Двум вожакам в стае не место

Двум вожакам в стае не место
    Пользовательский рейтинг

    Скил размахивал мечом, сбивая щепки с дерева, и думал об этом неожиданно появившемся в его племени чужаке. «Нужно было снять с него скальп и подвесить на свою лошадь. Он — враг, его изгнали из его племени, и среди нас ему нет места. Теперь с ним Ишпак и Гнур… а у них больше трех десятков воинов. Глупые предатели, они не понимают, что с Марсагетом им не выжить… Их место — на острых скалах Меотидского моря, где прибой будет рвать их на части. Что мне скажет мудрый Саурмаг?»

    Размашистой походкой Скил отправился к отдаленной кибитке шамана. Тот не спал, а как всегда монотонным голосом бубнил себе под нос непонятные слова, вводя себя тем самым в состояние транса. Саурмаг знал, кто пришел, когда Скил был еще далеко от кибитки, и встретил гостя короткой фразой:

    — Вызови его на поединок. Побежденный уходит из племени навсегда. Ты победишь.

    — А… — Скил не успел договорить.

    — Что??… Опять эта девка? Она останется с тобой, — шаман поморщился и злобно добавил: — Но лучше бы ее забрала к себе Апи — племени стало бы легче.

    Скил достал меч и, потрясая им перед длинным носом ведьмака, твердо сказал:

    — Если ты ускоришь ее уход к душам предков, я порублю тебя на куски.

    Саурмаг вздохнул, отвернулся и забормотал свои заклинания, намекая, что разговор окончен.

    Двум вожакам в стае не местоПрекрасная Опия возвращалась с побережья по степной дороге — верхом на лошади, в сопровождении двух верных слуг и защитников, которых к ней недавно приставил Скил. Она была одета не так, как другие женщины племени: шелковые шаровары на стройных ногах, тончайший легкий кафтан с длинными развевающимися полами, украшенный золотыми нитями, и сверкающая диадема на голове, удерживающая копну русых волос.

    Опия в этот день была сама не своя. Точнее, это преследовало ее с тех самых пор, как обнаружился тот самый чужеземец — Марсагет. Двум вожакам в стае не местоЕе вождем был Скил, ей было с ним хорошо, он будоражил ее кровь, дарил яркие эмоции. Ей нравилось смотреть, как красиво он смотрится в седле. Как метко стреляет из лука и как ловко владеет мечом. Но что-то с ней случилось… Хищная улыбка молодого и сильного Марсагета, его влияние на умных и сильных воинов Гнура и Ишпака, его удивительная история судьбы — все это так волновало девушку, что в ее голове появлялись непривычные мысли.

    В тени дикого миндаля спал, развалившись, Орик, приближенный к вождю шут и балагур.

    — Тпрру! — мигом проснулся шут и ухватился за поводья лошади Опии.

    — Что тебе нужно, шут? — холодно спросила она.

    — Не хмурься, царица, отдохни в прохладе, жарко сегодня. Отдохни, а я твои печали развею — утешу своей болтовней.
    Опия спешилась и устроилась под деревом.

    — Да-а-а, не тот уже наш Скил, — начал Орик. — Где это видано, чтобы чужеземцу-ашкуазу давали кибитку и место воина, когда членов нашего племени выстраивают по рангу? Наши предки с чужака снимали скальп и подвешивали его себе на лошадь вдобавок ко всем остальным трофеям, а тело сбрасывали на скалы Меотидского моря. Зачем нам чужаки? Хотя Марсагет хорош… Молодой, сильный, отважный. За него вон сразу люди пошли — и какие люди! Лучшие воеводы Скила — Ишпак и Гнур. Сразу же его признали как нового царя. И шаман против него — эта змеюка, гадина, которая только и думает, как сжить со свету прекрасную царицу…

    Опия слушала Орика как под гипнозом: она будто проговаривала собственные мысли, озвученные лопоухим шутом. Внезапно царица встрепенулась. Орик продолжал, но теперь его речи были опасны:

    — Да-да, он такой желанный — этот Марсагет. За ним будущее нашего племени. Ему нужна такая царица, как вы. Каждый раз он смотрит на вас горячим взором. Он и пришел сюда за вами, ведь вы это знаете…

    Опия резко встала, глаза ее сверкали. Точным движением руки она приставила нож к горлу Орика:

    — Ты лжешь, глупый болтун. За это я отрежу тебе язык — чтобы больше никогда ты не посмел даже подумать подобную ересь. Свяжите его, — приказала царица своим слугам.

