Как остановить детскую истерику

Как остановить детскую истерику

Ребенок кричит так, что просто закладывает уши… Окружающие смотрят на тебя неодобрительными взглядами. Потому что это ты ответственна за этот жуткий скандал, возмущающий спокойствие прохожих. Ведь это ты его мама. Хочется провалиться сквозь землю. Ведь у тебя так же, как и у других, закладывает уши, и ты впала в полнейший ступор от неожиданности и непонимания, что теперь с этим делать. Дать ему то, что он хочет? Успокаивать? Отвлекать — но как?

Каким-то краешком сознания понимаешь, что надо как-то сосредоточиться на малыше, разобраться, как ему помочь, ведь ему чего-то на самом деле не хватает, не зря же он так кричит. Но ничего в голову не приходит, чувствуешь только бессилие и ощущение себя плохой мамой. Поэтому просто берешь свое орущее и брыкающееся чадо в охапку и быстро сбегаешь с места происшествия, по дороге думая, что больше никогда и ни за что не появишься с ним ни в каком публичном месте. Уж лучше сидеть дома, чем испытывать такой позор.

Маленький вулкан страстей

Сидеть дома с маленьким ребенком и правда проще. Но это лишает и саму маму, и малыша тех впечатлений, которые можно получить, если выбраться с ним в какое-то интересное место, да пусть даже и в магазин. Однако везде есть опасность, что ребенок может устроить истерику, и тогда стресс и маме, и малышу обеспечен. Может, можно как-то научиться справляться с детскими истериками без появления новых седых волос и убитых миллионов нервных клеток?

Фото Как остановить детскую истерику

Обратившись за ответом на этот вопрос к «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана, мы можем узнать, что не всем детям свойственно такое яркое выражение своих эмоций, как истерика. Дети со зрительным вектором — маленькие эмоциональные троглодиты, то проявляющие бурную радость, то резко впадающие в сильное расстройство, которое очень быстро может переходить в настоящую истерику. Запрещать им выражать свои чувства очень опасно для их развития, как бы родителям этого ни хотелось. 

Задача мамы малыша со зрительным вектором — помочь ему развиться из маленького человечка, боящегося только за себя и чуть что устраивающего истерику, во взрослого человека, чей эмоциональный потенциал будет приносить радость ему самому и окружающим, способного сопереживать, любить и делиться своими чувствами. Запрет на чувства грозит такому ребенку остановкой в развитии и приводит к тому, что, будучи взрослым, зрительный человек, так же, как и маленький ребенок, остается сосредоточенным на себе, требующим внимания и закатывающим истерики, только уже во взрослом варианте.

Так как же быть маме этого вопящего монстрика, который в моменты истерик отнюдь не вызывает умиления?

Предотвратить извержение

Зрительный ребенок особенно нуждается в эмоциональных проявлениях любви к нему от родителей. Если он испытывает нехватку в них, то может посредством истерики по любому поводу требовать к себе внимания. Поэтому в долгосрочной перспективе профилактикой истерик является выравнивание состояний ребенка тем, чтобы он ощущал защищенность и безопасность, что для него выражается в том числе и в неоспоримых проявлениях родительской любви.

Также чтобы способствовать развитию малыша и постепенно научить его сопереживанию другим вместо страха и волнения за себя, следует организовать совместное чтение с ним детских книг, вызывающих сопереживание героям. Одновременно переживаемые чувства при чтении вслух укрепляют эмоциональную связь между мамой и ребенком и развивают в нем способности сопереживать другим людям и всему живому на земле. Начиная переживать за других, ребенок забывает о себе, наполняется этими чувствами, успокаивается и перестает истерично требовать к себе внимания.

Фото Как остановить детскую истерику

А для того чтобы остановить развитие истерики здесь и сейчас, нужно, во-первых, научиться понимать, какие нехватки вызвали ее у ребенка, и не пытаться запретить ему выражать свои чувства. Маленький ребенок еще не в силах с ними справиться. Высокая эмоциональность — это свойство, заданное ребенку от рождения, «выключить» его не получится, можно только направить его в нужное русло. Здесь могут помочь и бабушкины методы — отвлечь его, нарочито эмоционально переключить его внимание: «Ой, смотри, какая красивая птичка полетела!» У ребенка постарше можно остановить развитие истерики, если переключить его на сопереживание, например, близкому человеку: «Если мы купим тебе эту игрушку, то папе не хватит денег, чтобы купить себе обувь, и ему придется ходить босиком и мерзнуть».

Мама может

Но основным влияющим фактором является внутреннее состояние мамы. Ребенок до шести лет психологически зависит от него полностью, и дальше — в значительной мере, так как свое базовое ощущение безопасности и защищенности получает именно от мамы. Если мама сама внутри спокойна и уравновешенна, внимательна к ребенку, то ее шансы получить истерику минимальны. И если даже истерика и начнет возникать, то ее легко можно остановить, ведя себя спокойно и по возможности неэмоционально, чтобы не добавлять топлива в этот костер.

А если мама сама внутри чувствует себя не очень и ее легко вывести из себя, то, эмоционально реагируя на поведение малыша, пытаясь конфликтовать с ним, можно разжечь пламя истерики до небес и потом еще долго всем вместе зализывать раны.

Поэтому очень важно маме самой знать себя, уметь поддерживать свое душевное равновесие, понимать своего ребенка и взаимодействовать с ним согласно его природным свойствам, так, чтобы обоим было комфортно. Всему этому можно научиться на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология», регистрируйтесь и начните получать важнейшие знания о психологии взрослого и ребенка.

«… Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку……»

Айнура М., бухгалтер, Алматы, Казахстан

«… Психологи найдут здесь способ коррекции детской истеричности, агрессивности, заикания, даже аутизма и долгожданный метод работы с подростковым суицидом……»

Виктория П., преподаватель иностранного языка

Автор Ирина Щербакова
Корректор Анна Катаргина 

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Комментировать