Каждая мама в своей жизни хотя бы раз встретилась с проблемой непослушания своего чада. Некоторые детки не слушаются родителей изредка, их поведение можно списать на плохое настроение или самочувствие. А есть случаи, когда малыш не слушается совсем, и это влияет на его безопасность и отношения с окружающими. Как же понять причину непослушания, а главное, как ее устранить?
Рассмотрим самые распространенные примеры детского непослушания, их причины и модель правильного поведения. И за основу возьмем информацию с тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Проблема 1
• Ребенок упрямится, делает не так или не то, что говорит мама. Не хочет одеваться, раздеваться, убирать за собой, есть, ложиться спать и вообще не хочет и не делает того, о чем его просят родители. Может делать назло, кричать, плакать, устраивать истерику, бардак.
• Ребенок злится и проявляет агрессию по отношению к родным и окружающим. Просьбы мамы встречаются с грубостью и истерикой. Требования его злят, может стукнуть маму, бабушку или соседа по песочнице.
Что происходит
Природные свойства обладателя анального вектора — быть послушным, обстоятельным — меняются на противоположные. Ребенок начинает упрямиться, злиться, проявлять агрессию, делать все назло, тем самым сигнализируя маме, что свойства его вектора развиваются неверно. Упрямство, нежелание выполнять «приказы» мамы свидетельствуют о том, что кроху слишком торопят, дают много заданий одновременно.
Темп мамы с кожным вектором совершенно не будет подходить малышу, которому нужно время на осознание и осмысливание новой задачи. В качестве защитной реакции включается упрямство: «Не буду». Кожную маму такая медлительность будет раздражать, выводить из себя, ведь для нее важно сэкономить время.
Мама с анальным вектором считает, что ее чадо все делает не так или вовсе не делает. В нервном, стрессовом состоянии вектор мамы выражается в наихудшем проявлении. Она будет оскорблять и бить, тем самым снимая с себя стресс и напряжение. А кроха в ответ включает свое упрямство и обиду на маму, перестает вообще делать то, что она просит, злится, дерется, бунтует, разводит грязь.
Правильная линия поведения
Маленького обладателя анального вектора нельзя торопить, его психическое не может быстро перестраиваться на новую просьбу или задачу. Дайте ему столько времени, сколько нужно на обдумывание, осмысление и выполнение дела. Хвалите, одобряйте, когда он что-то выполнил. Развивайте память, например, учите стихи.
Проблема 2
• Ребенок ведет себя неподобающе в общественных местах. Этот случай не ограничивается только непослушанием в общественном месте, зачастую дети и дома ведут себя также. Но если дома мама может справиться со своим малышом, то в общественном месте он становится совсем неуправляемым.
Папы и мамы в таких ситуациях чувствуют себя очень неловко, им стыдно из-за замечаний и недовольства окружающих. Они могут начать «разбираться» прямо на месте или потом, по возвращении домой. Как правило, такие «разборки» не приносят результат.
Что происходит
Малыш с кожным вектором очень активный, смышленый, шустрый, говорит быстро, носится, ему нужно все и везде изведать: и в розетку залезть, и через дорогу побежать. В общественном месте ему все интересно, нужно все и всех потрогать и взобраться на все возвышенности.
Часто мамы с анальным вектором считают кожных детей гиперактивными. Мама, не понимая, что такой темп для непоседы нормальный и гармоничный, начинает его осекать: «не бегай», «сиди спокойно», «не крутись», «слушай внимательно», требуя от него выполнения того, что ему несвойственно и не присуще по природе. Вместо поглаживаний и заслуженной награды дитенка бьют, в результате чего от боли у него выделяются природные обезболивающие — опиаты, и со временем он уже «специально» неосознанно ведет себя так, чтоб его ударили, наказали. И именно в таких случаях говорят: «Пока не дашь — не успокоится». Только родителям необходимо понимать, что успокоившийся кожник после побоев — это очень тревожный знак и негативный сценарий на дальнейшую жизнь.
Основательный, спокойный папа с анальным вектором очень негодует оттого, что, например, сын не может усидеть спокойно, часто повторяет: «У тебя что, шило в одном месте?» — и отвешивает ему «успокоительный подзатыльник», тем самым меняя жизненный сценарий мальчика на негативный.
Правильная линия поведения
Маленькому кожнику необходимы адекватные рамки и ограничения — так он развивается правильно. Нужно логично объяснять запреты, показывать выгоду от послушания, поощрять, договариваться, а не требовать. Его нежной, чувствительной коже полезны ласковые поглаживания, теплые ванны или массаж перед сном.
