Это просто невыносимо! Она точно издевается надо мной! Невозможно с ней находиться в общественных местах. Да что там… Даже во двор не выйти погулять. Каждый выход на улицу сопровождается позором.
Дома можно как-то пережить ее неадекватное поведение, но в люди выйти с ней — стыдно. То на землю упадет и валяется с криками, то убегает от меня на дорогу, то игрушки у детей отбирает. И этот грязный, орущий монстр привлекает внимание всех прохожих! И мне постоянно приходится ловить на себе осуждающие взгляды. А особенно «добросовестные» подходят и отчитывают меня, как первоклассницу, что я неправильно воспитываю ребенка.
— Ну и мамаша! — слышу осуждение за спиной, а порой и прямо в лицо. Неловко, больно, хочется сгореть от стыда за себя и дочь. Так меня еще никто не позорил… А ведь сколько раз я говорила ей, что так некрасиво, плохо себя вести. Объясняла причины, стыдила — все бесполезно. Она либо не хочет меня слушать, либо не понимает, что я ей говорю, либо просто издевается надо мной.
Я стараюсь все сделать, чтобы она была воспитанной девочкой. Вкладываю в нее все свои силы. А она не ценит… Никто не ценит… Ничего, кроме осуждающих взглядов, поучений со стороны окружающих и плохого поведения дочери, я не получаю.
Так больно, так обидно ощущать, что я не могу справиться с собственным ребенком. Не могу найти к ней правильный подход.
Все дети разные
Мы сравниваем своего ребенка с другими детьми. Иногда нам кажется, что наш ребенок ведет себя не так хорошо, как вон тот, мирно сидящий в песочнице и делающий кулич. А мама того ребенка смотрит на наше неугомонное дитя и думает… А что она думает? Мы не можем знать, какие мысли посетили ее в этот момент. Может, она с тоской смотрит на своего и мечтает, чтобы и ее ребенок так же резво бегал по площадке, лазил по лестницам…
Порой ребенок ведет себя естественно для своих лет, и все, что он делает, лишь подчеркивает его индивидуальные психологические особенности. Но нам его поведение кажется неадекватным, позорящим нас, будто «он нарочно это сделал». Мы просто не знаем, что и мы, и дети — разные по своей природе, у нас своя психика, а у ребенка — своя. Нам важно не упасть в грязь лицом перед окружающими, нам хочется быть идеальными в глазах других. И мы изо всех сил стараемся быть такими, но ребенок…
Не получая понимания, признания себя хорошей матерью среди людей, не видя послушания от ребенка в ответ на наши старания, мы реагируем раздражением, ругаем, отчитываем его. Пытаемся донести до него правила приличия.
Проблема в том, что мы смотрим на детей через призму своих желаний и стремлений. Но природа предусмотрительно наградила каждого из нас определенными психическими свойствами — векторами. И нет ничего удивительного в том, что один ребенок любит уединение, другой носится как угорелый, а третий всеми возможными способами привлекает к себе внимание, в том числе истериками.
Как во всем этом разобраться?
Причины плохого поведения
Любые проявления ребенка имеют свои причины. И что хорошо для одного, совершенно не подходит другому. У каждого свой темп развития, свои врожденные таланты, а значит, приоритеты и стремления. Поэтому советы одной мамы, воспитавшей идеального ребенка, не всегда подойдут другой.
Более того, они могут навредить. Важно понимать, что, если воспитывать котенка как попугайчика, вырастет не попугай, а несчастная кошка.
Необходимо точно знать, кого мы воспитываем.
Если у нас по дому бегает маленький ураган, сметающий все на своем пути, это растет гибкий и шустрый обладатель кожного вектора. Его можно увлечь конструированием, танцами, плаванием. Любая деятельность, где есть конкуренция, полезна для такого непоседы. Так он будет реализовывать свои природные таланты уже с ранних лет, и желание «пакостить» плохим поведением уйдет.
