Психологические причины безынициативности и неуверенности в себе

Психологические причины безынициативности и неуверенности в себе

Каждый раз, когда необходимо сделать выбор и проявить хоть толику решительности, у вас возникают сомнения, от которых все становится невозможным. Не говоря уже о том, чтобы проявить инициативу. Все время кажется, что ничего не получится, что у вас недостаточно способностей для того, чтобы сделать все идеально. Преследует ощущение, что все, что бы вы ни сделали по своей воле, — неправильно и плохо.

Становится проще следовать чужой воле и делать то, что другие считают правильным, даже в ущерб каким-то своим желаниям. Возможно, вам хотелось бы устроиться на высокооплачиваемую работу, но когда вы начинаете читать об обязанностях, возникает страх и ощущение, что вам с ними точно не справиться, поэтому идете туда, где этих обязанностей меньше и где не надо учиться ничему новому.

Там вы добиваетесь максимальных результатов, может быть лучших относительно других работников, ведь это дело уже становится привычным. Но все равно как огня боитесь чего-то нового, не проявляете никакой инициативы в изучении каких-то навыков, которые бы позволили получить более высокую должность, ведь совершить ошибку для вас смерти подобно.

Познакомиться с женщиной тоже не выходит, так как постоянные сомнения и страх сказать что-то не то и выглядеть перед ней нелепо не дают подойти и заговорить с ней. Все время преследуют мысли, что вы не так хороши для нее. Причем трудности в общении возникают, даже если она проявляет инициативу и подходит к вам первой.

Становится очевидным, что вся ваша жизнь проходит по чужой воле, меняется в зависимости от инициативы и решений других людей. И в конечном итоге вы приходите к мысли, что нужно что-то с этим делать, разобраться в причинах этих состояний и избавиться от них.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрываются внутренние, скрытые в подсознании корни безынициативности и неуверенности в себе.

У каких людей возникает неуверенность и безынициативность?

Неуверенность в себе и своих способностях чаще всего возникает у людей, в психике которых присутствует анально-зрительное сочетание векторов.

Такие люди по природе не слишком решительны, им трудно начать любое новое дело, но при этом они стремятся быть лучшими во всем, максимально качественно выполнять любую работу, достигая непревзойденных результатов.

У каких людей возникает неуверенность картинка

Анальный вектор наделяет такого человека способностью сосредотачивать свое внимание на деталях, феноменальной памятью и стремлением к совершенству, а зрительный — высокой эмоциональностью, чувственностью, эстетическим вкусом и способностью вовлекаться в то, чем живет другой человек, сопереживать ему.

Часто такие люди выбирают для себя творческие профессии: становятся художниками, ювелирами, скульпторами, кутюрье. Кроме того, из них получаются замечательные учителя, врачи и научные работники. В таких профессиях люди с анально-зрительной связкой векторов могут максимально реализовать свой природный потенциал.

Но, к сожалению, не всегда и не у всех обладателей такого сочетания векторов получается реализовать себя. И часто причиной тому служит неуверенность в себе и своих силах, нерешительность и безынициативность, стеснительность, которая возникает, как назло, в самый неподходящий момент.

Причины этих пагубных состояний нередко зарождаются в детстве и, будучи вытесненными глубоко в бессознательное, мешают человеку нормально жить.

Завышенные требования и чрезмерная критика мамы

Для анально-зрительного ребенка, как ни для какого другого, очень важно быть самым хорошим — в первую очередь для матери. Мать имеет особую значимость для такого малыша — намного большую, чем у детей с другими векторами.

Похвала — это стимул для действий и всех стараний такого ребенка. Ему очень важно получить обратную связь в виде одобрения, ведь он не знает, как сделать лучше, как сделать правильно. А делать он хочет максимально хорошо, поэтому нуждается в мягких толчках при проявлении инициативы, для того чтобы начать, и в адекватной похвале, когда делает успехи.

Но бывает так, что мама сама находится не в лучших состояниях, ей может быть внутренне плохо. Тогда она не обращает внимания на старания и достижения, а вместо этого указывает на любые мелкие недочеты, преувеличивая их значимость, говорит, что ребенок делает все не так, все портит и лучше бы ему вообще ни за что не браться, так как он неумеха. Вот если бы сделала она или другие, было бы лучше, но он, как всегда, все запорол.

Так обычно поступают матери, которые тоже имеют анальный вектор, но находятся в сильных фрустрациях. Такое случается, когда женщина не смогла реализовать свои природные свойства.

Первый опыт крайне важен для детей с анальным вектором. В дальнейшем он определяет восприятие всех схожих ситуаций, а это, как следствие, неосознанно заставляет думать и действовать именно так, чтобы этот опыт повторялся, ведь другого человек не знает. Так работает природная склонность к обобщению, которая подкреплена устремлением к прошлому и его особой ценностью. Это заставляет заранее настраиваться и ждать такого же отношения к себе.

