«Мама, ты плохая!»— крикнула Нина и заплакала…
Почему-то мать Нины всегда злилась на своих дочерей, и на мучительный вопрос: «Почему моя мама не такая, как мама Светы, Тани или Маши?» — не находилось ответа. Мама Светы была красивая, модная и ухоженная, она не просто ходила на работу в офис, а парила туда на шпильках, всегда такая деловая. Но самое интересное в маме Светы было то, что для своей дочери та была подругой, по крайней мере так казалось девятилетней Нине.
Своей же матери, которая после рождения троих детей не могла устроиться на хорошую работу, Нина стеснялась. Высшего образования у матери Нины не было. В 90-е Нина помогала своей маме торговать на базаре, то лимонной водкой с сигаретами и шоколадом, то вещами, привезенными из Пакистана, ездила и на далекую дачу с мамой поливать, пропалывать, выдергивать сорняки, а по дороге домой волокла полную тележку фруктов и ягод для продажи соседям.
Много лет спустя Нина стала мамой. После рождения своего первенца она старалась быть идеальной матерью. Она прочла кучу литературы на тему кормления, массажа, закаливания, занималась ранним развитием, читала, рисовала, гуляла, — одним словом, была ИДЕАЛЬНОЙ матерью, за исключением одного: она злилась и ругала ребенка, несмотря на то, что понимала, что нельзя орать на детей, но сдерживаться никак не получалось. И это чувство несостоятельности и неудовлетворенности накапливалось изо дня в день.
Незаметно для себя она могла легко вспылить на малейшее замечание кого бы то ни было. Чаще попадались близкие: дети, муж, свекровь. Ей казалось, что упрекать ее в чем-либо — несправедливо, ведь она жизнь свою положила на алтарь материнства. А когда через пять лет родилась вторая дочь, ее нельзя было упрекнуть ни в чем. Отданные материнству без остатка все восемь лет и восемь месяцев завоевали для нее право называться лучшей мамой на свете. Всегда и во всем считала себя правой, никому не уступала в споре, всех учила-мучила, даже матом ругалась, когда не понимали по-хорошему.
«Своих детей воспитывай сама»,— звучал голос матери в голове Нины. Тотальное недоверие к бабушкам, воспитателям, учителям, тренерам мешали Нине устроить детей в садики-кружки. Некомпетентные, неопытные, молодые, бездетные воспитатели-учителя тревожили ее сердце. В попытках заглушить эти тревоги и сомнения Нина выбирала только частные образовательные учреждения.
Хоть в молодой семье финансы пели романсы, она отдавала последние семейные деньги лучшим образователям и воспитателям в районе. Она твердо верила в ОБРАЗОВАНИЕ, ведь по образованию Нина была магистром иностранной филологии, научным сотрудником, филологом-литературоведом, преподавателем английского языка. Ее жизненные ценности — дом, семья, дети, образование — были непоколебимы. Она сама воспитывала своих детей — не то что эти вертихвостки, отдавшие своих детей на воспитание бабушкам и нянечкам. «Все сама, сама»,— твердил внутренний голос.
Детки уже подросли к тому времени, когда Нину ожидал сильнейший удар в ее жизни. Младшая дочь Нины заболела сахарным диабетом первого типа в возрасте четырех лет. Госпитализация, лечение, мониторинг уровня сахара в крови каждые два часа, низкоуглеводное питание, сдача анализов, пожизненные консультации эндокринолога, профилактические мероприятия по устранению осложнений диабета и ограничение возможностей заниматься некоторыми видами спорта. Новая жизнь с диабетом предполагала бдеть за ребенком все 24/7 без права на выходной.