Если перед нами маленький упрямец с надутыми, обиженными губками — этому очаровательному малышу с анальным вектором необходимы похвала и одобрение. Просите ребенка о любой помощи по дому — он с радостью будет это делать. Хвалите его за успехи и малейшие начинания. Важно такого малыша не торопить и не перебивать, иначе он из протеста в отместку будет делать все «назло маме» — неосознанно. Чувство справедливости для детей с анальным вектором крайне важно.
Если ребенок боится «бабайки» под кроватью и прочих несуществующих сказочных существ, он найдет свое успокоение в правильно подобранных сказках. Этот чувствительный малыш со зрительным вектором приобретет способность к сопереживанию и навсегда забудет о страхах и истериках. Хорошие сказки, фильмы и классическая литература для любого ребенка необходимы. Это прививка от любых психических нарушений вашему малышу с детства.
Зрительных детей еще полезно привлекать к заботе о братьях-сестрах, даже о родителях. Из кружков хорошо подойдут театральные студии, вокал, музыкальная школа и изобразительное искусство.
Если в нашем доме появился «почемучка», любящий прятаться в шкафу, — этому ребенку со звуковым вектором необходима тишина и классическая музыка фоном.
Как воспитать ребенка правильно, исходя из его природных свойств, можно прочесть в нашей статье.
Но пока мы не знаем психику своего ребенка, не понимаем его желаний, нам не избежать постоянных конфликтных ситуаций с ним. Это первая причина плохого поведения нашего малыша.
Почему ребенок меня позорит. Главная причина
Решающее влияние на ребенка до шести лет оказывает мама. После шести лет тоже, но чуть меньше. Там на первый план выходит школа и окружение детей: книги, педагоги, одноклассники.
А влияет мама не столько своим стремлением правильно воспитать, не столько советами… сколько своим внутренним состоянием:
Чем живет мама?
Что мы знаем о ней? О ее жизни?
Уложив ребенка спать, она убирает квартиру, стирает, готовит. Не чувствуя себя от усталости, падает на кровать. И засыпает с мыслями о том, что завтра надо встать пораньше и приготовить ребенку полезный и вкусный завтрак. Утром обязательно позвонит кто-нибудь со своими нравоучениями, как правильно надо воспитывать ребенка. Пока она слушает советы, ребенок успевает испачкаться кашей с ног до головы. Настроение испорчено с самого утра…
Все осуждают, поучают, а так хочется реальной помощи и понимания. Просто жизненно необходима поддержка…
— Ну скажите мне, что все наладится, что все будет хорошо, что я справлюсь… Кто даст мне эту уверенность?
Чувство защищенности и безопасности женщине дает мужчина и общество. Бывают разные случаи в жизни, и самое страшное, если мама не получает это важное ощущение защиты ни от мужчины, ни от общества. А что в этом случае она может дать своему ребенку? Правильно. Ничего. Невозможно отдать то, чего нет!
«Мама — как много в этом слове…» И это не просто слова из стихотворения Елены Риче…
Мама — это тот человек, который в ответе за ребенка с самого первого дня. Природа дала ей инстинкт, сильнее которого нет ничего в мире.
И порой с виду все хорошо, а внутри… А что может быть внутри у мамы, если она не может расслабиться? Отсутствие нормального сна, напряжение, страх за будущее, неудовлетворенность жизнью, разбитые ожидания… Да все, что угодно… Но ничего хорошего!
И ребенок живет в этом постоянном напряжении вместе с ней. Все внутренние состояния мамы ребенок впитывает в себя как губка. Отсюда идут и капризы, и истерики, и непослушание. Это вторая и главная причина нашего постоянного позора.
Что делать, чтобы ребенок меня не позорил
Мы возлагаем на себя очень большую ответственность — вырастить ребенка счастливым и состоявшимся в жизни, но не знаем, как это сделать. Только поняв психические особенности своего чада, можно с полной уверенностью сказать, что мы справимся с этой нелегкой задачей.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает найти правильный подход к любому ребенку. У него уже не будет необходимости добиваться желаемого истериками. Ведь его и так будут понимать!