Первый опыт взаимодействия со всем миром дети получают от матери, и ее слова и действия воспринимаются ребенком, у которого есть анальный вектор, как непреложная истина. Раз мама говорит, что он ни на что не способен, неумеха и все портит, значит, так оно и есть.

опыт взаимодействия картинка

Таким образом, неадекватные завышенные требования матери могут формировать еще с раннего детства такие же нереальные требования к себе, когда человек ощущает, что у него буквально нет права на ошибку, что все изначально должно быть совершенно.

Но прежде, чем добиться таких результатов, нужно досконально изучить предмет, освоить навыки, пройдя через ошибки. А для такого человека сама мысль об ошибках становится невыносимой, поэтому он просто ничему не учится, ничего не начинает делать сам, думая заранее, что он ничего не сумеет и у него нет способностей, хотя объективно чаще всего это далеко не так. Он просто боится любых ситуаций, где есть вероятность совершить ошибку.

Кроме того, при наличии зрительного вектора у ребенка, когда родители постоянно подмечают в нем недостатки и жестко критикуют при отсутствии добрых слов, такой ребенок чувствует, что его не любят, и теряет чувство защищенности и безопасности. Его ранит и задевает каждое острое слово. А ведь для обладателей зрительного вектора, как ни для кого другого, важна доброжелательная обстановка дома и эмоциональная связь с мамой.

Природа наделила всех обладателей зрительного вектора большим эмоциональным потенциалом, в основе которого лежит эмоция страха смерти. В норме в процессе взросления страх должен быть трансформирован в чувство сопереживания другим. Когда человек способен любить и сострадать — страхам за себя в его жизни не остается места.

Но когда дома недоброжелательная обстановка, присутствует агрессия, когда ребенка все время критикуют и он постоянно находится в стрессе, лишается чувства защищенности и безопасности, ему бывает очень сложно выйти из состояния страха.

Проявлять инициативу в делах и поступках такой человек боится, потому что с детства усвоил, что любые попытки проявить свою волю заканчивались наказаниями и выговорами со стороны родителей.

Боязнь опозориться перед людьми

Кроме того, природным страхом в анальном векторе является страх опозориться, совершить ошибку. В норме такой страх не несет в себе ничего плохого, а стимулирует делать работу еще лучше, не мешая учиться чему-то и действовать.

Но бывает так, что этот страх становится патологическим, и тогда человек начинает буквально бояться жить. Ему страшно что-либо делать, потому что всегда можно совершить ошибку и опозориться, а значит, быть осмеянным или стать объектом пристального негативного внимания других.

этот страх заставляет голос картинка

Именно этот страх заставляет голос предательски дрожать во время презентации или когда нужно выполнить важное задание по работе. От страха ладони потеют, а при разговоре с начальником ускоряется ритм сердца. При этом происходит ровно то, чего человек и боялся: конфуз и неловкая ситуация, когда хочется провалиться сквозь землю.

Страх опозориться может стать гипертрофированным по тем же причинам: когда ребенка тыкают в недочеты, стыдят перед другими, сравнивают в их пользу. Или когда над ним смеются в школе, когда он подвергается издевательствам и переживает в детстве ситуации, когда чувствует позор. Например, если нужно было выступать на сцене, а он поскользнулся перед всеми и они засмеялись или же если одноклассники высмеивали его ответы у доски.

Но хуже, если этот страх формируется из-за сильных стрессов, связанных напрямую с самой чувствительной зоной анального вектора — сфинктером. Ведь, когда такого ребенка выбивают из его природного ритма, подгоняют, дергают или контролируют во всем, он лишается чувства защищенности и безопасности, в результате чего сфинктер сжимает.

Возникают детские запоры, которые длятся от нескольких дней до недели и больше. Из-за этого ему потом больно идти по нужде. Когда зажим становится постоянной реакцией на стрессы, то в ожидании стресса, к примеру связанного с экзаменом, психика начинает сопротивляться этому обратным действием — полным расслаблением. То есть возникает диарея и утрата контроля над чувствительной зоной.

Переживаемые в детстве такие ситуации со временем вытесняются в бессознательное как тяжелый опыт, но никуда не деваются. Формируется неадекватный страх опозориться, который, по сути, и является страхом утраты контроля над чувствительной зоной. Только во взрослом состоянии этот страх проецируется буквально на все. Человек всюду боится опозориться, сказать что-то не так, сделать, выступать публично.

Он постоянно думает, как на его действия отреагируют другие. Вдруг они будут смеяться или обсуждать его в негативном свете? Поэтому такой человек начинает избегать любых действий, которые, как ему кажется, могут быть восприняты другими как смешные и нелепые. Очень часто это и что-то новое, чему нужно учиться, и публичные выступления, и даже простое общение с людьми. Становится страшно что-то сказать не так.

Зрительный вектор в состоянии страха многократно усиливает страх опозориться, драматизируя события и раздувая из мухи слона. И тогда каждая мелкая оплошность, которую можно было бы свести в шутку, приобретает вселенскую значимость.

