С каждым днем пополняется и без того огромный список отложенных дел. Говоришь себе: «Я сделаю это завтра», но когда это завтра наступает, снова возникает непреодолимое желание все отложить. Таким образом, никогда ничего не начинаешь.
Причем касается это даже элементарного, когда поменять лампочку или сделать уборку дома становится невозможно. Вроде и понимаешь, что жить в грязи и бардаке уже нет сил и как было бы здорово навести чистоту, но просто решиться, начать оказывается непреодолимо сложно.
И чем больше отложенных дел, тем меньше уверенности в себе. Когда не можешь сделать даже что-то простое, то в случае необходимости начать ответственное и важное дело вообще возникает непреодолимый ступор. Внутри есть желание делать и делать максимально хорошо, но приступить так никогда и не удается.
Это создает проблемы как дома, так и на работе. Дома — потому что близкие всегда тобой недовольны и думают, что ты постоянно ленишься. А на работе ты просто ничего не можешь сделать в срок, когда того требует начальство и обстоятельства. Это буквально не дает жить.
В чем же причина такого состояния и есть ли из него выход?
Почему самые ответственные люди откладывают дела на потом?
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана объясняется, почему у одних возникает проблема откладывания, а другие спокойно начинают и заканчивают множество дел и легко адаптируются к новым задачам.
Прокрастинация возникает только у людей, обладающих анальным вектором. Такие люди очень старательны от природы, а их цель — это качество: стремятся довести любое дело до идеального результата. Именно они способны, не следя за временем, вникать в огромное количество деталей, чтобы нигде не допустить просчета.
И если с тем, чтобы доводить все до конца, как правило, не возникает особых проблем, то начинать новое им трудно. И это даже в норме, потому что от природы обладатели анального вектора ведомы. Легко принимают решения и что-то начинают, как правило, носители кожного или уретрального вектора.
Природная задача людей с анальным вектором — это накопление огромных объемов знаний и информации из прошлого для передачи всего этого объема в будущее. То есть обучение нового поколения. Поэтому такие люди нацелены на прошлое и получают от этого удовольствие. А для того, чтобы информация передавалась точно и без искажений, нужна отличная память и внимательность к деталям — одни из главных талантов обладателей анального вектора.
Необходимость совершать безошибочные действия задает таким людям более медленный ритм, чем у обладателей других векторов, потому что, когда речь идет о высоком качестве, скорость уходит на второй план.
Но даже учитывая природную медлительность и нерешительность, все же такие люди способны начать что-то делать. Конечно, новое дело все равно является для них стрессовым фактором, и они могут пользоваться некой психологической помощью, обращаясь за советами и рекомендациями к другим людям. Однако когда все откладывается в долгий ящик — это признак синдрома отложенных дел.
Ничего не начинаю, потому что другие не ценят
Стимулом к любым действиям и выполнению работы для людей с анальным вектором являются похвала и благодарность. Для них большое значение имеют репутация и подтверждение от других людей того, что их работа нужна, значима и действительно была выполнена хорошо.
Проблема с нерешительностью может возникнуть еще в детстве при взаимодействии с мамой, ведь именно то, как у ребенка с анальным вектором складываются с ней отношения, определяет всю его дальнейшую жизнь. Нацеленность на прошлое, приоритет первого опыта отношений с матерью и его обобщение — это особенности таких людей.
Именно с мамой такой ребенок получает самый первый опыт взаимодействия с миром. И если этот опыт оказывается негативным — это откладывает не лучший отпечаток на всю жизнь человека.
Когда психика еще только формируется, для ребенка с анальным вектором крайне важна похвала за его старания. Он может и сам пытаться помогать маме, что-то делать по дому, но делать он это будет с внутренней надеждой, что его похвалят. Похвала является мотивацией к действию. Так работает бессознательный принцип удовольствия.
Но бывает так, что мама обладает контрарным анальному кожным вектором, а значит, приоритетом для нее является скорость, а не качество и похвала не имеет никакого значения. А так как все мы видим мир только через себя, такая мама может не хвалить ребенка с анальным вектором, чтобы не разбаловать.
В таком случае постепенно у него будет теряться мотивация к дальнейшим действиям. А зачем приступать, если все равно никто не похвалит, не оценит? А если она ко всему прочему еще будет заставлять и в командном тоне указывать, что делать, то может возникнуть обида на мать на всю жизнь, следствием которой станут ощущение ступора и неспособность вообще ничего начать. Тогда человек может назло упрямиться и ничего не делать в качестве мести за то, что его заставляют что-то выполнять, но при этом не ценят и не уважают его труд.
Бывает, что мама тоже обладает анальным вектором, но находится сама в состоянии тяжелых фрустраций, обид и неудовлетворенности. Тогда она вместо похвалы может только упрекать ребенка, акцентировать внимание на недостатках, даже там, где все хорошо и ребенок действительно старался. В этом случае также возникает обида из-за такого несправедливого отношения, которая ко всему прочему сопровождается патологической неуверенностью в своих силах.
Человеку будет казаться, что он все делает плохо, потому что мама так говорила, хотя объективно это не так. Но когда психика формируется, для ребенка с анальным вектором слова матери уже истина, какими бы они ни были. Ее мнение формирует у него дальнейшее восприятие себя и своих способностей.
Кроме того, когда ребенок с анальным вектором сомневается, он нуждается в мягком толчке мамы, в словах поддержки, которые позволили бы ему начать дело. А если вместо этого его только подгоняли и заставляли все делать с криками и акцентом на том, что у него не получается, то результатом будет патологическая нерешительность в дальнейшей жизни.
