Домашние животные для детей: техника психологической безопасности

Домашние животные для детей: техника психологической безопасности

Зайчики, кошечки, морские свинки… Вне зависимости от цвета, размера и характера животные приводят детей в восторг. Им хочется погладить их, потрогать, прижать к себе, проверить, откуда растут у зверьков уши и хвост. Домашние животные становятся лучшими друзьями для детей, а психологи и педагоги видят в них прекрасных помощников в гармоничном развитии их маленьких хозяев.

Детей неудержимо влечет к животным. Но так ли это хорошо?

Сейчас, наверное, мамы и папы, читающие эту статью, подумают: «Ну вот, опять нам будут рассказывать, опасны ли домашние животные для детей». Однако о правилах безопасной игры малышни с животными я писать и не собиралась. Я хочу затронуть другую, не менее важную тему: как влияет на детскую психику разрыв отношений с любимым зверьком.

Животные для детей: о чем не пишут психологи

Психологи и педагоги единодушны во мнении, что домашнее животное для ребенка — учитель, друг, помощник, который воспитывает в малыше умение проявлять любовь, заботу, ответственность. Для родителей же, пишут психологи, только поначалу животное представляет неудобство, которое может не очень хорошо пахнуть, слабо поддаваться дрессировке и постоянно требовать внимания.

Все это перестает иметь значение, когда ребенок на ваших глазах с удовольствием начинает ухаживать за животным, примеряя на себя роль старшего. И в результате такого чувственного общения рождается настоящая дружба.

Домашнее животное для ребенка

Однако есть один нюанс, о котором психологи и педагоги не пишут. Это смерть питомца. Сложно избежать ее, когда срок жизни морской свинки — 8–10 лет (в идеальных условиях), волнистого попугая — еще меньше, а собаки попадают под колеса и кошки выпрыгивают из окна. И как помочь маленькому человечку, так прочно привязанному к своему питомцу, пережить первый в жизни серьезный стресс? Стресс, к которому он может быть совсем не готов?

«Волков бояться — в лес не ходить».

Да. Однако под влиянием стресса у некоторых детей могут появиться весьма неблагоприятные последствия. И эти дети — обладатели зрительного вектора.

В вашем детстве бывало такое, что домашний питомец вдруг умирал — от отравления, несчастного случая, старости? У меня такое бывало. И не раз. До сих пор помню, как плакала по ночам в подушку, не веря в то, что любимого Кеши-Барсика-Карата больше нет. Утром я находила нового зверька, маленького и беззащитного (испуганные родители покупали все новых и новых зверей — лишь бы не было жалобного ночного плача), который через несколько лет опять умирал…

Да, все это — правда жизни, и когда-то нам всем приходится сталкиваться со смертью. Однако дети со зрительным вектором реагируют на эти вещи не так, как остальные. Потому что домашние животные для детей со зрительным вектором нечто большее, чем просто домашний зверек, с которым можно поиграть, которого можно погладить, а через час с легкостью о нем забыть.

Зрительные малыши очень эмоциональны. Они внимательно рассматривают окружающий мир, любуются всем ярким, блестящим, красивым. Именно эти дети обожают все вокруг себя оживлять: они представляют, что разговаривать и общаться можно со всем на свете — и с пластмассовой машинкой, и с морским камешком, и с цветочком, что растет на окне.

Животное для таких детей становится не просто другом — оно становится его самым любимым существом, о котором он постоянно думает, заботится, делится с ним своими переживаниями и мыслями. Любимую свинку или котенка такой малыш хочет брать с собой повсюду: расставание со зверьком для него мучительно. Он кладет его в постель, пытается усадить рядом за стол, несет в ванную — и так далее. Ребенок очень, очень привязан к животному. И родителям кажется, что это очень хорошо: малыш счастлив, заботлив. А еще — стал меньше требовать к себе внимания…

Увы, такая не по-детски крепкая привязанность свидетельствует о том, что малышу не хватает внимания мамы. Детям со зрительным вектором этого внимания нужно больше, чем другим: ранимые, чувствительные, они остро нуждаются в возможности поделиться своими эмоциями с самым дорогим человеком. Мамы же, не понимая внутреннего механизма такой привязанности, хотят переключить внимание малыша на что-то иное (например, на тех же животных).

Книги о животных для детей

Когда любимый питомец погибает, зрительный ребенок испытывает не просто стресс — разрывается его прочнейшая психологическая связь с животным. Для ребенка это становится серьезной трагедией, он сильно страдает, ощущая себя одиноко в страшном и враждебном мире. Малышу трудно справиться с эмоциями, он не хочет их испытывать, и на помощь приходит защитный природный механизм: удар на себя принимает не психика, а сенсор — зрение.

