Что происходит в душе женщины, когда она не выдерживает и дает-таки подзатыльник или кричит на ребенка не своим голосом?
Ее душа кричит от боли.
Почему болит душа?
Душа человека — это желания. Желания наполняются — мы счастливы. Если не наполняются, то мы страдаем. Страдания, боль души — это ее неудовлетворенность.
Женщина может страдать от неудовлетворенности:
- жизнью,
- отношениями,
- детьми.
Любая мама знает, что ничего хорошего нет в криках и подзатыльниках. Но не всегда понимает точно, какой именно эффект оказывает то или иное действие на каждого конкретного ребенка.
Последствия
Сценарий будущей жизни пишется в детстве. До 15 лет есть время развить ребенка максимально, чтобы он прожил счастливую жизнь.
В детстве влияние окружения — ответственных взрослых — имеет решающее значение, так как этот возраст сензитивный — человек учится всему. И сензитивность у детей разная. Приведем несколько примеров.
Никого нельзя бить. Но отреагируют разные дети по-своему, в зависимости от врожденных психических свойств. Малыш с анальным вектором затаит обиду на маму и на весь мир, зрительный ребенок застрянет в страхах, а у ребенка с нежной кожей и гибкой психикой сформируется сценарий неудачника. Детская психика восприимчива — переучивается быстро. Кожный ребенок с одного раза может переучиться получать наслаждение от побоев и стать чемпионом непослушания, бессознательно провоцируя родителей на очередной шлепок.
Ни на кого нельзя кричать. Но самые тяжелые последствия крика наблюдаются у детей со звуковым вектором. Их эрогенная зона — слух и мозг — страдает больше других, вплоть до отключения. Утрата способности воспринимать информацию, тугоухость и аутизм — последствия детских травм в звуковом векторе, чаще всего от материнских криков. А между тем каждый звуковой ребенок рожден с потенциалом гения.
Объем психики современных детей на порядки больше нашего, и маленькая ошибка в воспитании может привести к серьезным последствиям. То, что нам кажется безобидным, в детской душе способно оставить травму на всю жизнь.
Дети другие. Они не повторяют родителей. По близнецам и двойняшкам хорошо видно, что врожденная природа детей может полярно отличаться, в том числе от родительской.
Кроме того, инаковость сегодняшних детей усиленная. У них другой темперамент. Сила желания больше, непослушность выше, неуправляемость и капризность ярче.
Помимо осознания конкретного вреда от криков, унижений и побоев, есть еще то, что поможет наладить отношения с ребенком:
1. Определение свойств ребенка облегчает контакт с ним и делает его в целом возможным. Дети, как и мы, не выбирают свою природу. Мы не решаем, какими талантами и свойствами нам обладать: быстро бегать или хорошо учиться, воспринимать все близко к сердцу или быть взрослым и глубоким не по годам. Изменить природу мы не в силах, и невозможно привить свойства, которых нет. Зато можно правильно развивать все, что дано, и тогда у ребенка есть шанс на счастье и нормальное взаимодействие с окружающими.
2. Умение себя вести, управлять эмоциями и общаться с другими людьми — результат развития. Любые таланты даются маленькому человеку в виде потенциала, и только при грамотном и чутком участии взрослых со временем он превращается в свою противоположность — настоящие дары. Творческий талант и человеколюбие даются в форме первобытного страха, изобретательность — в виде изворотливости, красноречие — в виде болтовни и вранья и т.д. Все, что дико для взрослого человека, — для трех-пятилетнего ребенка — еще норма. Это качества, которые требуют развития.
3. Эмоциональная связь с мамой жизненно необходима любому ребенку. От мамы он получает базовое чувство защищенности и безопасности, без которого развитие не будет гладким, а поведение — нормальным. Без маминой любви, одобрения, поддержки, внимания и сочувствия даже очень талантливый ребенок может вести себя неадекватно. Эмоциональную связь можно формировать целенаправленно и осознанно, например читая вместе проникновенные книжки по вечерам. На следующий же день можно заметить, что с ребенком легче договориться, — он как будто лучше слышит маму.
4. Состояние мамы передается ребенку по невидимой психологической «пуповине». Эта связь начинает ослабевать после шести лет и продолжает существовать до окончания пубертата. Можно увидеть, как детки затихают, когда спокойна мама, и как они тревожно себя чувствуют и ведут, когда мама на взводе. Если женщина находится в длительном стрессе, этого может быть достаточно, чтобы дети стали неуправляемыми и даже заболели. Есть расхожая шутка про женщину, запершуюся от детей в комнате, чтобы поесть шоколадных конфет и стать счастливой мамой. В этом есть огромный смысл. Хотя, конечно, конфеты тут ни при чем.