    Орик жалостливо захныкал, его речь стала сбивчивой и шепелявой:

    — Я не думал, царица, не думал! Не режь мне языка, умоляю! Пусть меня побьют палками или привяжут к дереву, только не режь мне языка!…

    Орик рыдал, громко всхлипывая, и злость Опии почти прошла:

    — Ладно, отвезите его в кибитку и закройте до следующего утра — без еды и воды. Пусть он следит за тем, что вытворяет его язык.

    Двум вожакам в стае не местоИзвестие о поединке всколыхнуло поселение. Преданные Скилу старосты одобрили решение вождя, а воеводы-предатели были мрачными и, как всегда, немногословными. Скифы плотным кольцом обступили место поединка. Чуть поодаль стояла Опия, с белым, как молоко, лицом и плотно сжатыми губами. Она боялась смерти больше всего на свете (а если Скила убьют, ей как его царице тоже придется разделить его участь) – и сейчас молилась своим богам.

    В круг вышли два статных самца. Скил улыбался, но его улыбка была похожа на звериный оскал. От Марсагета веяло уверенностью и силой. Одетый по обычаям своего племени, он выглядел легче и моложе Скила.

    Поединок начался. Скил обрушивал на чужака мощные удары, в которые вождь вкладывал весь свой гнев, а тот ловко уворачивался и с не меньшей силой нападал на противника. С первой же минуты стало ясно, что это битва двух равных соперников, и победителем будет тот, кто больше угоден богам. Скил взмахивал мечом, теснил Марсагета с центра круга, а тот отбивался и наступал.

    Марсагет ранил вождя в плечо – и толпа загудела. Воины и старейшины схватились за мечи. Двум вожакам в стае не местоВид крови взбесил Скила. Он обрушил на Марсагета такой поток ударов, что тот потерял равновесие. Скил вскочил ему на грудь, ногой выбил из рук оружие — и воткнул свой меч прямо в горло врага, да так, что пригвоздил бьющегося в конвульсиях Марсагета к земле. Ножом он снял с головы мертвого ашкуаза скальп, схватил окровавленный кусок кожи и привязал новый трофей к седлу. Вскочив на коня, пустился вскачь, а за ним – его преданные старейшины и повесившие головы воеводы. Им предстоит ответить за свое предательство. Толпа ликовала.

    Опия сидела, закрыв лицо руками, и дыхание жизни возвращалось в ее застывшую от ужаса душу: на этот раз богам было угодно, чтобы она избежала смерти.

    * * *

    Этот возможный эпизод из жизни далеких предков не вызывает шока и тревоги за их будущее. Здесь все на своих местах: в первобытной стае может быть только один (уретральный) вождь. У него есть свой шаман-советник, помогающий принять верное для выживания племени решение; у него есть своя (кожно-зрительная) муза, преданные старосты (с анальным вектором), послушное (мышечное) войско, (кожные) предатели-воеводы и даже шут (с оральным вектором), проговаривающий чужие мысли. Этой стае ничто не мешает двигаться в прекрасное будущее.

    Чем мы, современные, отличаемся от этих первобытных людей? Внешне – всем, а внутренне, психически – почти ничем. Современные люди так же, как и раньше, рождаются с заданными от природы ролями. Да, мир усложнился и изменился, и одновекторных людей (таких, как в первобытном обществе) уже очень мало. Мы «усложняемся» психически, сочетая в себе уже не один, а два, три, четыре и больше векторов. Но суть от этого не меняется – нам все еще нужно совладать со своими увеличившимися желаниями (чем больше в человеке векторов, тем больше желаний – и страданий).

    Наши дети рождаются, имея в своем психическом лишь отдельные свойства. С возрастом эти свойства обязательно должны развиться и реализоваться – тогда человек выполнит свою усложненную видовую роль и будет по-настоящему счастлив. Развитие начинается с самого рождения (с архетипа вектора, то есть с выполнения его первичных функций) и длится вплоть до пубертата.

    Дети, попадая в свое первое общество из себе подобных, создают некое подобие первобытной стаи – с аналогичными законами, негласной табелью о рангах и соответствиями этой табели. Но природа жестока, а взрослые, давно утратившие знание о законах стаи, позволяют нашим детям попадать в очень сложные ситуации. В которых над детьми верх берет их природа.

