Ни один наш жест или слово невозможны без участия памяти. Это одна из самых сложных и загадочных функций нашего мозга, которую люди иногда называют «хорошей», «плохой», «феноменальной».
Что такое память и почему она по-разному поддается тренировке у разных людей — эти вопросы волнуют философов, психологов и биологов уже очень много лет. Платон полагал, что это — отпечаток прошлого, и при надобности его всегда можно воспроизвести.
Современные исследования доказали, что то, что мы помним, не так уж точно отражает действительность, как казалось древним, хотя некоторым людям с рождения дана поистине феноменальная память. Наукой разгаданы не все тайны процесса запоминания, но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно понять причины существенных отличий памяти разных людей.
Типы памяти
Память бывает визуальной, тактильной, обонятельной, вкусовой, слуховой. А также вербальной, эмоциональной, соматической, моторной, семантической. Память на лица, на музыку, память процедурная и декларативная.
Но все эти классификации очень условны, потому что память — это множество «микромодулей», которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана каждый человек наделен конкретным набором врожденных свойств. Они определяют его склонности, таланты, системы ценностей, особенности характера — и даже память. Эти свойства объединены в вектора, и всего их 8.
В человеке может быть несколько векторов, а может быть один (что, впрочем, в наши дни уже редкость). Все вместе они и формируют личность, влияя на итоговую картину — тип памяти в том числе.
Зная, какими векторами обладаете вы и ваши близкие, вы сможете понять, почему ваша память — именно такая, какая есть (а не такая, как у подруги-мамы-первой учительницы). А также поймете, как развить память с вашими «исходными» данными.
Память на эмоции
Случалось ли вам испытывать сильный испуг, восторг, горе? Помните ли вы эти мгновения в мельчайших подробностях — со всеми звуками, запахами, ощущениями? Или ваша память в эти моменты вас подводит?
Люди со зрительным вектором, крайне эмоциональные и впечатлительные, могут очень хорошо запоминать события, которые сопровождают яркие переживания. Моменты сильнейших всплесков эмоций на многие годы (а то и на всю жизнь) впечатываются в память таких людей, сохраняясь необычайно яркими и живыми.
Зрительники в потенциале обладают высоким интеллектом и высокой обучаемостью, в которой не последнюю роль играет зрительная память — способность запоминать формулы, правила и так далее за счет зрения, которым как будто фотографируются страницы книги, сайт или школьная доска.
Как развить фотографическую память, если зрительного вектора у вас нет? Тогда, увы, не помогут никакие упражнения — вы только зря потратите время.
Развитие памяти людей со зрительным вектором идет в тесной смычке с развитием интеллекта: им нужно читать книги, изучать разные предметы и профессии, смотреть глубокие сопереживательные фильмы и спектакли, развиваться чувственно.
Однако какой-то феноменальной памяти они развить не смогут, даже если очень сильно захотят и будут всячески тренироваться. Но в случае наличия у них помимо зрительного еще и анального вектора картина меняется.
Коллекционеры информации
А вот человек с анальным вектором, что называется, «наш клиент». Это настоящий коллекционер информации, эрудит, человек, который способен всю жизнь чему-то учиться, потому что ему доставляет удовольствие сам процесс запоминания.
Природа одарила такого человека аналитическим складом ума, и если в детстве его склонности развивались, он будет выделяться феноменальной памятью. Запоминаемая информация сортируется в его мозге «по полочкам», из-за чего усвоение материала отнимает немало времени, однако отличается качеством. Ему хватит сил и терпения (а также «дискового пространства» в голове), чтобы запомнить огромные пласты информации, которые многим другим окажутся не по зубам.
Благодаря такой памяти люди с анальным вектором (в сочетании с верхними) становятся эрудитами, участниками интеллектуальных шоу, отличниками, обладателями нескольких высших образований, учеными и лучшими преподавателями.
Как развить память и внимание человеку с анальным вектором? Все способности, заложенные в человеке от природы, развиваются до наступления совершеннолетия. И развитие памяти — это и развитие врожденных свойств: усидчивости, вдумчивости, внимательности к деталям, скрупулезности, последовательности любого действия, стремления выполнить работу максимально качественно.
Но все это не значит, что ребенка с анальным вектором вы должны только лишь занимать теми делами, которые развивают эти наклонности. В первую очередь такому ребенку нужна поддержка родителей, без которой он не решится ни на какую деятельность, а также адекватная похвала и терпение.
Как развить память у взрослого человека с анальным вектором? Несмотря на то, что природой дается время для развития свойств до наступления пубертата, кое-что можно сделать и во взрослом возрасте. Осознав особенности своего мышления и избавившись от проблем, которые сегодня усложняют жизнь людям с анальным вектором (обиды, неудовлетворенность жизнью, отсутствие реализации и так далее), для развития памяти вы сможете беспрепятственно заниматься всем тем, что вам подходит — чтением книг, изучением энциклопедий, освоением новой профессии и так далее. «Освобожденное» мышление благотворно скажется на процессе запоминания.