Состояние женщины зависит от ее личной удовлетворенности отношениями, жизнью.
Отношения: безопасность, комфорт, вдохновение
Чувство защищенности вместе с алиментацией и эякулятом женщине дает мужчина. Сравнительно недавно женщина получила возможность кормить себя сама. В те тысячелетия, когда формировалась наша психика, видовая роль была только у мужчины, который кормил и защищал мать своих детей. Жизнь женщины зависела от мужской заботы. Получать от мужчины все — природное желание и неотъемлемое право женщины и матери.
Современная женщина так же, как и ранняя десятки тысяч лет назад, чувствует глубокое удовлетворение от соития. Принадлежность мужчине означала, что она станет матерью и будет жить. Влечение привязывало самца к самке на время, необходимое для выращивания потомства до жизнеспособного возраста. Чуть позже мы научились испытывать чувства и строить эмоциональные отношения, которые до сих пор необходимы нам для счастья. Взаимопонимание, поддержка, чуткость — то, что мы называем любовью, — скрепляют современные пары на более длительный срок, чем влечение.
Эмоциональная связь, любовь приносит нам самую большую радость и счастье. Если в паре есть чувство, оно заменяет психотерапию, дает вдохновение жить и не замечать мелкие неприятности.
Если женщине приходится зарабатывать на жизнь самой, если не ладятся отношения, если нет возможности забыться в любимых объятиях и получить моральную поддержку от близкого человека — стрессы накапливаются. И тогда ни высокая культура, ни врожденный материнский инстинкт не помогут сдержаться и не сорваться. Требования детей становятся невыносимой нагрузкой. И вот мать уже орет на ребенка, выбежавшего вдруг на дорогу или стащившего очередную игрушку в садике.
Жизнь радует?
Счастливый, наполненный человек всем доволен, всех любит, полон сил. Счастливая, удовлетворенная собой и жизнью женщина, переполненная любовью, в состоянии одним словом успокоить детей. И готова успокаивать, если этих слов нужна тысяча. Есть счастье — есть и силы на все.
Быть счастливой — и полезно, и приятно, и хочется всей душой. Но есть проблема. Мы сами не всегда знаем, что нам нужно для счастья. Желания души от нас скрыты, до сознания доходит не все. Сознательно чего-то хотим, например: здоровых детей, хорошую работу, благополучия. Это может совпадать с желаниями души, может совпадать частично, а иногда не совпадает совсем.
Норма — это радость жизни. Если этой искренней, сердечной радости нет — значит, мы чего-то о себе не знаем. У каждого человека есть все для счастья. Есть психика, а значит, желания, наполняя которые, мы можем быть счастливы. Всегда.
Вместе с желаниями природа дает и способности к их достижению. Мы несчастливы или не до конца счастливы, когда не знаем, чего хотим и на что на самом деле способны. Идем общепринятым путем, часто даже профессию выбираем не по сердцу, а из соображений престижа или заработка. И проживаем несчастную, чужую жизнь, без огонька.
А собственные желания, даже заброшенные и отринутые, никуда не деваются. И вместо наслаждения доставляют боль. Мы можем объяснять свою неудовлетворенность недостатком денег или житейскими неурядицами, не замечая, что болит душа. Мы даже не ощущаем, что душу наполняет «темное разлитое чувство», если всю жизнь живем вразрез с природой. Бывает, нам просто не с чем сравнить.
Депрессия явная и неявная
В особом положении находятся сегодня люди, одаренные звуковым вектором. Сложность в том, что звуковые желания — познать самого себя и раскрыть смысл бытия — слишком оторваны от жизни, которую мы знаем и к которой привыкли.
Нематериальные желания и мысли кажутся большинству блажью или ненормальностью или, что хуже, не ощущаются самим человеком. А звуковику, чтобы быть счастливым, жизненно необходимо погружаться в сокрытое и возвышаться над бренной обыденностью. Если этого не делать, звуковые желания, как самые объемные и доминантные, глушат все остальные, даже самые витальные.
В теле звуковой вектор проявлен повышенной чувствительностью слуха. Если одна мама не заметит детского шума и гама, то звуковая может невыносимо страдать — любой громкий и резкий звук в прямом смысле ударяет по мозгам.
Ухудшает состояние звуковой мамы невозможность побыть в одиночестве и сосредоточиться на своих мыслях. Необходимость постоянно быть при шумных, жадных до внимания, неуправляемых существах доводит до исступления. Страдает весь увеличенный объем души. Плотина сознания неспособна удержать звуковой вал неудовлетворенности, и мама в депрессии трясет, кричит, закрывает детей в комнате, едва сдерживаясь, чтобы не убить.