    В этот день на алгебре 9-«В» был неожиданно тихим. Зоя Ильинична сидела, обхватив голову руками, а ученики не смели произнести ни слова. Вчера случилось страшное: после уроков прямо на школьном стадионе подрались Лешка Журавлев и недавно переведенный в класс Денис Князев. Все подозревали, что будет драка, но пришли слишком поздно: Дениса без сознания, изуродованного, с окровавленной головой санитары заносили в машину скорой помощи, а мрачный Лешка с разбитым лицом, разорванной одеждой и ссадинами на теле сидел в машине ментов.

    Их увидел выгуливающий собаку житель района и вызвал полицию. Ему показалось, что дерутся не школьники, а взрослые мужики – причем всерьез, не по-детски, насмерть. Так оно и было. Если бы полиция не приехала вовремя, Денис был бы трупом.

    То, что в классе будет неминуемая драка, ребята знали. Слишком сильным было напряжение в последние месяцы – с тех пор, как к ним из другой школы перевели Дениса. Мальчик сразу же завоевал доверие одноклассников: спортсмены Димка и Валера больше не тусовались в компании Антипа (кличка Лешки); самые красивые девочки класса Ленка и Наташка кокетничали при нем, весело щебетали и строили глазки; а болтун Ярик «по секрету всему свету» рассказывал каждому, что Дэн крут и тусоваться надо только с ним.

    Двум вожакам в стае не местоСама не своя была Настя – тонкая и изящная, отличающаяся от остальных девочка, с которой так любил гулять Антип (когда она ему позволяла). Когда Дэн приходил в школу, она расцветала, краснела от его прямого взгляда и открытой улыбки. А когда его не было, ходила мрачнее тучи.

    Ярик за ее спиной всем рассказывал, что Антип не мог этого не видеть и хотел по-настоящему убить Дэна – чтобы не мешал.

    — Господи, дети, что же с вами будет, – сокрушалась Зоя Ильинична, позабыв о перекличке, контрольной и проверке домашнего задания. – Один в реанимации, другой – в колонии… И оба из таких хороших семей! Знаю маму Журавлева – очень порядочная женщина, – слезы текли по ее щекам. – Дети, ну вы же не звери!..

    Могли ли дети поступить по-другому? Увы, в этой ситуации нет: они дрались, не отдавая себе в этом отчета. Дрались насмерть. Можно ли избежать такой ситуации? Можно, если обладать знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана и не допускать ситуации, когда в одном классе оказываются два подростка с уретральным вектором.

    Что будет с детьми, которые лишились своего вождя? Ничего особенного: сплоченный и дружный класс из единого организма превратится в отдельные «кучки по интересам». А вот разовьется ли потенциал, заложенный природой в этих детях, зависит уже от родителей. У них есть время – до переходного возраста направить развитие собственного «зверька» в нужное русло, чтобы сделать из него счастливого и гармонично развитого человека.

    [adrotate banner=»2″]

    42 комментария

    1. Марина 22.04.2014 at 10:38 - Ответить

      Когда-то подобная ситуация создалась в классе у моей дочери. Мы приехали с Дальнего Востока и мой ребенок, привыкший быть лидером стал отвоевывать это право у лидера местного. Но все зависит от культурного уровня подростков, среды, в которой они выросли, семьи, в первую очередь. Все решилось в конце концов мирным путем: девочки подружились. И лидировали каждая в том, в чем у них было больше шансов. Никаких драк. Произошло распределение сфер влияния.

    2. Галина Некрасова 28.03.2012 at 22:21 - Ответить

      Очень увлекательно написано. Очень понравилась параллель между первобытной стаей и современной школой. Школьной трагедии могло бы не быть, знай директор шкуолы о системно-векторной психологии.

      • Спасибо, Галина! Да, обладай современная школа этими бесценными знаниями — многое могло бы быть иначе…

    3. Яна 26.03.2012 at 18:58 - Ответить

      Немного меня отпугнуло кровавое начало статьи, но когда дочитала,была в восторге — очень классная аналогия! Браво!

    4. елена Липовецкая 25.03.2012 at 12:14 - Ответить

      Отличаемся мы от древнего племени только культурой.Но уретральники не имеют подобного запрета, поэтому решают свои споры как раньше- в жестокой драке.

      • Ваша правда, Елена! И как интересно (а иногда жутко) наблюдать за этим архетипичным, древним поведением. Оно живет нами…

    5. Леонид Лапко 23.03.2012 at 21:31 - Ответить

      Очень живая картинка! Борьба за трон (стаю, класс…)! Не зря же этот тип мальчиков редко умирает от старости в постели…

      • Это точно, Леонид. Они не из тех, кто будет дожидаться старости, сидя в кресле с книгой 🙂

    6. Елена Сенькевич 22.03.2012 at 12:35 - Ответить

      Превосходная статья! Очень системный разбор, спасибо, Аня

    7. nataliabaranova Баранова 21.03.2012 at 18:56 - Ответить

      Спасибо. Оба сюжета читаются, как киносценарии. Очень яркие образы. Да, тем, кто работает с людьми, особенно с детьми, очень важно знать основы системно-векторной психологии.