Что происходит в итоге? Зрение слабеет, падает на несколько диоптрий (возможно, не сразу, а в переходный возраст). После чего страдания проходят, но зрения уже не вернуть.

Предотвратить утрату зрения

Увы, именно это когда-то случилось и со мной, и со многими моими знакомыми. Офтальмологи списывали такой стремительный скачок на повышенную нагрузку в школе, выписывали витамины, давали список упражнений. Однако ситуация повторялась, и после видимого благополучия зрение вновь «скакало» на несколько диоптрий вниз. Медики разводили руками.

А может быть, именно так было и у вас?

В любом случае прошлое уже не вернуть. Но всегда можно изменить будущее — своих детей и внуков. Защитить их от страданий и от дискомфорта, связанного со слабым зрением.

Применяя знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы можем не просто уберечь ребенка от страданий — мы можем помочь ему вырасти по-настоящему счастливым человеком. Чтобы это получилось, ребенка надо развивать в соответствии с его природными свойствами, его набором векторов.

Зрительного ребенка надо учить любви и состраданию. И не к одним лишь растениям и животным — к человеку.

Самое главное в развитии зрительника — это возможность общаться с мамой столько, сколько ему требуется. Общаться можно по-разному: читать вместе книги, рисовать, ходить в зоопарк (чтобы учиться любить, но не привязываться излишне к тем самым братьям нашим меньшим), кататься на качелях, прыгать через лужи и так далее.

Стихи о животных для детей

На начальном этапе вы можете выбирать для чтения добрые сказки и стихи о животных для детей. Обязательно с хорошим концом, без сцен каннибализма, насилия, запугивания и так далее. Например, под эту категорию прекрасно подходят произведения Веры Чаплиной «Забавные животные» — рассказы о зверятах, которые воспитываются в зоопарке.

Сюда же можно добавить «Рассказы о животных» В. Бианки, «Лесные тайнички» Н. Сладкова, «Рассказы о родной природе» Г. Скребницкого, «Рассказы» Е. Чарушина и другие книги о животных для детей.

Для разнообразия используйте в своем воспитательном арсенале мультфильмы, которые могут вызвать в ребенке чувство сострадания. Например, старые добрые мультики «Бемби», «Дамбо», «Король Лев» и другие, в которых малышу сложно будет удержаться от целительных слез сочувствия. А также фильмы про животных для детей с жалостливым сюжетом (тот же «Белый Бим Черное ухо»).

Развивая ребенка, важно помнить, что времени у вас не так уж много: свойства каждого вектора нужно успеть развить до окончания переходного возраста. Потому что после возможна только реализация того, что было развито.

Важно помнить и о том, что очень сложно будет воспитать прекрасного человека, если у родителей страдания других людей вместо сопереживания вызывают лишь гримасу раздражения. Поэтому работать над собой ради блага своего ребенка — это еще одна задача, с которой необходимо справиться любящим родителям.

  • Подробнее о работе взрослого над собой: Как взрослому человеку вытолкнуть свой страх наружу?

Читайте вместе рассказы о животных для детей и плачьте от сострадания в унисон с ребенком. Заботьтесь о растениях, жалейте несчастных животных, тоскующих в клетках зоопарков. Окружайте любовью и заботой заболевших родственников, навещайте стариков и вместе с ребенком заново учитесь чувствовать.

У вас еще остались вопросы? Тогда не медлите и задайте их лично на бесплатном тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Корректор Наталья Коновалова

5 комментариев

  1. Ольга Чугурян 27.06.2013 at 10:59 - Ответить

    это прекрасно, когда знаешь, как наполнить огромную потребность своего ребенка в чувствах. насколько это важно и какие положительные результаты приносит — не описать. а если этого не делать, не учить сопереживанию, то капризы, истерики, страхи гарантированы.

  2. Vera (Juda) 24.06.2013 at 22:40 - Ответить

    Так, получается, совсем не надо животных заводить? Или, все-таки, например, завести собаку и очень внимательно следить, чтобы пес ходил на поводке, а не бегал под машинами. Собаки живут около 15 лет. мне кажется, это хороший срок. Но нужно быть очень ответственным, чтобы с псом ничего не случилось.

    • Анна 27.06.2013 at 10:51 - Ответить

      Думаю, зрительному ребенку лучше не заводить их совсем. Я понимаю, что общение с животным дает такому малышу очень многое. Но то, что случается после разрыва связи, намного серьезнее 🙁 За собакой можно следить, да, но несчастные случаи на то и несчастные… Если есть возможность, лучше регулярно навещать в зоопарке какое-то животное, любить его на расстоянии

  3. Swetlana 24.06.2013 at 20:18 - Ответить

    Животные в доме — не самая лучшая игрушка для ребенка, тем более со зрительным вектором.

Комментировать