание не освобождает от ответственности. Так в ком проблема?
Многие воспитывают детей так же, как воспитывали их самих. Нет проблем, когда ребенок психологически похож на своих родителей. Ему нравится такое воспитание, а родители от счастья просто с ума сходят, глядя на свое дитя. Прекрасные отношения между родителями и детьми — это всегда залог здорового будущего.
А если психологически не похожи? Как родители решают такие проблемы? Правильно, точно так же воспитывают. Только от этого страдают и родители, и сами дети! Начинаются крики, скандалы, в некоторых случаях побои и т. д. Таких случаев огромное количество, но многие из них остаются без достойного внимания.
Статистика психологических заболеваний детей
Зураб Кекелидзе, главный психиатр РФ, еще в 2015 заявил, что около 70 % детей растут с психологическими отклонениями. Было выяснено, что около 40 % детей имеют проблемы с адаптацией к школьным условиям обучения. Вы представляете, насколько это огромная цифра? Эта статистика, которая может иметь незначительные отклонения, показывает современные реалии.
Многие родители скажут, что их ребенок совершенно здоров. А откуда это известно? Только потому, что родителям так хочется или они не хотят видеть проблему? Ведь все хотят иметь психологически здоровых деток. Статистика раскрывает все карты: мы не знаем своих детей. Если бы знали, то причиняли бы вред?
Все хотят дать своим детям все самое лучшее: образование, профессию и т. д. Слово «лучшее» должно применяться относительно кого-либо, а в данном случае — ребенка. Мы даем лучшее для НЕГО или смотрим через СЕБЯ?
Известно, что ребенок физически и психически растет и развивается до определенного возраста. Именно в процессе взросления легче всего нанести травму будущему члену общества. Психика только формируется и сильно подвержена влиянию со стороны. Это может быть как хорошее влияние, так и плохое. Если ребенку помогают достигать своих целей, вовлекают в чтение, то это хорошее влияние. Побои, крик, оскорбления — это плохое.
Травмирующие события оставляют отпечаток в нашей психике и могут тормозить развитие. Разных людей травмируют различные события, а избавиться от них получается не у всех.
Как понять СЕБЯ и своего РЕБЕНКА?
Тренинг «Системно-векторная психология» помогает понять, что движет тем или иным человеком и почему он так поступает. Почему ребенок меня не слушает? Что с этим делать? Почему он так поступает со мной?
Для начала давайте разберемся, что вообще такое ребенок и чего он хочет. Абсолютно любой человеческий детеныш хочет ощущать чувство защиты и безопасности от своих родителей. Он совсем маленький, только развивается, сам себя прокормить не может. Это ощущение ребенку до 6 лет дают только родители. Если мама кричит, все время ругает, бьет, то ребенок утрачивает это чувство.
Очень сложно чувствовать себя в безопасности, когда бьют и все время кричат. Если это происходит регулярно, то ребенок получает задержки в своем развитии.
Поучимся у матушки природы
Животный мир огромен и имеет много отличий. Однако в нем существует несколько 100-процентных закономерностей. Давайте взглянем на любого детеныша животного. Возьмем, к примеру, льва. В будущем из него вырастет царь зверей, но сейчас это маленькое существо. Оно неспособно само сохранить себя. Мама добывает ему пищу и заботится, чтобы его никто не обидел.
Таким образом, маленький лев получает чувство защиты и безопасности от мамы. Когда он вырастет, то станет сильнее большинства животных, но сейчас он полностью беззащитен. Любая гиена может прийти и скушать его. Если маленький лев лишается защиты от матери, то он погибает. То есть любое животное без защиты родителя погибает. А что тогда происходит с человеком?
Человеку мало только физического сохранения. У человека формируется психика. Мы кормим своих детей, обуваем, отдаем в школу — физически сохраняем, но как мы с ними общаемся? Чувствуют ли они внутренний комфорт, находясь рядом с родителем. Понимаем ли мы своего ребенка или нет?
Разные дети — разные особенности
«Вот у меня ребенок с самого детства неусидчивый. За день сто раз прибежит домой и убежит во двор играть. Любит спорт, особенно футбол. Выходит на улицу и бегает с мячом до самой ночи, а потом играет в догонялки. Дома все время с конструктором играет, собирает самолеты, машины, корабли. Инженером будет, думаю я про себя. Моментально все делает, берется за несколько дел одновременно. Имеет гладкую кожу, обожает прикосновения и обниматься». Это в норме.