    8. Алёна Смирнова 21.03.2012 at 17:42 - Ответить

      без системного понимания любой коллектив воспринимается как нечто хаотичное, сумбурное… А на самом деле там происходят вполне адекватные процессы. особенно ярко они протекают в школе, когда происходит становление векторов. Необычайно интересно!

      • Да, Алена, вы правы — все, что творится в школе, поддается системному анализу. А он помогает рассмотреть в детях их потенциал, увести от ненужных конфликтов, помочь вырасти им во всех смыслах красивыми людьми… Если бы учителя хоть немножечко понимали это и если и не воспитывали детей (ну я понимаю, работа у них тяжелая), то хотя бы предупреждали конфликты — школа бы уже на наших глазах стала меняться. Причем это делать намного проще — быть учителем с системным мышлением, — чем следовать советам современных психологов. А что у них за советы? Примерно так: «Учите детей быть ответственными, самостоятельными, взрослыми» — и дальше список нереальных для обычного учителя действий. Нереального — потому что у простых учителей нет времени и возможности специально заниматься воспитанием.

    9. Elenaprime 21.03.2012 at 16:25 - Ответить

      Вы меня своей статьей раззадорили, навеяли мне идей. Жалко одно, что написано сжато, быстро. А это тот случай, когда хочется подробностей и описаний, больше художественности. Фотки понравились!

      Вставка про 9-классников. Уффф. Грустно. У нас так в школе не было. Но здесь вы явно показали, как происходит, если в классе два уретральника.

      • Раззадорить — это хорошо 🙂 Да, Елена, сжато, согласна. Такова была задумка — показать отдельные кадры, чтобы остальное домыслило воображение 😉

    10. Ирина Каминская 21.03.2012 at 12:36 - Ответить

      Написано блестяще! Продолжения хочется про выдуманных вами героев. Может, напишете системную сказку в стиле фентези? Вот будет здорово.

      В школе мрак что творится. Классные так завалены бумажной работой, что им просто некогда выполнять свои прямые обязанности. Приятельница, учительница начальных классов, недавно жаловалась, что с неё требуют отчёт на 40 (!) стр. печатного текста, а она кожно-зрительная, чем ей пиСать? И зачем. Жалко детей.

      • Спасибо, Ирина 🙂 Я подумаю… писать хочется с недавних пор (спасибо СВП!), может, и «разрожусь» продолжением 🙂

        В школе мрак, это точно. Конечно, винить одних учителей, которые завалены по уши ненужной (ну не читают же эти их отчеты! кому они нужны?) работой, нельзя 🙁 А вот вся система — да, система несовершенна. И как бы консервативно это не звучало, но по-моему, там становится только хуже.

    11. Наталья Аверина 20.03.2012 at 22:52 - Ответить

      Ах, какой замечательный рассказ! Спасибо, Аня, получила огромное удовольствие от прочтения.

    12. Александр 20.03.2012 at 00:02 - Ответить

      Правильная идея — классы нужно формировать с умом, с пониманием векторального набора учеников. Но вот какой вопрос появился. Ясно, что сценарий, при котором в стае-классе встречаются два уретральника и кожно-зрительная девочка ведет к противостоянию, если КЗ нет — к расколу. А что, если оба этих вождя обладают системными знаниями? Как тогда развернется ситуация в случае с наличием КЗ? Смогут ли они повести себя так, чтобы не доводить ситуацию до конфликта?

      • Интересные у вас идеи, Алексанр 🙂 Но это же рационализация! Да, системно мыслящие уретральники — люди явно цивилизованные и культурные :))) Но раскол все равно будет: каждому из них нужна своя СТАЯ, так как без стаи они — ничто. А конфликта, может, и не будет — просто сами разойдутся, а за ними уже понятутся те, кто понятутся: к новому уретральнику — кожники, со старым останутся анальники и так далее.

      • Еще вариант — послать на переговоры дипломатов :))

    13. ольга чугурян 19.03.2012 at 22:45 - Ответить

      Классный пост. В первом рассказе так и пробивает весь сценарий стаи, ярко и завораживающе. Ну просто все понимаешь до последнего действия. Как легко становиться, когда все как на ладони. Спасибо. Очень понравилось.