Таким образом, природные страхи в двух векторах усиливают друг друга, и в результате получается огромная проблема, когда человек не может проявить инициативу, испытывает неуверенность и нерешительность. Это может полностью обездвижить, лишить любых изменений в жизни.

подавление инициативы картинка

Гиперопека матери, подавление инициативы

Как и упоминалось выше, анально-зрительному ребенку необходимы мягкие толчки и адекватная похвала от матери, которые помогают ему стать уверенным, научиться принимать самостоятельные решения в жизни и дают ощущение, что он действует правильно. Для того чтобы такой ребенок вырос с умением самостоятельно принимать решения и делать выбор, инициатива должна поощряться родителями, а не критиковаться и обесцениваться.

Но бывает так, что мама тоже обладает анально-зрительным сочетанием векторов, но находится в тревожных состояниях, что является основой для гиперопеки. Находясь постоянно дома, без работы, часто такая мама делает смыслом своей жизни ребенка, для которого ее внимания и любви может быть чересчур много. А так как она постоянно боится за него, она буквально не дает ему проходу, не дает получить необходимый опыт, который потом станет основой для умения жить.

Обычно такая мама не дает ребенку ничему научиться самостоятельно, вместо этого делая все за него. Боится отпустить его играть с другими детьми, ведь там он может пораниться, упасть. А если вдруг он болеет, начиная с детского садика, потом в школе, то она может забрать его оттуда, чтобы учился дома.

В результате такой ребенок испытывает неуверенность в себе и не знает, как ему взаимодействовать с другими и адаптироваться к самостоятельной жизни. У него просто не формируется навык отстаивать свои позиции и свое мнение, говорить нет, настоять на своем, когда это нужно, и адекватно реагировать на давление ландшафта.

Так как с детства он привыкает, что все за него делает мама, сам он ни к чему не приступает, не принимает решения, не начинает действовать, когда это необходимо. Он просто плывет по течению, следуя за другими людьми и за тем, куда они его направляют. Так проходит вся его жизнь.

Еще хуже будут обстоять дела, если мама при этом имеет обиды и другие фрустрации в анальном векторе, потому что тогда она может воспринимать любую инициативу ребенка и его попытки научиться чему-то, принять какие-то решения в доме как непослушание старшим.

Как стать уверенным в себе картинка

Тогда любая инициатива будет подавляться, за нее она может наказывать и без того не очень решительного ребенка, проявлять к нему агрессию, крик или даже бить.

И в результате таких отношений с матерью страх будет присутствовать во взаимодействии с другими людьми постоянно — из-за перенесенных в детстве сильных негативных переживаний после наказаний за какие-то действия по своей инициативе.

У него будет еще и чувство вины, потому что в детстве он нередко сталкивался с агрессией матери и обвинениями, когда действовал по своей воле. В его бессознательном это может стать сформированным причинно-следственным рядом: инициатива равна наказанию и агрессии, а также чувству вины.

Как стать уверенным в себе и инициативным человеком

Возможно, что проблемы, связанные с отсутствием инициативы и неуверенностью в себе и своих способностях, возникают по одной из вышеперечисленных причин, а может быть, и всех вместе. Так или иначе, но это лишает человека возможности жить полноценной жизнью, реализовывать свои таланты и строить отношения в паре.

Избавиться от этих состояний возможно только путем глубокого осознания причинно-следственных связей, которые привели к проблеме. Причины безынициативности и неуверенности в себе уходят корнями в бессознательное, раскрытие и понимание которого дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Осознание своей психики и раскрытие корня проблемы избавляет от нее, потому что детские травмы и плохие состояния могут управлять человеческой жизнью только тогда, когда они скрыты. Понимание психологических причин дает возможность кардинально изменить мировоззрение и поведение, а значит, и жизнь к лучшему.

Отзывы:

 

…Стала увереннее в себе. Теперь я не такая стеснительная. Всего боялась, дрожала перед каждым человеком и стеснялась вообще, что я существую. Руководитель даже самого высокого ранга теперь не вызывает у меня страха…

Катя Г., помощник менеджера по работе с ключевыми клиентами, Москва

…Один из самых значимых для меня результатов – я смог справиться со своей сильнейшей стеснительностью. Раньше было крайне сложно говорить о чем-то с малознакомыми людьми, не мог нормально влиться в коллектив. Боялся хоть как-то проявить себя в общении с другими, даже в интернете. Из-за этого не мог себя полноценно реализовать нигде, где есть взаимодействие с людьми. После тренинга все стало с точностью наоборот, появился интерес к людям, хочется общаться, строить связи, отношения. Я стал совершенно по-другому относиться к другим людям, и они ко мне. Ушла раздражительность, ненависть, злость…

Василий Г., студент технического университета, Санкт-Петербург

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Александр Чернов
Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Комментировать