Бывают ситуации, когда ребенок начинает вести себя необычно, не так, как раньше. Родители отмечают изменения в худшую сторону. Говорят, ребенка словно подменили. Перемены могут быть самые разные: перестал слушаться, пошли истерики, делает все назло, замкнулся в себе, стал обманывать, потерял интерес к учебе и так далее. На лицо резкая смена привычного поведения.
Отчего случаются такие резкие перемены в поведении ребенка?
Как правильно реагировать и что делать в такой ситуации?
Сыт, одет, обут — что еще надо?
Для начала подумайте, не происходило или не происходит ли в вашей жизни что-то новое и необычное? Увольнение с работы, переезд на новое место, развод в семье, разрыв отношений? Ситуация, которая может пошатнуть безмятежный, стабильный и уютный мир ребенка?
Дело в том, что для полноценного развития ребенку нужны не только тепло, еда, питье, секции и кружки — есть еще нечто важное, о чем никак нельзя забывать.
Одни это называют любовью, другие — привязанностью, третьи — авторитетом, необходимостью значимого взрослого и пр. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что базовой составляющей нормального психологического развития растущей личности является ощущение защищенности и безопасности.
Это ощущение ребенок получает от матери. Если мать по какой-то причине находится в стрессе, плохо обращается с ребенком — кричит, ругается, злится, то ребенок теряет чувство защищенности и его развитие затормаживается. Психика начинает работать «в программе выживания» согласно его векторам, но пока еще по архетипичному принципу.
Резкая смена поведения ребенка, какими бы векторами он ни обладал, это неосознанная попытка вернуть утраченный психологический комфорт.
Как это выглядит
Проявления потери чувства защищенности и безопасности зависят от векторов — тех врожденных психологических свойств, которыми наделен ребенок.
Потеря чувства защищенности и безопасности у ребенка с анальным вектором может проявиться проблемами с туалетом, упрямством и даже жестокостью. Одним из отдаленных последствий может стать заикание.
Такой обстоятельный и послушный малыш в силу своих психических свойств особенно привязан к маме, зависит от нее, долго привыкает ко всему новому. Новое место жительства, новое окружение, новая воспитательница в садике, даже новая еда — ко всему этому такой ребенок привыкает постепенно и нуждается в дополнительной поддержке.
Ему важно обязательно закончить любое дело, довести его до конца, будь то рассказ о происшествии на площадке, прочтение книги или посещение туалета. Если мама нервничает, дергает его, обрывая на полпути, слишком часто водит в новые места и чрезмерно грузит его новыми впечатлениями, то его ощущение безопасности и защищенности страдает. Незаконченное дело вызывает у него негативные ощущения, а постоянные прерывания или поторапливания могут вылиться в спазмы психосоматической природы — заикание, запоры и пр.
Самый послушный от природы мамин ребенок, который привык все делить поровну и получать заслуженную похвалу от родителей, вследствие стресса, в своем стремлении выровнять психологическое состояние может стать самым большим упрямцем и даже делать что-либо назло, только бы отомстить за свои обиды.
Ребенок с кожным вектором при потере защищенности и безопасности начинает воровать.
Вот типичный пример. Маленького кожника отправили на лето к бабушке. Такой ребенок нуждается в высокой активности, постоянном движении, смене рода занятий, реализации своего стремления к победе, выигрышу, в получении призов и наград.
У бабушки — обладательницы анального вектора — наибольшую ценность имели книги как источник знаний, помощь старшим воспринималась как обязанность младших, а наилучшей наградой считалась похвала.
Кожный мальчик просто не в состоянии долго сидеть над книгами, а скучная работа по хозяйству без перспективы получения награды воспринимается им как потеря времени. За непослушание бабушка наказывала ребенка прутиком по мягкому месту, и ребенок полез к соседям воровать яблоки.
Кожа — самое чувствительное место у малыша с кожным вектором, и физические наказания сразу лишают его чувства защищенности. Это и провоцирует покражу — так ребенок пытается выжить, реализуя свое примитивное врожденное желание добыть во что бы то ни стало, и как может компенсирует стресс в кожном векторе от физического наказания и тотальных запретов.
А если в попытке избавить внука от позорного поведения бабушка продолжит применять свой любимый прутик, то ситуация не только не исправится, но еще и усугубится.
Немотивированное школьное воровство может быть вызвано и унизительными словами учительницы, сказанными при всех. Ребенок с кожным вектором амбициозен, поэтому не только битье, но и унижение может спровоцировать у него желание к покраже.
Это позже, с годами, маленький кожник научится воплощать свое желание к победе через повышение продуктивности собственного труда или организацию трудового процесса целого коллектива. А пока он добывает доступный ресурс простым воровством.