В одно ухо влетело, в другое вылетело
Но есть люди, которым и в детстве, и во взрослом возрасте навязывать различные упражнения и игры, развивающие память, бесполезно. Это люди с кожным вектором. У них совершенно другой образ мышления, нежели у вышеупомянутых личностей с феноменальной памятью. У них нет цели и природной задачи помнить так много и так качественно: кожники живут здесь и сейчас, и для того чтобы у них это получалось как можно лучше, мудрая природа наградила их логическим складом ума.
Математические задачки щелкать, как орешки? Легко! Одновременно делать несколько дел? Запросто! Быстро понимать и усваивать новую информацию? В два счета! Запоминать большие объемы нового материала? Простите, нет времени. Да и желания тоже.
Это все не означает, конечно, что кожники совсем ничего не запоминают — нет, развитые люди с кожным вектором очень умны и сообразительны. Однако они никогда не смогут блеснуть энциклопедическими знаниями предмета (зато блеснут чем-то другим) или ни за что в жизни не потратят свое время на зубрежку, анализ и прочие бесполезные в их понимании действия.
Как развить память у ребенка с кожным вектором? Ни в коем случае не мучить его нудными упражнениями, не заставлять сидеть часами над книгами, учить длиннющие стихотворения — и так далее.
Если вам хочется, чтобы ваш ребенок хорошо учился, чтобы был умным и способным, развивайте его врожденные склонности: увлекайте математикой, логическими играми, в обучение включайте элемент соревнования; развивайте его тело спортом, в котором обязательно будет присутствовать дисциплина и дух соперничества.
Я — вождь, за меня вспомнят другие
Как и кожник, не хранит в своей памяти никакой лишней информации человек с уретральным вектором. Всем своим существом он направлен в будущее, поэтому помнить о том, что было вчера-позавчера, ему нет смысла. Конечно, это не значит, что назавтра такой человек не помнит себя и окружающих его людей — нет, здесь речь не об амнезии или отсутствии памяти как таковой.
Здесь речь о том, что уретральнику не доставляет удовольствия тщательно запоминать какие-то события, а затем их вспоминать, проигрывать в памяти заново раз за разом — как это делает представитель анального вектора. Уретральный вождь занят совершенно иным — он движущийся вперед первопроходец, который не анализирует, сидя на диване, а действует во благо своей стаи, своего окружения.
Родителей уретрального ребенка может беспокоить его способность запоминать учебный материал. Здесь мамам и папам прежде, чем думать, как развить память, упражнения подбирать и с учителями советоваться, нужно разобраться в полном наборе векторов ребенка: какие у него вектора сверху, какие еще есть внизу. И затем уже, исходя из этих знаний, подбирать методики для развития мышления ребенка. И помнить, что уретральный вектор — доминирующий, своевольный, строптивый, требующий особенного подхода.
Парадоксальная память
Человек, который может совершенно не слышать то, что вы ему говорите, или забыть, зачем он пришел в магазин, при этом может обладать удивительной, гениальной памятью. Речь идет о человеке со звуковым вектором.
Какими будут механизмы работы его памяти, зависит от того, какой вектор снизу — анальный, кожный, мышечный, уретральный или их сочетания. А звуковой вектор привносит в эти механизмы свое «звучание».
Все свойства звукового вектора направлены на постижение метафизических категорий, и память его тоже обслуживает эту задачу. Находясь в состоянии погружения в самого себя, он может совершенно не воспринимать то, что происходит снаружи, и поэтому не запоминать исходящей извне информации. Однако погружение в себя — это не сон и не болезнь, а колоссальная работа ума. В которой памяти отводится тоже значительная роль.
У многих звуковиков абсолютный музыкальный слух, поэтому у них может быть и отличная память на звуки, будь то музыка или, например, иностранная речь. Благодаря этому из них получаются хорошие композиторы, музыканты, переводчики.
Зная свой набор векторов, вы будете понимать, как и почему работает ваша память. Почему кто-то, например, и сегодня помнит все даты отечественной войны 1812 года, а кто-то — только несколько эпизодов из той войны, и то лишь потому, что они связаны с какими-то яркими переживаниями, возникшими после прочтения художественной литературы на эту тему. Почему кому-то в удовольствие тренировать память заучиванием стихов и специальными упражнениями, а кто-то начинает нервно чесаться при мысли о том, что нужно потратить уйму времени на запоминание никому не нужной информации. А также поймете, нужно ли вам или вашим детям развивать память и как это делать.
Записывайтесь на бесплатный тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана — и вы узнаете о себе намного больше. А также не забывайте оформлять подписку на самые лучшие статьи по системно-векторной психологии.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Я всегда думала, что у меня ужасная память, а недавно запомнила 14 слов из перечисленных 20-ти и порадовалась. Оказывается, если слова диктовать не слишком быстро, то я запоминаю намного лучше. Если преподаватель говорит быстро и требует внимательно слушать и кратко записывать, то всё пропало… информация пролетела мимо ушей.
Хорошо бы учителя разбирались так в учениках, как на тренинге родители сразу начинают понимать, какой у них ребёнок.