Сознательно человек понимает, что надо приступить к делу, что это важно в первую очередь для него самого, но начать так и не выходит. Первый опыт взаимодействия с матерью дает восприятие, что незачем что-то начинать, все равно ничего толкового из этого не получится, а если получится, то никто этого не оценит по достоинству.
Прокрастинация как принцип удовольствия
Причиной прокрастинации у обладателей анального вектора является бессознательный принцип удовольствия, который был неправильно сформирован в детстве.
Для такого ребенка очень важно довести акт дефекации до конца, до полного очищения, и чтобы при этом его никто не трогал, не мешал, не торопил. Так формируется принцип наслаждения, основанный на чистоте.
Метаболизм у таких детей медленнее, чем у обладателей других векторов, а значит, и времени для полного очищения им нужно намного больше. Кроме того, от самого акта очищения кишечника они получают удовольствие, потому что область прямой кишки — их особо чувствительная зона.
Но бывает, что такого ребенка подгоняют, сдергивают с горшка. Обычно этим «грешат» люди с кожным вектором: они экономят время, поэтому каждая минута на счету. В этот момент ребенок испытывает стресс, провоцирующий зажим сфинктера и сопровождающийся болью.
Если у ребенка нет возможности сохранять интимность акта дефекации — на двери нет щеколды и в этот момент может войти кто угодно — это создает дополнительный стресс. Тогда поход в туалет будет априори сопровождаться страхом, что в любой момент могут вломиться и что не хватит времени довести акт до конца. А ведь природный страх анального вектора — это страх опозориться, то есть утратить интимность акта очищения.
На стрессы любой вектор реагирует самой чувствительной зоной. У ребенка с анальным вектором из-за стрессов возникает зажим сфинктера, что приводит к постоянным запорам. Вплоть до недели. Но рано или поздно он становится вынужден идти в туалет по нужде, когда уже нельзя терпеть, и тогда это сопровождается сильной болью, а после нее — мгновенным облегчением.
А когда нет возможности сходить в туалет, чтобы было достаточно времени и чтобы никто не врывался и не трогал в этот момент, ребенок может целенаправленно откладывать акт дефекации до того момента, пока не удостоверится, что никто не мешает.
Так или иначе, но после долгого запора акт дефекации проходит болезненно. И любой человек откладывает боль, пока это возможно. С другой стороны, невозможность получить удовольствие от акта очищения (из-за постоянных запоров) приводит к тому, что психика, желая наслаждаться, переучивается получать удовлетворение от обратного процесса — задержки очищения. Человек тем самым попадает в двойной капкан, когда он получает двойное удовольствие и от задержки акта дефекации, и от того, что избежал боли, откладывая этот акт. Этот капкан и является причиной прокрастинации. Получается, что само откладывание дает ребенку поощрение сбалансированным состоянием биохимии головного мозга, к тому же идти в туалет больно, поэтому он идет только при крайней нужде. И поскольку именно так в анальном векторе происходит формирование общего принципа удовольствия, то все это переносится на любое дело.
То есть уже взрослый человек не может начать ни одного дела, потому что точно так же испытывает некое состояние равновесия, бессознательное удовольствие от самого процесса откладывания на потом. И само начало дела у него ассоциируется с болью, чем-то неприятным, и это тоже повод оттягивать. В итоге он начинает что-то делать, только когда совсем прижимают обстоятельства и деваться совершенно некуда. Или же ждет неопределенное количество времени идеальной возможности, когда никто не будет мешать сделать все до конца. Либо вообще ничего никогда не начинает, и тогда список отложенных дел становится бесконечным.
По этому сценарию может пройти вся его жизнь, так никогда и не начавшись…
Как преодолеть прокрастинацию и начать жить
Чтобы избавиться от состояния прокрастинации, необходимо глубокое осознание всех ее коренных причин и, как следствие, изменение бессознательного принципа удовольствия. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает такую возможность. Детальное раскрытие всех особенностей психики анального вектора и его развития в детстве позволяет освободиться от соответствующих проблем, в том числе и от откладывания дел.
Отзывы:
«…Еще перестала все откладывать на последний момент. Бывает, что на эмоциональном подъеме за день столько переделаю, что раньше месяц бы тянула. И вместо усталости приходит уверенность, ведь ты живешь полной грудью и за такую жизнь тебе не стыдно…»
Елена Я., менеджер, Житомир
«…Я поняла, почему для меня было так трудно начать что-либо, почему я все время откладывала важные дела. Это мой анальный вектор ссорился с кожным вектором. А сейчас я избавляюсь от прокрастинации — откладывания жизни на потом. Первое, что сделала, это протезирование зубов. Мне достался такой замечательный протезист, а я откладывала, потому что боялась зубной боли и все время денег не хватало. Может, это мелочь и не очень важно, но я теперь могу улыбаться и не стесняться…»
Людмила К., психолог, педагог-дефектолог, Егорьевск
«…До тренинга часто откладывала дела на потом, тянула до последнего, до конца не доводила начатое. После Первого уровня это изменилось кардинально. Откладывания прекратились, доделываю дела до конца…»
Ирина Е., Красноярск
Любые негативные сценарии в психике управляют нашей жизнью лишь до того момента, пока они скрыты от нас. При их осознании они утрачивают власть над нашей жизнью. Не упустите и вы шанс взять жизнь в свои руки и избавиться от прокрастинации! Записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана!
Автор Александр Чернов
Корректор Александр Добряк
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Действительно успеваешь теперь переделать огромное количество дел. И внутри потом такое торжество, такая радость — воистину и хочется жить, и работать хочется!!!)))