Несколько лет назад при обсуждении рабочего проекта я стала свидетелем жаркой дискуссии на тему девиантного поведения усыновленных детей. Не до конца понимая предмет разговора, я как-то скептично выслушивала истории из жизни коллег, которые показывали, что усыновленные дети в подавляющем большинстве случаев имели несчастные судьбы. Приводилась статистика, предлагались различные версии — от генетического сбоя до психологических проблем. Однако все это было лишь своеобразным гаданием на кофейной гуще.
Только сегодня, с помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, я начала понимать их правоту и неправоту одновременно. Они правы в том, что судьба таких детей, скорее всего, будет-таки, да, несчастной. И не правы в том, что это генетика.
Это довольно болезненная тема, особенно для тех, кто хочет воспитывать приемных детей и уверен в том, что делает благо, забирая их из детского дома. Предчувствуя шквал негативных комментариев, я лишь предлагаю безэмоционально и непредвзято дочитать статью до конца, прежде чем делать какие-либо выводы.
Ребенок свой или чужой — в чем отличие?
Когда пара решает завести ребенка и становится родителями естественным образом, то вкладывает в малыша всю энергию, эмоции, средства и силы, желая только добра безвозвратно. Эта полная отдача себя природным способом не предполагает ожидания взаимной отплаты. Что бы ни декларировали разные родители, большинство из них готовы бескорыстно отдать последнюю рубашку.
Что же происходит с родителями, которым приходится думать об усыновлении ребенка в силу разных обстоятельств? Правильно, они выбирают самого красивого и пригожего. Они выбирают, опираясь на свои внутренние представления о том, какой должен быть ребенок. Это не случайный выбор первого попавшегося на глаза малыша, которого они встретили случайно, — это целенаправленный поиск «своего», «подходящего» ребенка.
Такие родители ожидают получить что-то взамен в будущем. Ребенок постоянно чувствует себя «должным», хотя зачастую эти слова даже не вербализуются со стороны взрослых.
Чувствуете разницу? Когда ребенок свой — ему предназначена бескорыстная отдача, когда же ребенка берут из приюта, от него как бы ожидают — «Я же столько в него вложил, уберег его от плохой судьбы, отдал всего себя, теперь пусть он меня радует». Малышу отдают — но желая получить. То есть такая «отдача» в корне уже не отдача вовсе.
Это происходит естественным образом и бессознательно. Люди просто не отслеживают мысли, не осознают этот процесс. Однако именно это очень сильно меняет судьбу ребенка и его приемных родителей далеко не в лучшую сторону. Отсюда девиантное поведение, различные отклонения, агрессивность и прочие неприятные сюрпризы со стороны приемных детей.
Естественное усыновление
Что же тогда делать, если присутствует естественное и прекрасное по своей сути желание помочь ребенку, которое чаще всего присуще людям с развитым зрительным вектором?
Есть простой способ — взять ребенка под патронат. Не брать его в семью, а отдавать свою энергию и время на его территории. Не откупаться деньгами, а вкладывать в развитие, помогать приобрести важные навыки и дополнительные знания. Музеи, кружки, различные занятия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни, — это и будет естественная по своей сути отдача, когда ничего не ждешь взамен.
А как же позитивные истории людей, которые выросли в приемных семьях и успешно состоялись в жизни?
Разумеется, такие примеры есть, и, к счастью, их немало. На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» показывается в деталях, что существует естественная форма усыновления, когда детей адаптируют родственники, например. Приемные родители сознательно не выбирают этот путь, просто порой так складываются жизненные обстоятельства. В таких семьях дети вырастают без ущерба.
Кроме того, схожая ситуация складывается в военное время, когда реальность диктует свои правила для всех. Когда у населения нет выбора и сложная ситуация для всех — массово погибают родители и массово дети остаются сиротами. В такой ситуации тот, кто может позаботиться о детях, их и забирает. Это также является естественной формой отдачи, где дети вырастают нормальными.
Приемный ребенок: как избежать ошибки
Тема приемных детей непростая с точки зрения морали. Если говорить о естественной отдаче, то лучше всего взять в семью ребенка с физическими отклонениями, на которого заранее не будет никаких упований. Это и есть абсолютное вложение без ожидания отдачи.
Это тяжело, а для кого-то вообще неприемлемо. Конечно же, не стоит брать ребенка с психическими проблемами, потому что большинство людей не компетентны в подобных вопросах и ничего хорошего из этого не выйдет. Но если говорить о ребенке с физическими особенностями — это вполне оправданный поступок, который может изменить жизнь пары в лучшую сторону, раскрыв весь эмоциональный диапазон сострадания и любви.
Понять механизмы формирования таких фундаментальных понятий, как получение и отдача, понять то, на чем строятся человеческие взаимоотношения и как нами управляют бессознательные процессы, хотя бы на базовом уровне, возможно уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Эти знания помогут избежать многих ошибок и научиться правильно выстраивать жизнь, базируясь на понимании процессов, а не на смутных догадках. В том числе помогут принять единственно верное решение об усыновлении ребенка.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке.
Автор Татьяна Борздая
Редактор Янина Буракова
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»