Скил размахивал мечом, сбивая щепки с дерева, и думал об этом неожиданно появившемся в его племени чужаке. «Нужно было снять с него скальп и подвесить на свою лошадь. Он — враг, его изгнали из его племени, и среди нас ему нет места. Теперь с ним Ишпак и Гнур… а у них больше трех десятков воинов. Глупые предатели, они не понимают, что с Марсагетом им не выжить… Их место — на острых скалах Меотидского моря, где прибой будет рвать их на части. Что мне скажет мудрый Саурмаг?»
Размашистой походкой Скил отправился к отдаленной кибитке шамана. Тот не спал, а как всегда монотонным голосом бубнил себе под нос непонятные слова, вводя себя тем самым в состояние транса. Саурмаг знал, кто пришел, когда Скил был еще далеко от кибитки, и встретил гостя короткой фразой:
— Вызови его на поединок. Побежденный уходит из племени навсегда. Ты победишь.
— А… — Скил не успел договорить.
— Что??… Опять эта девка? Она останется с тобой, — шаман поморщился и злобно добавил: — Но лучше бы ее забрала к себе Апи — племени стало бы легче.
Скил достал меч и, потрясая им перед длинным носом ведьмака, твердо сказал:
— Если ты ускоришь ее уход к душам предков, я порублю тебя на куски.
Саурмаг вздохнул, отвернулся и забормотал свои заклинания, намекая, что разговор окончен.
Прекрасная Опия возвращалась с побережья по степной дороге — верхом на лошади, в сопровождении двух верных слуг и защитников, которых к ней недавно приставил Скил. Она была одета не так, как другие женщины племени: шелковые шаровары на стройных ногах, тончайший легкий кафтан с длинными развевающимися полами, украшенный золотыми нитями, и сверкающая диадема на голове, удерживающая копну русых волос.
Опия в этот день была сама не своя. Точнее, это преследовало ее с тех самых пор, как обнаружился тот самый чужеземец — Марсагет. Ее вождем был Скил, ей было с ним хорошо, он будоражил ее кровь, дарил яркие эмоции. Ей нравилось смотреть, как красиво он смотрится в седле. Как метко стреляет из лука и как ловко владеет мечом. Но что-то с ней случилось… Хищная улыбка молодого и сильного Марсагета, его влияние на умных и сильных воинов Гнура и Ишпака, его удивительная история судьбы — все это так волновало девушку, что в ее голове появлялись непривычные мысли.
В тени дикого миндаля спал, развалившись, Орик, приближенный к вождю шут и балагур.
— Тпрру! — мигом проснулся шут и ухватился за поводья лошади Опии.
— Что тебе нужно, шут? — холодно спросила она.
— Не хмурься, царица, отдохни в прохладе, жарко сегодня. Отдохни, а я твои печали развею — утешу своей болтовней.
Опия спешилась и устроилась под деревом.
— Да-а-а, не тот уже наш Скил, — начал Орик. — Где это видано, чтобы чужеземцу-ашкуазу давали кибитку и место воина, когда членов нашего племени выстраивают по рангу? Наши предки с чужака снимали скальп и подвешивали его себе на лошадь вдобавок ко всем остальным трофеям, а тело сбрасывали на скалы Меотидского моря. Зачем нам чужаки? Хотя Марсагет хорош… Молодой, сильный, отважный. За него вон сразу люди пошли — и какие люди! Лучшие воеводы Скила — Ишпак и Гнур. Сразу же его признали как нового царя. И шаман против него — эта змеюка, гадина, которая только и думает, как сжить со свету прекрасную царицу…
Опия слушала Орика как под гипнозом: она будто проговаривала собственные мысли, озвученные лопоухим шутом. Внезапно царица встрепенулась. Орик продолжал, но теперь его речи были опасны:
— Да-да, он такой желанный — этот Марсагет. За ним будущее нашего племени. Ему нужна такая царица, как вы. Каждый раз он смотрит на вас горячим взором. Он и пришел сюда за вами, ведь вы это знаете…
Опия резко встала, глаза ее сверкали. Точным движением руки она приставила нож к горлу Орика:
— Ты лжешь, глупый болтун. За это я отрежу тебе язык — чтобы больше никогда ты не посмел даже подумать подобную ересь. Свяжите его, — приказала царица своим слугам.