Муки материнства только усилились с приходом диабета. Но непосильным для Нины оказался даже не сам диагноз, а разрастающаяся депрессия, накатывающая непрерывно. Привычный мир, прежние ценности и мыслеформы рухнули, как после цунами или другой природной катастрофы, в одно мгновенье. Необходимо было сосредотачиваться еще больше на семье, детях, диабете. Изучение массы информации касательно диабета вырубало всем мозг. Отныне нужно еще больше контроля над сложившейся ситуацией, чем было до жизни с диабетом. Отныне о профессиональной самореализации можно было забыть еще на десять лет.
В большинстве семей диабетиков мамы, как правило, не работают, посещают школу с детьми — проверяют уровень сахара, носят перекусы, освобождают от физкультуры. В садик диабетики не ходят из-за осложнений, которые могут возникнуть при недобросовестном мониторинге за уровнем сахара в крови. Получая небольшое пособие по уходу за ребенком-инвалидом, матери посвящают свою жизнь ребенку и не замечают, как контроль над диабетом превращается в тотальный контроль над повзрослевшим ребенком-подростком — что съел, где был, что делал?
«Я тебя воспитывала! Я из-за тебя ночей не спала! А ты… ты… на электричке едешь»— вспомнились Нине слова матери дяди Федора из советского мультфильма. Нине хотелось найти ответы на свои многочисленные вопросы по воспитанию, взаимоотношению с другими людьми. С рождением старшей дочери она задавалась вопросом о своем предназначении, о смысле своего существования. Она искала себя в профессиях преподавателя, массажиста, декоратора, ландшафтного и интерьерного дизайнера. Через год интерес к тому или иному занятию угасал.
Апатия, депрессия, ненависть, обида, чувство вины нахлынули с бОльшей силой. Контакты с людьми сократились до пяти человек. В некогда энергичном теле стали накапливаться тяжесть, усталость, сонливость.
Кто я? Каково мое предназначение? Один вопрос, дайте же ответ!
О том, что Нина — женщина-полиморф, она узнала на тренинге «Системно-векторная психология». Не сразу пришло осознание своего предназначения. Долго складывалось у нее понимание причинно-следственных связей жизненных событий. Не ожидала она таких изменений в жизни. Во-первых, она перестала думать только о себе, а задумалась о других. Быстренько собрала группу детей-диабетиков, которые сидели дома, и пристроила их в хороший садик. Под присмотром медсестры дети могли посещать садик как все здоровые дети.
Во-вторых, Нину пригласили на работу в частную школу преподавать английский язык. В-третьих, улучшились отношения в семье, с мужем, родителями, родственниками. Нина стала зарабатывать после многих лет домоводства. Она начала ухаживать за своим телом — кормить, одевать, украшать. Раньше это приносило страдание. Нина не пытается быть тем, кем не является. Она познает других и себя и движется в направлении реализации своей мечты.
И таких результатов после тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана тысячи.
«…в один прекрасный момент у мамы заканчивается терпение. И она начинает орать. Бешено орать. И в один миг воздух накаляется гневом, сын плачет в испуге, мама прооравшись, страдает от чувства вины. И так почти каждый вечер.
…И вот уже после всего нескольких лекций по СВП.
Мама и сын делают уроки. Но что-то неуловимо изменилось. Мы так же делаем то, что можно сделать за 15 минут, часами. Ребенок так же вертится на стуле, как юла. У него так же в одно ухо влетает, в другое вылетает)). Рот у него не закрывается. Надо поговорить обо всем. А ты сидишь рядом и ловишь себя на мысли, что только всего каких-то несколько недель назад мы бы оба страдали. Сын — от испуга, от того, что мама его не любит, а мама — от чувства вины за свой крик, за свой гнев.
Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется…»Жанна Б., бухгалтер, Абакан
«…Я не могла справиться со своим третьим ребенком. Дочка растет сущим чертенком. Разобравшись в природе ее психического, перестала оказывать давление на ребенка, кричать и ругаться, значительно улучшив понимание и отношения с девочкой…»
Людмила Щ., главный бухгалтер, Каспийск
Автор Айнура Мамирова
Корректор Алла Антипина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»