Креативность: развивать или уже поздно?

Креативность: развивать или уже поздно?

Слово «креативность» сегодня используется очень часто. Быть может, даже слишком часто. Мы отмечаем креативность других людей, креативных сотрудников ценят на работе; это качество, упомянутое в резюме, нередко становится чуть ли не решающим фактором при выборе кандидата на вакантное место. Отчего так?

Креативность (Википедия нам в помощь) — это творческие способности, умение рождать новые идеи и подходы, причем как в бизнесе, так и в науке, культуре, политике. Креативность нужна везде, где есть конкуренция. Именно поэтому она сегодня так ценится.

Но что дает это качество ее обладателю? Обогащает ли креативность его жизнь или, наоборот, обедняет, опустошает?

Например, с творчеством яснее: любое творческое занятие дает возможность обрести личностный смысл, понять свои ценности. По сути, это некая духовная потребность, которая обогащает и одухотворяет. Мы занимаемся творчеством на досуге — поем, танцуем, рисуем. Тем самым дополняем свою жизнь, реализуем себя. Однако все это далеко не креативность.

Что такое креативность в людях? Это больше умение рождать необычные идеи. Причем идеи чаще всего с целью развития бизнеса. Само слово используется, в основном, в области маркетинга, рекламы, подразумевает умение нестандартно подходить к решению задачи. Отсюда и «креативщик» (а еще «криэйтор») — человек, который создает необычные решения и подходы для развития бизнеса.

Однако жизнь показывает, что в погоне за нестандартными решениями эти самые криэйторы создают откровенно странные, глупые и нелепые вещи. Так, чаще всего это случается в сфере рекламы и журналистике, где креативностью нужно привлечь внимание людей — к статье, рекламе, образу. В итоге рождаются такие креативные «шедевры»:

Тест на креативность

Становится ясно, что над ними трудились люди, случайно оказавшиеся в этой профессии. Которые очень хотели придумать нечто оригинальное, но не смогли — из-за отсутствия опыта, образования, а может, некоего дара. Так чего же именно?

И можно ли открыть и развить в себе истинную креативность — подлинную способность создавать уникальные, необычные и даже гениальные идеи? Такие, которые однозначно воспримет публика и которые помогут достичь поставленной цели?

Четкий ответ на все эти вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Что отвечает за креативность

Исследователи, не знакомые с системно-векторной психологией, до сих пор проводят тесты на креативность, изучают влияние работы полушарий мозга на развитие этого качества, строят разные теории и догадки.

Одним западным психологом даже была предложена своеобразная схема творческого процесса, в которой рождению идеи отводится 4 этапа. Первый этап — это сосредоточение на задаче с четким определением ее цели. Второй этап наступает, когда цель определена, и в дело должно вступить бессознательное (вам в это время просто нужно переключиться на что-то иное). Третий этап — озарение, находка (самый короткий, но яркий этап). Четвертый — проверка идеи на новизну и эффективность.

Это интересный, однако далеко не универсальный подход, который не обещает развития креативности, не гарантирует того, что так вы научитесь продуцировать гениальные идеи. Возможно, он в чем-то поможет тем, кто предрасположен к нестандартному творчеству и уже создает нечто новое и креативное. Однако если вам крайне трудно думать над чем-то, сосредотачиваться на чем-то и пытаться из этого «выжать» идею, такая методика ничего не даст.

А можно ли вообще этому научиться? Можно ли стать креативным, если раньше к этому не было никаких заметных склонностей?

Развитие креативности

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, в чистом виде креативность могут проявлять только представители двух векторов из квартели информации — звукового и зрительного. Эти векторы комплементарны (дополняют друг друга), при этом они очень разные, как будто зеркально противоположны.

Почему только звук и зрение? Они наделяют своих носителей образным, исследовательским, стремящимся к познанию интеллектом. В зрительном векторе происходит познание внешнего мира, в звуковом — внутреннего. Именно у последнего прерогатива в создании гениальных идей, хотя и обладатель зрительного вектора способен на определенный креатив.

Так как зрительный вектор исследует внешнюю сторону этого мира, его креативность может проявляться в создании оригинальных форм, красивых вещей, необычных романтических текстов, привлекательных чувственных заголовков, красочной рекламы — и так далее. То есть всего того, что может подарить целевой аудитории зрительных творений приятные чувства, отзываться в душе, рождать эмоции.

Внимание звуковика сосредоточено на абстрактном мире, нематериальном, а значит, его креативность может проявляться в концептуальном творчестве, продуцировании цельных идей (обязательно со смыслом), иногда даже целых миров многогранных образов. Результат такого подхода у зрителя, слушателя, читателя вызывает не только ответные чувства, но и мысли, некие выводы, которые будут зависеть от того, понял ли он смысл звукового «послания» или нет.

Если в человеке сочетаются развитые зрительный и звуковой векторы, ему даже не надо проходить тест на креативность мышления: и без того ясно, что у него недюжинные творческие способности, которые могут реализоваться и в креативе.

Что такое креативность

Кожный вектор с его страстью к новизне способен помочь своему обладателю рождать все новые и новые креативные шедевры. Анальный тоже может оказаться полезен, так как наделяет своего носителя хорошей памятью, стремлением к идеалу (при этом важно, чтобы он не «тормозил» процесс рождения идеи).

Как стать креативным?

Как развивать креативность, если имеющегося уровня развития векторов недостаточно?

В любом случае, не прибегать к насилию над собой. Хорош только тот креатив, который не является результатом какого-то нечеловеческого усилия — над своей фантазией и мышлением. В противном случае он никогда не будет ярким, самобытным и запоминающимся.

Не понимая собственной природы и своих настоящих желаний, мы большую часть своей жизни проживаем без ощущения счастья и собственной нужности, без достойной реализации. Живем наедине с обидами, депрессиями и тоской в душе, тогда как могли бы блистать креативными идеями.

Очень часто после прохождения тренинга по системно-векторной психологии люди начинают ощущать себя совершенно иначе — как будто проснувшимися ото сна. Вместе с правильным самоощущением просыпаются и дремавшие до этого момента таланты, которые так легко развивать после тренинга. В том числе — и тяга к творчеству и креативность.

Почему тренинг имеет такую силу? Потому что с осознанием своей природы начинаешь понимать все, на что ты на самом деле способен. Уходят клубки внутренних проблем, которые до этого не давали проявлять себя — чувствовать, мыслить и «креативить» так, как хотелось.

Записывайтесь на бесплатный тренинг и оформляйте подписку на самые интересные статьи по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Один комментарий

  1. Елена 22.09.2013 at 09:49 - Ответить

    Эх, во мне и зрение есть и звук, а вот креативить как-то не получается или только самую малость, а так хотелось бы…
    Спасибо за интересно-познавательную статью, Анечка!

Комментировать