Орик жалостливо захныкал, его речь стала сбивчивой и шепелявой:
— Я не думал, царица, не думал! Не режь мне языка, умоляю! Пусть меня побьют палками или привяжут к дереву, только не режь мне языка!…
Орик рыдал, громко всхлипывая, и злость Опии почти прошла:
— Ладно, отвезите его в кибитку и закройте до следующего утра — без еды и воды. Пусть он следит за тем, что вытворяет его язык.
Известие о поединке всколыхнуло поселение. Преданные Скилу старосты одобрили решение вождя, а воеводы-предатели были мрачными и, как всегда, немногословными. Скифы плотным кольцом обступили место поединка. Чуть поодаль стояла Опия, с белым, как молоко, лицом и плотно сжатыми губами. Она боялась смерти больше всего на свете (а если Скила убьют, ей как его царице тоже придется разделить его участь) – и сейчас молилась своим богам.
В круг вышли два статных самца. Скил улыбался, но его улыбка была похожа на звериный оскал. От Марсагета веяло уверенностью и силой. Одетый по обычаям своего племени, он выглядел легче и моложе Скила.
Поединок начался. Скил обрушивал на чужака мощные удары, в которые вождь вкладывал весь свой гнев, а тот ловко уворачивался и с не меньшей силой нападал на противника. С первой же минуты стало ясно, что это битва двух равных соперников, и победителем будет тот, кто больше угоден богам. Скил взмахивал мечом, теснил Марсагета с центра круга, а тот отбивался и наступал.
Марсагет ранил вождя в плечо – и толпа загудела. Воины и старейшины схватились за мечи. Вид крови взбесил Скила. Он обрушил на Марсагета такой поток ударов, что тот потерял равновесие. Скил вскочил ему на грудь, ногой выбил из рук оружие — и воткнул свой меч прямо в горло врага, да так, что пригвоздил бьющегося в конвульсиях Марсагета к земле. Ножом он снял с головы мертвого ашкуаза скальп, схватил окровавленный кусок кожи и привязал новый трофей к седлу. Вскочив на коня, пустился вскачь, а за ним – его преданные старейшины и повесившие головы воеводы. Им предстоит ответить за свое предательство. Толпа ликовала.
Опия сидела, закрыв лицо руками, и дыхание жизни возвращалось в ее застывшую от ужаса душу: на этот раз богам было угодно, чтобы она избежала смерти.
* * *
Этот возможный эпизод из жизни далеких предков не вызывает шока и тревоги за их будущее. Здесь все на своих местах: в первобытной стае может быть только один (уретральный) вождь. У него есть свой шаман-советник, помогающий принять верное для выживания племени решение; у него есть своя (кожно-зрительная) муза, преданные старосты (с анальным вектором), послушное (мышечное) войско, (кожные) предатели-воеводы и даже шут (с оральным вектором), проговаривающий чужие мысли. Этой стае ничто не мешает двигаться в прекрасное будущее.
Чем мы, современные, отличаемся от этих первобытных людей? Внешне – всем, а внутренне, психически – почти ничем. Современные люди так же, как и раньше, рождаются с заданными от природы ролями. Да, мир усложнился и изменился, и одновекторных людей (таких, как в первобытном обществе) уже очень мало. Мы «усложняемся» психически, сочетая в себе уже не один, а два, три, четыре и больше векторов. Но суть от этого не меняется – нам все еще нужно совладать со своими увеличившимися желаниями (чем больше в человеке векторов, тем больше желаний – и страданий).
Наши дети рождаются, имея в своем психическом лишь отдельные свойства. С возрастом эти свойства обязательно должны развиться и реализоваться – тогда человек выполнит свою усложненную видовую роль и будет по-настоящему счастлив. Развитие начинается с самого рождения (с архетипа вектора, то есть с выполнения его первичных функций) и длится вплоть до пубертата.