    14. Antarika 19.03.2012 at 22:44 - Ответить

      Очень увлекательная первобытная история!

    15. Оксана Задорожная 19.03.2012 at 20:39 - Ответить

      Аня, статья очень интересная. Тебе уже пора писать детские книги со смыслом 🙂 Очень показательно — и поведение кожно-зрительной самки, и вождь, и шут. Единственное — если будешь писать книгу — то можно проводить эти линии параллел ьно. Вот шут гвдости насоветовал. А вот в Вова-сплетник подначивает… Получится несколько сюжетных линий. Будет здорово! Статья понравилась, профессионализм в области свп растет на глазах, интересная подача!

      • Спасибо 🙂 До писателя детских книг (да и каких-либо других) мне пока далеко, но приятно слышать твою похвалу, Оксан 🙂 Параллельно вести такие линии очень интересно, но пока не представляю, как это делать :))

    16. Юрий Аленко 19.03.2012 at 20:13 - Ответить

      Аня!
      Очень понравился рассказ! Но, мне показалась одна ошибка.
      Не может оральник проговаривать мысли, протипоречащие сути обонятельного советника. Ведь оральник проговаривает мысли обонятельника. Ай, не так?

      • Спасибо, Юрий.
        Может, и так 🙂 В моей задумке он проговаривает ее нехватки, то, что ее волнует в данный момент. А обонятельник далеко, занят своей магией. Отпустил цепного пса погулять :))

    17. Natalie 19.03.2012 at 17:23 - Ответить

      Кроме того, работать надо было и с девочкой. Если она виктимологичка, то она будет и себе жизнь портить, и мальчиков до драки доводить. Надо ее развивать в зрении.

    18. Natalie 19.03.2012 at 17:13 - Ответить

      Ну вот если б учительница не была курицей безголовой, то могли бы и по-другому поступить. Между прочим. На ней тоже ответственность. Дети — да, они зверята, особенно в пубертате, но учитель, если он действительно ВИДИТ, а не голову в песок, как страус, в ожидании драки, может придумать выхлоп этой энергии более гуманный. Надо было раньше действовать. Например, разделить класс на две команды, два лидера, пусть соревнуются в каком-то локальном проекте. Приз, а вместе с ним и признанное лидерство, и симпатии первой красавицы, получит сильнейший.

      • Наталья, а у нас вот много было таких учителей, которые вроде как и классные руководители, а на деле — классные пофигисты. И ни вмешиваться не хотели в проблемы «стаи», ни менять ход событий. Хотя, конечно, это именно им нужно было разрулить ситуацию с мальчишками…

    19. Zhatina 19.03.2012 at 15:50 - Ответить

      Как жаль, что современная педагогика не имеет средств для построения в школе нормальных отношений, не учитывает вектора детей. Думаю, с приобретением знаний по системно-векторной психологии такой порядок вещей будет меняться.

      • Татьяна, это просто мечта — чтобы в школе знали о векторах и умели в них разбираться! Может, когда-нибудь это все же произойдет? 🙂

        • Сергей Матвеев 29.03.2012 at 23:42 - Ответить

          Вряд ли. Сексуальный подтекст присутствует хотя бы в названии. До системного мышления нужно дозреть. Не только разумом, но возрастом тоже.

    20. Татьяна (YanaSobol) 19.03.2012 at 15:20 - Ответить

      Шокирует… Потрясает… Заставляет задуматься… В статье подняты очень важные проблемы — по нежнанию мы ломаем судьбы собственных детей, а потом ломаем голову: почему? Мы действительно живем не в первобытном обществе, но так ли плотен культурный слой, отделяющий нас от первобытной стаи? Попадая в экстремальные условия, самый культурный человек очень быстро превращается в дикаря. А мы своим детям эти самые экстремальные условия создаем постоянно. Не специально, нет… По незнанию… А от этого только хуже.

      • Увы, Татьяна, мы совсем забыли о том, что такое стая. Обладай учительница или директор школы, принимающие новичка, системным мышлением, они бы сразу поняли, что в этот класс его брать нельзя — иначе трагедия (или хотя бы раскол класса на два лагеря) неизбежен. Спасибо, это лишь вершина айсберга…

    21. Вера 19.03.2012 at 15:13 - Ответить

      А есть ли такой сценарий, при котором уретральные мальчики побратаются?)

      • Насколько я знаю, нет. Если не будет рядом кожно-зрительной девочки, класс разобьется на два лагеря — каждому по стае.

    Комментировать