Кто из нас не видел проявлений детской агрессии: во дворе собственного дома, в школе и детском саду – в общем, везде, где есть дети? Могут ли родители сами справиться с этими детскими проблемами? И если нет, то чем им способен помочь психолог?
Ситуация на детской площадке: трехлетняя Маша яростно лупит свою подружку по песочнице пластмассовым ведерком. Родители бросаются разнимать детей, а затем настоятельно рекомендуют Ире, маме юной скандалистки, отвести дочь к психологу. Пожилая женщина, которая наблюдает за происходящим, сидя на скамеечке, успокаивает разволновавшуюся мать: «Не переживай, перерастет».
Кто прав? Кому верить? Мать и рада бы успокоиться и поверить в то, что ее девочка вскоре станет более дружелюбной. А вдруг нет?
Детская агрессия в этом возрасте проявляется не только на детской площадке, но и дома. Так, четырехлетний Илюша после рождения братика стал очень ревнивым: то дергает малыша больно за волосы, то очень сильно раскачивает коляску, то хочет взять ребенка на руки и навредить ему. Отчего тихий и ласковый ребенок стал таким жестоким?
Стоит ли матери срочно записываться на прием к психологу?
Агрессия детсадовского возраста
В современном мире психологи для родителей выполняют роль «переводчиков» с детского языка на взрослый. С языка детских проблем и эмоций, которые родители не замечают и не понимают. Сложность в выборе такого «переводчика» состоит в том, что далеко не все специалисты этой профессии досконально знают детский «язык» – но не из-за низкой квалификации или лености в процессе освоения знаний, а из-за того, что традиционная психология такими знаниями в полной мере не обладает.
В отличие от новейшей системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая благодаря прогрессивному подходу оказывается полезной в любых без исключения жизненных ситуациях. А особенно в том, что касается воспитания и понимания детей.
Хотите без помощи психолога разобраться, почему ваш малыш проявляет агрессию по отношению к вам или другим людям? После изучения системно-векторной психологии у вас это получится без чужих советов.
Помните трехлетнюю малышку, которая дралась в песочнице? Внимательно понаблюдав за девочкой, ее мама, пройдя тренинг, уже сможет понять причины поведения Маши. Понять, почему в этом возрасте дети начинают проявлять агрессию в общении с другими детьми: отбирать у них игрушки, бить их своими детскими кулачками, сыпать песком в глаза и так далее. Сумеет понять, что это не агрессия в классическом понимании, а ранжирование: дети определяют при помощи инстинктов, заложенных в нас природой, свое место в обществе. Можно сказать, что так они учатся общаться (но тогда «общаться» нужно понимать намного шире, чем мы привыкли).
А отчего же тогда проявлялась детская агрессия у четырехлетнего Илюши, который, кажется, возненавидел своего младшего братика? А здесь уже частный случай: мальчик до рождения малыша получал всю любовь родителей, а теперь ему страшно, что этого больше не будет. Ему грустно и обидно, что мама с папой стали уделять ему меньше внимания. И, не отдавая себе в этом отчета, он сообщает об этом родителям своим агрессивным поведением.
Очень часто появляется детская агрессия в детском саду – обычно именно как признак того, что дети ранжируются, определяя свое место в детском коллективе. Но бывают и частные случаи, которые при помощи системно-векторной психологии получится видеть и уметь разрешать.
Мы, родители, часто себя недооцениваем, сомневаемся в умении правильно воспитывать детей. Постоянно сомневаясь, обращаемся за советами к своим родителям, друзьям, психологам. Почувствовав уверенность в собственных силах, мы сделаем лучше не только себе, но и ребенку, который из-за родительской неуверенности не чувствует себя защищенным.
Детская агрессия в школе
Ситуация со школьниками будет сложнее. Это уже не малыши, которые прямо выражают свои чувства и эмоции. А повзрослевшие «звереныши», поведение которых сильно зависит от того, как вы их воспитывали все эти годы.
Детская агрессия в школе сегодня почти норма: подростки дерутся друг с другом с применением оружия, жестоко издеваются над животными, бьют учителей, выдумывают изощренные формы преследования ровесников.
Что случилось с этим миром? Дети рождаются какими-то не такими? Или это мы, родители, забыли, как надо воспитывать детей?
Время действительно поменялось. Течение жизни ускорилось, наши взгляды на многое трансформировались, произошла переоценка ценностей. Дети рождаются другими. И да, мы что-то где-то упускаем из виду в их воспитании.
Но если воспользуемся знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, сможем без тяжелых последствий справиться с агрессивным поведением подростков.
Как?
Во-первых, если не будем обобщать. Подростки все разные, и далеко не для всех агрессия – это результат действия гормонов на фоне полового созревания.
Во-вторых, если каждый частный случай детской агрессии будем рассматривать через призму восьми векторов: так мы начинаем понимать, что происходит в душе подростка, почему он проявляет агрессию по отношению к родителям, другим взрослым или ровесникам.
Прислушайтесь к себе: вы любите других людей? Вы, как культурный человек, скорее всего, ответите положительно: я люблю свой народ, мне комфортно жить среди соотечественников, я их уважаю – и так далее. При этом где-то внутри вас, возможно, зашевелится одно чувство, с которым человек рождается, но которое он в процессе взросления и воспитания учится преодолевать – неприязнь.
Да-да, с рождения мы ненавидим ближнего, а с годами учимся его признавать, терпеть, уважать, любить – каждый свое. Именно поэтому малыши в песочнице сначала дерутся, а только потом учатся взаимодействовать. Именно поэтому подростки, которых родители не сумели научить терпению к ближнему, на все реагируют агрессией.
Изучая системно-векторную психологию, родитель узнает врожденные свойства своего ребенка, а также тот природный потенциал, который необходимо развивать. Он узнает, как это нужно делать правильно, чтобы в итоге из пухлощекого ангелочка вырос реализованный счастливый человек, а не грубиян, хам, садист и насильник. И это особенно важно узнать родителям подростков, ведь если в дошкольном возрасте промахи воспитания не так заметны, то как раз в подростковом все видно, как на ладони.
Вы, наверное, спросите меня, так что делать с детской агрессией? Где практические советы на этот счет?
Для этого потребуется разобрать особенности проявления агрессии у всех 8 векторов, а также варианты, которые появляются при их смешении. Однако всех сведений в рамках одной статьи не уместить, поэтому для обретения практических знаний вам лучше всего записаться на бесплатный тренинг по системно-векторной психологии и услышать ответы на волнующие вас вопросы прямо в ходе лекции.
Также не забывайте оформлять подписку на самые интересные статьи по системно-векторной психологии, в которых подробно разбираются темы детского воспитания, отношений в семье, личностных и общественных проблем.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Агрессия — это активность, направленная наружу. Хуже, если она будет направлена внутрь, тогда придется справляться с депрессией. Детской агрессии не надо бояться, это главное. Чрезмерная агрессия (от 2-х до 4-х лет агрессия нормальна, ребенок осваивает мир), всегда появляется из страха. Страх и агрессия — как сообщающиеся сосуды. Не стыдитесь ребенка — он чего-то боится, и родитель, как правило, может догадаться о причине. Главное — общение с ребенком, контакт, любовь. Потом ребенок вырастет. «Злых людей нет — это либо дураки, либо очень несчастные люди»,- это сказал кто-то из великих. И это уже стругая история.