Дети, попадая в свое первое общество из себе подобных, создают некое подобие первобытной стаи – с аналогичными законами, негласной табелью о рангах и соответствиями этой табели. Но природа жестока, а взрослые, давно утратившие знание о законах стаи, позволяют нашим детям попадать в очень сложные ситуации. В которых над детьми верх берет их природа.
В этот день на алгебре 9-«В» был неожиданно тихим. Зоя Ильинична сидела, обхватив голову руками, а ученики не смели произнести ни слова. Вчера случилось страшное: после уроков прямо на школьном стадионе подрались Лешка Журавлев и недавно переведенный в класс Денис Князев. Все подозревали, что будет драка, но пришли слишком поздно: Дениса без сознания, изуродованного, с окровавленной головой санитары заносили в машину скорой помощи, а мрачный Лешка с разбитым лицом, разорванной одеждой и ссадинами на теле сидел в машине ментов.
Их увидел выгуливающий собаку житель района и вызвал полицию. Ему показалось, что дерутся не школьники, а взрослые мужики – причем всерьез, не по-детски, насмерть. Так оно и было. Если бы полиция не приехала вовремя, Денис был бы трупом.
То, что в классе будет неминуемая драка, ребята знали. Слишком сильным было напряжение в последние месяцы – с тех пор, как к ним из другой школы перевели Дениса. Мальчик сразу же завоевал доверие одноклассников: спортсмены Димка и Валера больше не тусовались в компании Антипа (кличка Лешки); самые красивые девочки класса Ленка и Наташка кокетничали при нем, весело щебетали и строили глазки; а болтун Ярик «по секрету всему свету» рассказывал каждому, что Дэн крут и тусоваться надо только с ним.
Сама не своя была Настя – тонкая и изящная, отличающаяся от остальных девочка, с которой так любил гулять Антип (когда она ему позволяла). Когда Дэн приходил в школу, она расцветала, краснела от его прямого взгляда и открытой улыбки. А когда его не было, ходила мрачнее тучи.
Ярик за ее спиной всем рассказывал, что Антип не мог этого не видеть и хотел по-настоящему убить Дэна – чтобы не мешал.
— Господи, дети, что же с вами будет, – сокрушалась Зоя Ильинична, позабыв о перекличке, контрольной и проверке домашнего задания. – Один в реанимации, другой – в колонии… И оба из таких хороших семей! Знаю маму Журавлева – очень порядочная женщина, – слезы текли по ее щекам. – Дети, ну вы же не звери!..
Могли ли дети поступить по-другому? Увы, в этой ситуации нет: они дрались, не отдавая себе в этом отчета. Дрались насмерть. Можно ли избежать такой ситуации? Можно, если обладать знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана и не допускать ситуации, когда в одном классе оказываются два подростка с уретральным вектором.
Что будет с детьми, которые лишились своего вождя? Ничего особенного: сплоченный и дружный класс из единого организма превратится в отдельные «кучки по интересам». А вот разовьется ли потенциал, заложенный природой в этих детях, зависит уже от родителей. У них есть время – до переходного возраста направить развитие собственного «зверька» в нужное русло, чтобы сделать из него счастливого и гармонично развитого человека.
[adrotate banner=»2″]
Когда-то подобная ситуация создалась в классе у моей дочери. Мы приехали с Дальнего Востока и мой ребенок, привыкший быть лидером стал отвоевывать это право у лидера местного. Но все зависит от культурного уровня подростков, среды, в которой они выросли, семьи, в первую очередь. Все решилось в конце концов мирным путем: девочки подружились. И лидировали каждая в том, в чем у них было больше шансов. Никаких драк. Произошло распределение сфер влияния.
Очень увлекательно написано. Очень понравилась параллель между первобытной стаей и современной школой. Школьной трагедии могло бы не быть, знай директор шкуолы о системно-векторной психологии.
Спасибо, Галина! Да, обладай современная школа этими бесценными знаниями — многое могло бы быть иначе…
Немного меня отпугнуло кровавое начало статьи, но когда дочитала,была в восторге — очень классная аналогия! Браво!
Ну, такие вот они… первобытные уретральники 🙂 Спасибо!
Отличаемся мы от древнего племени только культурой.Но уретральники не имеют подобного запрета, поэтому решают свои споры как раньше- в жестокой драке.