Скорая помощь при резком изменении поведения ребенка
Как вернуть нормальное поведение у ребенка? Ответ прост: вернуть утраченное чувство защищенности и безопасности. Чем младше ребенок, тем больше его психика зависит от состояния родителей.
Для начала необходимо понимать особенности психики вашего ребенка, чтобы понять причину стресса и определить пути его устранения, а также осознать, что происходит в вашей жизни.
Обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности можно только в том случае, когда сама мать находится в состоянии психологического комфорта и равновесия.
Спокойна мама — спокоен ребенок. Растет и развивается, имеет желание и способность учиться новому, полон интереса к окружающим, легко идет на контакт с детьми.
Мама в стрессе — ребенок волнуется и сам не понимает почему. Не ощущает психологического комфорта, и, как следствие, проявляются векторально обусловленные нарушения в поведении — воровство в кожном векторе, упрямство в анальном, истерики в зрительном…
Системное знание формирует четкую схему воспитания для каждого малыша: варианты поощрений и взысканий, направления увлечений и способы контроля. Осознавая, что движет вашим ребенком, вы уже не станете требовать от послушного анального малыша быстрой реакции, от кожного непоседы — высокой усидчивости, а зрительника не станете пугать Бабой Ягой.
Системное мышление убирает эффект необъяснимости, странности поведения ребенка в той или иной ситуации. Вы, как мама, лучше всех знаете своего ребенка, поэтому вам легче разобраться в причинах того, вооружившись системным знанием. Когда вы понимаете, что происходит у него в голове, вас невозможно удивить или поставить в тупик. Вы в курсе, что кожному ребенку удобнее учить стих стоя на голове, дрыгая ногами и попутно складывая лего, а анальному нужно несколько раз начать заново и обязательно дойти до конца, прежде чем перейти к следующему заданию.
Понимание своего ребенка изнутри меняет ваше отношение с осуждающего на принимающее, тем самым возвращается его утраченное чувство защищенности и безопасности.
В таких ситуациях нужно уделить ребенку больше внимания, необходимо беседовать с малышом независимо от возраста и объяснять на понятном ему языке, что мама понимает его состояние. Кожного непоседу — обнять, погладить; анального малыша — похвалить, не забыв сказать, что мамочка его очень любит. Сделать вместе то, что вам обоим доставит радость — посмотреть его любимый мультик, испечь вместе печенье и потом всей семьей съесть его, выехать на природу — что угодно, что поможет ему вернуть чувство защищенности и безопасности.
Старайтесь поощрять ребенка, чтобы он делился с мамой своими эмоциями, мыслями, желаниями. Основа — это те самые доверительные отношения, прочная эмоциональная связь между всеми членами семьи.
Может, само пройдет? Само не пройдет
Перерастет, перебесится, «плохие» гены или дурное влияние — все это объяснения из прошлого века. Не ждите, что нарушения в поведении пройдут сами. Возможно, они станут не так заметны, но оставят рану в психике вашего ребенка в виде обид, страхов и тяжелых воспоминаний, которые во взрослом возрасте будут кровоточить и мешать ему жить среди людей.
Механизмы развития детской психики изучены, врожденные психологические особенности изложены в рамках тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Его беспрецедентная эффективность подтверждена тысячами отзывов родителей, нашедших выход из тупика воспитания.
«…До тренинга: все как у всех — горы литературы и тренингов, ощущение собственной «продвинутости» , все «умнее и умнее» — другим предъявить есть что, а себе — нет, никаких ответов, ни на какие вопросы, «неуды» себе, людям, отношениям. После одного похода к психологу стало не только еще хуже, но и пришло понимание того, что мне не туда.. Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль «как страшно все и запущено…я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!», еще и личных консультаций нет — ужас, безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ — УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года)…»
Асия В., косметолог, Канада
«…После прохождения тренинга у меня невероятные результаты. Я и не предполагала, что жизнь меняется легко и просто с первых лекций. Без всяких усилий. Подтверждаю на 100%. Мое состояние изменилось!
У меня больше нет страхов, фобий и прочих негативных состояний и больше не будет никогда. Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном. На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости, заикания не слышу, его нет!!!
И с учебой наладилось, идем на результаты четыре в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто — системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»
Екатерина А., экономист-менеджер, Москва
Современный ребенок требует современного подхода, но не потому, что он плохой или «трудный», а потому, что он — другой. Его потенциал выше, его возможности шире, и наша задача — помочь ему развить и реализовать данные от природы психологические свойства. Сегодня это возможно.
Автор Диана Гадлевская
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»