Представьте себе ситуацию на детской площадке: ребенок 3–4 лет приходит качаться на качелях, но они заняты. Тогда он встает рядом и кричит, что хочет качаться, требует, чтобы ему их уступили, устраивает громкий скандал. «Ааа, хочу качаться сейчас! Пусть девочка слезет и уступит мне!!!»
Его мама краснеет, не знает, как себя вести, готова провалиться сквозь землю, уговаривает дитя, но все без толку. Окружающие бабушки качают головами — какой ужасный ребенок!
Может, вы были свидетелями подобных ситуаций или вы сама мама такого ребенка и попадали в такие переделки.
Кто эти маленькие нарушители спокойствия и как их воспитывать и справляться с подобными истериками?
Все маленькие дети от природы эгоистичны — это норма. Ребенок рождается беспомощным и полностью зависит от окружающих, требует от них наполнения своих потребностей. В процессе роста и развития, взрослея, он все больше учится взаимодействовать с другими людьми и учитывать их интересы.
С детьми, которые склонны к постоянным истерикам с требованием внимания к себе, родителям очень сложно: приходится терпеть крики, капризы.
На самом деле счастливый и довольный человек, в том числе и ребенок, не будет на пустом месте истерить и требовать к себе внимания. Когда малыш так себя ведет, значит ему чего-то не хватает. Если он устал, голоден или его еще что-то беспокоит, тогда это временное явление.
Самое главное, что влияет на маленького ребенка — это психологическое состояние мамы. Если у нее все хорошо и она спокойна, то ребенок это чувствует и ведет себя нормально. Но если сама мама испытывает гнев, раздражение, обиду или другие тяжелые переживания, то ребенок перестает ощущать защищенность и безопасность. Может начать себя «плохо вести» и привлекать к себе повышенное внимание. Поэтому для мамы особенно важно следить за своим состоянием.
Но есть дети, которые могут регулярно устраивать подобные «концерты», даже когда вроде бы все хорошо и у мамы, и у него самого.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана мы узнаем, что настоящие истерики бывают только у детей со зрительным вектором.
Такие дети очень эмоциональные, не могут сдерживать свои чувства. Более того, им и нельзя этого делать. Из-за этого потом могут быть истерики и капризы. Так проявляется недостаток впечатлений, которыми и живет ребенок.
Порой малыш так привыкает манипулировать родителями: как закричит, тут же все побежали исполнять его пожелания. Вроде как добился своего. Но при этом не развивается нормально и только сиюминутно наполняет свои потребности.
Для нормального развития и хорошего самочувствия зрительного ребенка необходимо два основных фактора.
Первый — крепкая эмоциональная связь с мамой. Это особенно важно для таких детей. Не просто накормить, одеть, обуть, а проявить внимание, поговорить о его чувствах. Если эмоциональной связи не хватает и ребенок не чувствует к себе достаточно внимания, то он начинает громко его требовать в любой форме.
Но стоит его проявить, и ваш маленький тиран расслабляется и превращается в милого ребенка. Просто по-другому он не может показать, что ему чего-то не достает.
И второй фактор — это воспитание согласно его природным свойствам.
Когда зрительному малышу не хватает переживаний, бурных эмоций, его чувственность выплескивается из него, только со знаком минус в виде истерик и капризов.
Но бывает и так, что ребенок получил много впечатлений, были выполнены все его пожелания, и тут он начинает еще больше капризничать и просить чего-то запредельного. Дело в том, что наше наполнение эмоциями — не бесконечный процесс, поэтому дает только короткое ощущение удовлетворения.
Переключить ребенка со своих собственных переживаний на то, что чувствуют другие люди, расписав это во всех красках, чтобы он проникся по-настоящему, — вот что способно выдернуть его из постоянных требований внимания к себе.
При этом его психика заполняется этими переживаниями, и ребенок успокаивается.
Лучше всего начать с чтения детских книг, где герои попадают в непростые ситуации, чтобы малыш им сопереживал, проникался и учился испытывать сильные чувства по отношению к другим.
И постепенно начинать показывать такие ситуации в реальной жизни.
Ведь это самые ранимые, эмоциональные, чувствительные дети. Рядом плачет девочка — и малыш при верном развитии обязательно будет сопереживать, спросит, что случилось, захочет ей помочь и подбодрить. Потенциал таких детей — их огромная способность чувствовать других людей, помогать им и поддерживать, от чего они могут испытывать большое удовольствие, и, став взрослыми, вносить этим свой вклад в общество.
Тогда как ощущая эмоциональную неудовлетворенность, они могут скатываться в скандалы и истерики.
Поэтому скорая помощь при истерике: во-первых, дать ребенку внимание, пусть даже невербальное, ощущение, что вы с ним, его любите и поддерживаете, стараетесь учитывать его желания. Во-вторых, переключить его внимание на переживания других людей, описать их чувства и ощущения.
А изменение к лучшему внутреннего состояния мамы и своевременные, постоянные усилия по воспитанию согласно его природным свойствам позволят постепенно свести истерики на нет:
…Когда мое состояние начало меняться, дочка стала спокойнее. Начала замечать, что, наблюдая за ней, уже не могу мыслить, как раньше. Хочется понять ее не через себя, свои хотения и желания, а что движет именно ею.
Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны.
Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить…Айнура М., бухгалтер, Алматы, Казахстан
…До тренинга крики, вопли и истерики были нашими обычными спутниками. Сын часто упрямился, капризничал, казалось бы, на ровном месте. Демонстрировал противоречивое поведение («хочу гулять! — хорошо, пойдем! — нет, не хочу гулять! — хорошо, не пойдем — нет, хочу!» и так до бесконечности), сопровождающееся визгом, слезами. С ним трудно было договориться об элементарных вещах, я нервничала и злилась, и главное, чувствовала себя обескураженной и беспомощной, не понимая, как же так я с желанным и любимым ребенком не могу наладить нормальное взаимодействие.
Результаты пошли еще даже до начала бесплатных лекций, уже на этапе ознакомления со статьями на портале.
Определив основные векторы у ребенка и у себя, узнав из чего проистекают те или иные особенности нашего с ним поведения, я стала лучше понимать, какой необходим подход к нему и какие собственные проявления мне нужно контролировать. То, что было, и что стало — небо и земля. Сын спокойный, веселый и жизнерадостный, между нами согласие и взаимопонимание, если какие-то капризы и возникают, то моментально купируются без нервов и раздражения, его постоянная присказка теперь «мамочка, родная, я тебя люблю», обнимашки — наше все!..Татьяна К., юрист, Подольск
Автор Ирина Щербакова
Корректор Дарья Терешонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»