Игра в угадайку, или Сапожник, портной — кто ты будешь такой?

Игра в угадайку, или Сапожник, портной — кто ты будешь такой?

Как правильно вырастить ребенка? Как его развить и направить в нужное русло? Интернет пестрит множеством сайтов, так или иначе затрагивающих этот вопрос. А литература… начиная от «Педагогики» А. С. Макаренко, «После трех лет уже поздно» Масару Ибука и до «100 ошибок воспитания, которых легко избежать» О. Маховской, — что выбрать? Может быть, вообще растить ребенка, как заповедовали наши предки? Если вы задаете похожие вопросы, значит, вы — родитель, заинтересованный в гармоничном развитии своего ребенка. Скорее всего, вы уже занимаетесь по различным методикам раннего развития, посещаете кружки и секции. Предположим, у вас отлично получается и растет чудесный ребенок, радующий вас своими достижениями.

Вы уверены, что это 100-процентный успех?

Отличный пример для демонстрации — телешоу «Лучше всех» на Первом канале. В нем в соответствии с требованиями современного зрителя есть «зрелищность, красота и умность происходящего». Участники — развитые и талантливые детки, которые в большинстве случаев уже с детства знают и понимают, кем они хотят стать, когда вырастут.

Ярким примером попадания родителей в яблочко может являться «Укротительница скакалки» — маленький сгусток энергии, непрестанно подпрыгивающий на диване от нетерпения. Скорость, ловкость, желание быть первой; результат — рекордсмен по прыжкам через скакалку. Сообразен со свойствами ее характера и ответ на вопрос, кем она хочет стать, — «Полицейским, чтобы ловить преступников». Кстати, ее мама — тренер по тхэквондо, для успешного освоения которого нужны те же качества, что и у дочери. Схожесть психических свойств детей и родителей часто приводит к интуитивно правильному выбору метода развития ребенка.

Однако то же телешоу в полной мере демонстрирует, что этого недостаточно.

Например, «Милый поваренок» боится динозавров. Кстати, с подачи любящего папы! В процессе съемок наделенная от природы богатым воображением трехлетняя девочка принимает за динозавра передвижную камеру. «Я боюсь, мне страшно!» — кричит она и убегает, однако доведенную до слез девочку пугают еще раз.

Зал, включая родителей, ухохатывается — всем так смешно! Но для психики именно таких детей, как эта девочка, «безобидные» с виду пугалки, страшные сказки и тому подобные страшилки наиболее губительны. Испытывая страхи, такой ребенок не сможет полноценно развиться, будет зациклен на себе и своих состояниях. Скольким взрослым людям страх напоминает о себе сумеречными вечерами, порою доводя до панических атак?

Еще один пример — «Художник, творящий из пластилина», который рисует пластилином картины. В основе заданных природой черт характера такого ребенка лежат основательность, стремление доводить все до совершенства. Понимая психику такого ребенка системно, можно сказать, что ценностями для него являются искренняя похвала и адекватное признание достоинств. Для ребенка с другими психическими свойствами шутовское полукривляние взрослых, призванное не оценить труд, а насмешить публику, не нанесет значимого вреда, однако именно такой ребенок способен переживать чувство обиды. Наделенный отличной памятью, он будет вновь и вновь переживать и усиливать обиду. Результатом может оказаться полная неспособность создавать.

А что, если мы вообще не схожи с ребенком по психическим свойствам? Мой ребенок начал кричать и шуметь с первых дней жизни, да и сейчас он эмоционально на все реагирует, а для меня очень важно посидеть и поразмышлять в тишине. Я люблю своего ребенка, но первые несколько лет это сводило меня с ума, иногда хотелось убежать. Умные книжки не слишком помогали. Если бы не тренинг «Системно векторная психология», я бы, возможно, и не поняла, почему он так себя ведет, как избежать многих бед и ошибок в воспитании, кажущихся такими незначительными, но имеющими свойство становиться грозной лавиной. Необходимо научиться понимать себя и различать природные качества, присущие вашему чаду, а уже исходя из них, протаптывать сначала тропинку, а затем уже и настоящую дорожку в светлое будущее.

Помните, исправлять всегда сложнее, чем начинать с нуля.

Автор Ольга Ельшина
Корректор Анна Бобень

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Комментировать