Проблема 3
• Ребенок не слышит или игнорирует маму. В этом случае наблюдаем поведение совсем спокойное, без агрессии и шума, но оттого не менее угнетающее для родителей. Сын или дочка как будто не слышит просьб убрать в комнате, переодеться, поучить уроки или погулять с собакой. Ребенок замкнут в себе и никак не реагирует на взрослого. Попросту игнорирует его.
Родители, которые встречаются с такого рода игнорированием, зачастую раздражаясь, повторяя по 20 раз, начинают кричать и применять физические наказания. Но это приводит к обратному эффекту — еще большей замкнутости в себе и меньшей реакцией на окружающих.
Что происходит
Человек, имеющий звуковой вектор, может совершенно оглохнуть от крика, панически реагировать на шум. В худшем своем проявлении дети с такими свойствами замыкаются в себе и не слышат родителей, ничего не хотят, живут в своем мире, а в крайних проявлениях даже не хотят и не видят смысла жить вообще.
Правильная линия поведения
У звукового малыша абсолютный слух. Ему противопоказан шум в любых проявлениях. Такому ребенку необходимо обеспечить тишину, спокойствие, возможность побыть в одиночестве. Не повышать голос, давать читать книги и тексты со смыслом. Звуковики не любят рано вставать, а уроки учат ночью, когда у них пик активности.
Проблема 4
• Ребенок всего боится. Он пуглив и плаксив, боится темноты, транспорта, громких звуков и скопления людей.
Такое поведение зачастую пугает и беспокоит родителей. Если в семье так ведет себя мальчик, то такое поведение раздражает, и родственники, не понимая сути проблемы, «лечат» его лекарствами или водят к психологу.
Что происходит
Страх говорит о том, что перед нами обладатель зрительного вектора. В стрессовом состоянии он будет плакать, может устраивать истерики, бояться темноты. В детском саду или в школе это потенциальная жертва буллинга.
Правильная линия поведения
К зрительному малышу жизненно необходимо проявлять нежность и любовь. Обнимать, говорить слова любви, на ночь читать добрые сказки, где никто никого не ест, развивать творческие способности. Подойдут занятия музыкой, актерским мастерством. Боязнь темноты — его естественный страх, поэтому давайте ему возможность засыпать с включенным светом или ночником.
Это важно!
Очень важно помнить, что эмоциональное состояние ребенка от рождения и до пубертата в сильнейшей мере зависит от состояния его мамы. Если она нервничает, в стрессе, в страхе, теряет терпение, испытывает чувство вины и считает себя плохой матерью — такие состояния, несомненно, будут негативно влиять на малыша и вызывать у него стресс. Когда маме плохо, он теряет базовое чувство защищенности и безопасности, и его природные свойства — векторы — не развиваются.
Важно создавать эмоциональную связь с ребенком. Разговаривать, читать художественную литературу, развивая воображение и чувство сострадания к героям. Вовлекать в чтение личным примером, устраивать семейные ужины, когда за одним столом собираются все члены семьи и общаются.
Мама, ПОНИМАЯ свои векторальные свойства, наполняя и развивая их, приводит себя в уравновешенное психологическое состояние. Ребенок будет чувствовать себя в безопасности рядом с такой мамой. ПОНИМАЯ и развивая векторальные свойства своего малыша, она вырастит счастливую и гармонично развитую личность.
И тогда окажется, что проблемы-то и нет вовсе. Например, нет проблемы в том, что котята не летают. Они такие милые, было бы здорово, если бы еще и летали. Но людей не раздражает этот факт, они не говорят: «Летай, я тебе сказал», а если этого не происходит, котенка не унижают и не бьют. Мы все понимаем, что котенку по природе это НЕ свойственно. Он передвигается по суше, может плавать, но НЕ летать. Мы понимаем и принимаем это, для нас это естественно. Так же и с детками. Некоторым просто по природе НЕ свойственно спокойно сидеть, и они не делают этого. А некоторым НЕ свойственно выполнять одновременно десять заданий мамы — это попросту против их природы.
В данной статье рассмотрены не все случаи непослушания и не все векторы, которые могут быть у вашего малыша. Узнать более детально и глубоко о том, как развивать детей и взаимодействовать с ними при наличии у них того или иного вектора, вы можете на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Автор Людмила Анастасьева
Корректор Александр Добряк
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Как бы было хорошо, если бы ко всем деткам относились с пониманием их свойств. Сколько бы было счастливых людей!