Такой ребенок является обладателем кожного вектора. Имеет гибкую психику, рациональный склад ума. В будущем он может стать потрясающим организатором, инженером или менеджером. Психика такого человека стремится к изменениям, к покорению новых вершин. Он все время хочет достигать новых целей, быть выше других в социальном плане. Сейчас это маленький мальчик, который развивается.
Если такого регулярно бьют, то он испытывает огромную боль. Ему в несколько раз больнее, чем другому ребенку. Чувствительная кожа иначе реагирует на побои. От побоев он переучится: будет получать удовольствие не от поглаживания, а от боли. Это значит, что он все время будет хотеть не нежных прикосновений, а болезненных. Именно такие дети бессознательно провоцируют родителей на побои. «Без ремня он русского языка не понимает!»
«У моей знакомой мальчик усидчивый, спокойный. Основательно занимается в школе, сам руками мастерит, совершенно неспортивный. Очень аккуратный, легко запоминает стихи и очень любит маму. В школе сидит на первой парте и постоянно переспрашивает и уточняет, чтобы идеально записать».
Перед вами ребенок с анальным вектором. Он имеет ригидную психику, неповоротливую, основательную. У таких детей потрясающая память. Они помнят все хорошее — правда, и плохое тоже. Если на такого ребенка орать и бить его, то он запомнит это на всю жизнь. Вечно обижаться будет и искать справедливости! Тяжелейшее торможение на всю жизнь.
Крик, или Как искалечить ребенка
В очень многих семьях крик — это нормальное явление. Родители считают, что так правильно, и кричат на своих детей. Они оправдываются тем, что так ребенок лучше понимает и не задает глупых вопросов. Ребенок все время ищет ответы, ведь он совершенно не знает этот мир. Он тихий, спокойный, в школе математику любит, все время задает вопросы о космосе. В классе один из самых умных. Это обладатель звукового вектора.
В потенциале ученый-гений или великий математик. Способен отличать тончайшие изменения звука, его интересуют вопросы мироздания. Довольно часто это закрытые, неразговорчивые люди. Если на такого ребенка кричать, то будет катастрофа. Он может закрыться от этого мира, все время прятаться в себе. Вместо великого ученого в потенциале — вырастет сумасшедший.
Попробуйте кричать на животного. Оно сразу испугается и убежит от вас. А теперь представьте, что испытывает человек, когда на него кричат? А если это ребенок со звуковым вектором, то крик — это прямой путь к аутизму и шизофрении!
Почему мой ребенок всего боится
«С самого детства он рос эмоциональным, чувствительным, все время подчеркивал красоту окружающей природы! Обожал, когда ему читали. С радостью пошел в кружок рисования и стал одним из лучших. Всегда был дружелюбным мальчиком и помогал другим детям. Плакал часто и сопереживал кому-либо».
Перед вами обладатель зрительного вектора. По своей природе он впечатлительный, радостный, открытый человек. Эмоции другого человека он переживает, как свои собственные. Такой ребенок очень эмоционально реагирует на ссоры родителей. Он может думать, что ссорятся из-за него. Он переживает их плохие эмоции в квадрате!
Если кричать на такого ребенка и запугивать его наказанием, то можно вырастить человека, который всего и всегда боится. Если регулярно ссоры повторяются, то ребенок может замкнуться на себе.
Не кричите на детей, и они вырастут эмоциональными и чувственными со знаком «+»!
Как оптимально вырастить и воспитать ребенка.
Современный городской человек имеет в среднем 3-5 векторов. Чтобы правильно воспитать ребенка, следует учитывать каждую особенность психики. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает понимание себя и окружающих. Это подтверждают многочисленные результаты людей, прошедших тренинг.
«… Однако была и другая сторона этой увлеченности: мой сын никого не слышал! Или не хотел слышать! Он жил в своих мыслях и мечтах! После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились!..»
Татьяна Ф., учитель английского языка, Санкт-Петербург
«… Я стараюсь направить жизнь Егора в русло организованности и умение заполнять и распределять свое время. Иногда это получается. Иногда — нет. Но когда получается, он сам отмечает, насколько это легче — когда нет разорванности времени, когда день складывается удачно по его словам…»
Гульнара Г., психолог Нижневартовск
Автор Владимир Стойка
Корректор Александра Веряскина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»