Ваша правда, Елена! И как интересно (а иногда жутко) наблюдать за этим архетипичным, древним поведением. Оно живет нами…
Очень живая картинка! Борьба за трон (стаю, класс…)! Не зря же этот тип мальчиков редко умирает от старости в постели…
Это точно, Леонид. Они не из тех, кто будет дожидаться старости, сидя в кресле с книгой 🙂
Превосходная статья! Очень системный разбор, спасибо, Аня
И тебе спасибо, Лена 🙂
Спасибо. Оба сюжета читаются, как киносценарии. Очень яркие образы. Да, тем, кто работает с людьми, особенно с детьми, очень важно знать основы системно-векторной психологии.
Спасибо, Наталия 🙂
без системного понимания любой коллектив воспринимается как нечто хаотичное, сумбурное… А на самом деле там происходят вполне адекватные процессы. особенно ярко они протекают в школе, когда происходит становление векторов. Необычайно интересно!
Да, Алена, вы правы — все, что творится в школе, поддается системному анализу. А он помогает рассмотреть в детях их потенциал, увести от ненужных конфликтов, помочь вырасти им во всех смыслах красивыми людьми… Если бы учителя хоть немножечко понимали это и если и не воспитывали детей (ну я понимаю, работа у них тяжелая), то хотя бы предупреждали конфликты — школа бы уже на наших глазах стала меняться. Причем это делать намного проще — быть учителем с системным мышлением, — чем следовать советам современных психологов. А что у них за советы? Примерно так: «Учите детей быть ответственными, самостоятельными, взрослыми» — и дальше список нереальных для обычного учителя действий. Нереального — потому что у простых учителей нет времени и возможности специально заниматься воспитанием.
Вы меня своей статьей раззадорили, навеяли мне идей. Жалко одно, что написано сжато, быстро. А это тот случай, когда хочется подробностей и описаний, больше художественности. Фотки понравились!
Вставка про 9-классников. Уффф. Грустно. У нас так в школе не было. Но здесь вы явно показали, как происходит, если в классе два уретральника.
Раззадорить — это хорошо 🙂 Да, Елена, сжато, согласна. Такова была задумка — показать отдельные кадры, чтобы остальное домыслило воображение 😉
Написано блестяще! Продолжения хочется про выдуманных вами героев. Может, напишете системную сказку в стиле фентези? Вот будет здорово.
В школе мрак что творится. Классные так завалены бумажной работой, что им просто некогда выполнять свои прямые обязанности. Приятельница, учительница начальных классов, недавно жаловалась, что с неё требуют отчёт на 40 (!) стр. печатного текста, а она кожно-зрительная, чем ей пиСать? И зачем. Жалко детей.
Спасибо, Ирина 🙂 Я подумаю… писать хочется с недавних пор (спасибо СВП!), может, и «разрожусь» продолжением 🙂
В школе мрак, это точно. Конечно, винить одних учителей, которые завалены по уши ненужной (ну не читают же эти их отчеты! кому они нужны?) работой, нельзя 🙁 А вот вся система — да, система несовершенна. И как бы консервативно это не звучало, но по-моему, там становится только хуже.
Ах, какой замечательный рассказ! Спасибо, Аня, получила огромное удовольствие от прочтения.
Спасибо 🙂 Рада слышать ваш отзыв!
Правильная идея — классы нужно формировать с умом, с пониманием векторального набора учеников. Но вот какой вопрос появился. Ясно, что сценарий, при котором в стае-классе встречаются два уретральника и кожно-зрительная девочка ведет к противостоянию, если КЗ нет — к расколу. А что, если оба этих вождя обладают системными знаниями? Как тогда развернется ситуация в случае с наличием КЗ? Смогут ли они повести себя так, чтобы не доводить ситуацию до конфликта?
Интересные у вас идеи, Алексанр 🙂 Но это же рационализация! Да, системно мыслящие уретральники — люди явно цивилизованные и культурные :))) Но раскол все равно будет: каждому из них нужна своя СТАЯ, так как без стаи они — ничто. А конфликта, может, и не будет — просто сами разойдутся, а за ними уже понятутся те, кто понятутся: к новому уретральнику — кожники, со старым останутся анальники и так далее.