Также тренинг дает возможность понять себя, помочь себе справиться с любыми сложностями в жизни.
Наше состояние после тренинга кардинально меняется, и вслед за ним меняются в лучшую сторону все, кто нас окружает. Внутреннее хорошее состояние мамы, ее настроение передаются ребенку, он начинает себя иначе вести. Почувствовать реальные изменения в своей жизни вы можете уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
«…Я подумала, стоит выписать результаты, но достойны ли они отдельного раздела с результатами, я хочу у вас спросить. Итак. Я заметила, я перестала боятся темноты. Я спокойна на людях (раньше был страх людей, особенно толпы, общественных мест, часто была неприязнь). Я стала намного спокойнее с детьми (особенно со старшим ребенком — раньше это была гремучая смесь отрицательных эмоций: он своим нестандартным поведением меня позорит, марает мою идеальность как матери, ставит под сомнение весь мой смысл жизни, с другой стороны огромный страх за его жизнь, будущее, за его здоровье — страшное состояние, которое погружало меня в пучину ненависти к себе, к нему, жизни, людям, миру и вызывало навязчивые суицидальные мысли, казалось, если я убью себя, я спасу своего ребенка от самой себя.. и он выздоровеет.. вот такая каша в голове была у меня раньше. И никакие тренинги ранее, никакие специалисты, психологи и женские тренеры не могли меня вытащить из этого.. а Юрий с командой смог! И я не скажу сейчас, что у сына снялись моментом все диагнозы и проблемы, конечно нет, это не происходит так быстро в нашем случае, это довольно запущено, увы, но что объективно изменилось — он стал слушать книги, мне даже кажется, вслушивается в происходящее, он начал выходить из своей брони, внутри я плачу, от благодарности, вы не представляете, сколько во мне благодарности к Юрию и команде за это, уже за это, это тот шанс, что я стала видеть, как нам вместе жить и не травмировать друг друга.. Отношение к мужу изменилось после первого орального занятия, я увидела, какой это нежный, любящий, чувствительный человек, как он тактичен, терпелив со мной, детьми, и как нелегко ему приходилось уживаться с моими плохими состояниями…»
Евгения Л., Екатеринбург
«…Отношения с дочкой наладились не сразу. Порой думала, что я что-то упустила, раз нет изменений. А они были. Просто я их не замечала. Когда мое состояние начало меняться, дочка стала спокойнее. Начала замечать, что, наблюдая за ней, уже не могу мыслить, как раньше. Хочется понять ее не через себя, свои хотения и желания, а что движет именно ею.
Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны.
Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить…»
Айнура М., бухгалтер, Алматы, Казахстан
Автор: Анастасия Бобыкина
Редактор: Екатерина Гусарова
Корректор: Анна Бобень
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Вспомнила как послушная дочь неожиданно закатила жуткую истерику во дворе. А я? Я не знала что делать. От моего сверхнапряжения стало еще хуже.
С сыном было проще, потому что знания CВП давали четкие и точные ориентиры в воспитании ребенка.
Очень объемная статья! То, что годами собираешь по крупинке, здесь собрано. Особенно понравился раздел Причины плохого поведения.
Недавно в метро на эскалаторе увидел сцену: кожная мама горзила пальцем в нос девочке. У девочки на лице был гнев. Никакого подчинения. Только противостояние. Заподозрил ур вектор…
Это можно изменить, если знать как вести себя с ребенком. Отрицательный жизненный сценарий не сложится
Чувство стыда за поведение других людей, особенно детей, очень сильно влияет на жизнь многих людей, родителей. Особенно, если это превращает жизнь пытку для родителя и для ребенка. Это можно изменить и жить счастливую жизнь.
Я помню как краснела перед соседями за детей. До тренинга даже гулять стеснялась выпустить. А сейчас соседи и мамочки подходят и спрашивают — научите нас воспитывать детей. Как вы так потрясающе их воспитываете самостоятельными? .. все таки системные Мамы и системные дети — это другое качество жизни