Ненависть к детям, депрессия, да и просто обостренная реакция на звуки снимается, когда психика приходит в сбалансированное состояние. А это возможно только тогда, когда наши желания реализованы.
Реализация: царица в клетке
Не только звуковые мамы страдают от отсутствия реализации.
Современная женщина, привыкшая к активной социальной жизни, непременно ощутит пустоту, засев в декрете. Даже женщина с материнским инстинктом может подспудно чувствовать, что лишилась важной части жизни, сделав паузу в делах и перестав общаться с коллегами.
Труднее всего заточение дома дается женщине без материнского инстинкта. Кожно-зрительная женщина — исключительная. У нее свой уникальный стиль взаимодействия с детьми. Она изобретательница и мастерица создания эмоциональных связей, в том числе с детьми, с которыми она легко находит общий язык, когда они становятся постарше — примерно с трех лет.
Декрет для такой женщины, невозможность выпорхнуть из дома на подмостки и просто к людям — самая настоящая тюрьма. Раздражение и злость в таком положении неизбежны. А еще истерики из-за отсутствия достаточного общения. Причем достаточность подразумевает и глубину, и количество. Призвание зрительников — создавать эмоциональные связи между людьми.
Плюсом является то, что сегодня существует возможность глубокого и включенного общения дистанционно. Активную, насыщенную и публичную жизнь сегодня можно вести, не выходя из дома.
Сила — в нас самих
Источник злости, ненависти и раздражения заключен в нас самих. Он же — источник счастья, радости и блаженства.
Это наши желания, из которых и состоит психика. Любовь и жизненная сила кроются в них.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет избавиться от всего, что мешало вашему счастью. Когда мы раскрываем свои желания, то перестаем быть марионетками бессознательного. Становимся способными выстраивать отношения такими, о которых мечтали.
…Я наконец перестала орать. Фрустрации ушли, и теперь я могу максимум наругаться, сказать строго, но никогда не ору и не матерюсь. Это следствие внутреннего состояния.
Сборы в садик часто заканчивались подзатыльниками, битьем, орами. Жизнь была просто бесконечным кошмаром. Я забирала сына из садика последним. Хотя было желание вообще не приходить, оставить его там навсегда. Сын не ходил ни в один кружок. Он сопротивлялся абсолютно всему, что я предлагала…
В январе 2017 закончился мой первый ПУ. Уже тогда мне стало значительно лучше. Хотя фрустрации, конечно, оставались еще довольно сильными. Теперь я понимала, что калечу жизнь своим детям, когда ору и матерюсь, как ненормальная. Битье прекратила сразу. Перестать орать получалось не всегда, я еще часто не выдерживала.
Продолжала изучать СВП. Летом прошла ПУ во второй раз. Дети изменились до неузнаваемости. Сын пошел в кружок робототехники. Не из-под палки пошел, а по собственному желанию. Ему там нравится. Вечно забитый и нелюдимый, он стал веселым парнем — хохочущим, баловнюшей, очень социализованным, активным, предприимчивым. Теперь он делится со своими друзьями конфетами, с упоением конструирует с ребятами из Лего. «Мама, ну зачем ты так рано пришла, мы же с Захаром базу еще не достроили!» — услышала я на днях, когда пришла за ним в садик…
Ольга Б., Екатеринбург
…Сын успокоился и перестал воровать в магазинах. Прошло уже 2 года, результат устойчивый.
Сын, чувствуя мое состояние, начал воровать в магазинах. Это был просто ужас.
Сначала это были конфетки, маленькие шоколадки, потом игрушки. Ругала, разговаривала — ничего не помогало. Обещал, что больше не будет, но заходил и все равно что-нибудь прихватывал…После прохождения мной тренинга сына как будто «отпустило», он успокоился и перестал воровать…
Александра А., консультант, Сыктывкар
Дети — это для меня вообще загадка. Что с ними делать? Я решил этот вопрос.
Недавно дочери исполнилось 3 года, и такое началось! Дочь большая фантазерка и «электровеник» порой, а иногда наоборот — погружена глубоко в себя, задумчива и не обращает ни на кого внимания. Вариантов множество самого разнообразного поведения, а сколько еще предстоит! И слава интернету — я решил этот вопрос. И решение действует! Конечно, это тренинг по СВП. Недавно прихожу домой: рев на весь дом, истерика, бабушка не справляется. Пару минут — и уже тишина. Еще три — мы играем на улице с ее радостными словами: «Папочка, ты такой смешной!» Или другой случай…
Виктор Т., IT-специалист Уфа
Автор Оксана Агаджанова
Редактор Тамара Ткаченко
Корректор Дарья Терешонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»