Еще вариант — послать на переговоры дипломатов :))
Классный пост. В первом рассказе так и пробивает весь сценарий стаи, ярко и завораживающе. Ну просто все понимаешь до последнего действия. Как легко становиться, когда все как на ладони. Спасибо. Очень понравилось.
Спасибо и вам, Ольга 🙂
Очень увлекательная первобытная история!
🙂
Аня, статья очень интересная. Тебе уже пора писать детские книги со смыслом 🙂 Очень показательно — и поведение кожно-зрительной самки, и вождь, и шут. Единственное — если будешь писать книгу — то можно проводить эти линии параллел ьно. Вот шут гвдости насоветовал. А вот в Вова-сплетник подначивает… Получится несколько сюжетных линий. Будет здорово! Статья понравилась, профессионализм в области свп растет на глазах, интересная подача!
Спасибо 🙂 До писателя детских книг (да и каких-либо других) мне пока далеко, но приятно слышать твою похвалу, Оксан 🙂 Параллельно вести такие линии очень интересно, но пока не представляю, как это делать :))
Аня!
Очень понравился рассказ! Но, мне показалась одна ошибка.
Не может оральник проговаривать мысли, протипоречащие сути обонятельного советника. Ведь оральник проговаривает мысли обонятельника. Ай, не так?
Спасибо, Юрий.
Может, и так 🙂 В моей задумке он проговаривает ее нехватки, то, что ее волнует в данный момент. А обонятельник далеко, занят своей магией. Отпустил цепного пса погулять :))
Кроме того, работать надо было и с девочкой. Если она виктимологичка, то она будет и себе жизнь портить, и мальчиков до драки доводить. Надо ее развивать в зрении.
Ну вот если б учительница не была курицей безголовой, то могли бы и по-другому поступить. Между прочим. На ней тоже ответственность. Дети — да, они зверята, особенно в пубертате, но учитель, если он действительно ВИДИТ, а не голову в песок, как страус, в ожидании драки, может придумать выхлоп этой энергии более гуманный. Надо было раньше действовать. Например, разделить класс на две команды, два лидера, пусть соревнуются в каком-то локальном проекте. Приз, а вместе с ним и признанное лидерство, и симпатии первой красавицы, получит сильнейший.
Наталья, а у нас вот много было таких учителей, которые вроде как и классные руководители, а на деле — классные пофигисты. И ни вмешиваться не хотели в проблемы «стаи», ни менять ход событий. Хотя, конечно, это именно им нужно было разрулить ситуацию с мальчишками…
Как жаль, что современная педагогика не имеет средств для построения в школе нормальных отношений, не учитывает вектора детей. Думаю, с приобретением знаний по системно-векторной психологии такой порядок вещей будет меняться.
Татьяна, это просто мечта — чтобы в школе знали о векторах и умели в них разбираться! Может, когда-нибудь это все же произойдет? 🙂
Вряд ли. Сексуальный подтекст присутствует хотя бы в названии. До системного мышления нужно дозреть. Не только разумом, но возрастом тоже.
Шокирует… Потрясает… Заставляет задуматься… В статье подняты очень важные проблемы — по нежнанию мы ломаем судьбы собственных детей, а потом ломаем голову: почему? Мы действительно живем не в первобытном обществе, но так ли плотен культурный слой, отделяющий нас от первобытной стаи? Попадая в экстремальные условия, самый культурный человек очень быстро превращается в дикаря. А мы своим детям эти самые экстремальные условия создаем постоянно. Не специально, нет… По незнанию… А от этого только хуже.
Увы, Татьяна, мы совсем забыли о том, что такое стая. Обладай учительница или директор школы, принимающие новичка, системным мышлением, они бы сразу поняли, что в этот класс его брать нельзя — иначе трагедия (или хотя бы раскол класса на два лагеря) неизбежен. Спасибо, это лишь вершина айсберга…
А есть ли такой сценарий, при котором уретральные мальчики побратаются?)
Насколько я знаю, нет. Если не будет рядом кожно-зрительной девочки, класс разобьется на два лагеря — каждому по стае.