После родительского собрания в школе слышу разговор мамочек на животрепещущую тему. Все жалуются на одно и то же — у подростка в комнате бардак. Вещи валяются на полу, на столе — несколько грязных чашек с недопитым содержимым, под кроватью — пустые бутылки из-под кока-колы, фантики и кроссовки. Учебники и тетради разбросаны по всей комнате, всюду пыль и крошки, а на подоконнике — недоеденный бутерброд, медленно покрывающийся плесенью.
Так или очень похоже рассказывает каждая мама о беспорядке в комнате сына или дочки. И сокрушается о том, что об уборке даже заикнуться нельзя, ребенок и слушать не хочет, хамит: «Это мое личное пространство, мне не мешает, и вообще, не лезьте ко мне!»
Как правильно реагировать родителю? Постоянно напоминать и заставлять прибираться? Ввести радикальные меры: сгребать все, что разбросано в мешок и прятать в чулане, не стирать, не покупать новых вещей, пока не будет порядка в старых? Или собрать волю в кулак, закрыть дверь в детскую и попытаться не думать о том, что там происходит?
И что это вообще?
1. «Болезнь» современных подростков?
2. Особенность переходного возраста?
3. Плохое воспитание?
Попытаемся детально ответить на каждый из этих вопросов.
1. Влияние времени
Современные дети в большинстве своем ни в чем не нуждаются, даже если доход семьи не слишком высок. Далеко не все сегодняшние мамы и папы могли в свое время похвастаться таким большим гардеробом, не говоря уже об их родителях, бабушках и дедушках. Времена были другие, каждый имел только самое необходимое. Элементарно разбрасывать было нечего — одни штаны на тебе, другие в стирке. Отношение к вещам было другое — ценили то, что есть.
Родителям хочется, чтобы у их отпрысков все было. Да так, чтобы не хуже, чем у соседских детей или одноклассников. Для некоторых родителей, обладателей кожного вектора, это даже способ подчеркнуть свою финансовую состоятельность. Да и дети стали требовательнее, хотят соответствовать, следовать моде и актуальным трендам, быть не менее крутыми, чем остальные сверстники. В подростковом возрасте это особенно важно, так как дает возможность не чувствовать себя изгоем, не стать жертвой насмешек и издевательств.
Но, даже учитывая этот факт, нужно соблюдать меру.
Проявите внимание и корректность, разговаривая с ребенком о его стиле. Не отрицайте и не осуждайте, дайте ему понять, что доверяете его вкусу. Разделите с ним ответственность в выборе одежды и аксессуаров, но при условии, что эта ответственность будет распространяться и на соответствующий уход за вещами. Чистая одежда хранится в шкафу, грязной место в стирке.
Наверняка ранее вы уже научили ребенка, как пользоваться стиральной машиной и утюгом. Аргумент простой — взрослый человек должен это уметь. При этом постарайтесь не стоять над душой и не критиковать результат, каким бы он ни был. Похвалите и поблагодарите за помощь.
2. Пубертат — стремительный полет над пропастью между детством и взрослостью
Поначалу ребенок полностью зависит от родителей, но чем старше становится, тем больше должен делать сам. Он учится самостоятельно чистить зубы, держать ложку, одеваться… Время мчится очень быстро, и вот он уже подросток.
Подростковый период — самый сложный этап в жизни. Детство уже закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. В это время растущего человека стремительно подхватывает круговорот физических, эмоциональных и психологических изменений. В организме бушуют гормоны, трудно привыкнуть к своему быстро меняющемуся телу. В школе грузят уроками, хочется найти свое место и состояться в коллективе сверстников. Начинает меняться отношение к противоположному полу…
Все это невероятно важно и энергозатратно. А тут еще родители со своей уборкой! Кроме того, «это моя комната, мое личное пространство, здесь я могу попробовать себя в роли взрослого». Конечно, ребенок еще не готов самостоятельно обеспечивать себя, принимать судьбоносные решения. Но в своей комнате он — хозяин. Это его территория, тренировочный полигон, где он пробует свои силы, учится хозяйствовать.
Если в более раннем возрасте вы показали ребенку, как поддерживать порядок, научили его раскладывать по местам игрушки и наводить чистоту, но сейчас он категорически отказывается самостоятельно это делать, игнорируя ваши просьбы и требования, не спешите беспокоиться. Вспомните, как поначалу вы кормили его сами, потом с умилением наблюдали, как он развозит кашу по тарелке и столу, вымазывается как поросенок, не всегда успешно попадая ложкой в цель. Вы не переживали, зная, что рано или поздно он обязательно научится аккуратно кушать. Сам же ребенок конечной цели пока не понимал, просто пытался повторять за окружающими, чувствуя себя невероятно взрослым и самостоятельным.
Так же и с уборкой. С единственной оговоркой: в этом возрасте повторять за взрослыми не хочется по определению. А вот действия эти он уже совершать умеет, но пока еще не может по-взрослому до конца определить для себя, для чего это важно и нужно. И нужно ли вообще?
Обычно это понимание приходит несколько позже. Например, когда появляется первая любовь, на которую хочется произвести впечатление. Тогда непроизвольно возникает мысль прибраться в комнате перед тем, как пригласить в гости понравившегося парня или девушку. А когда повзрослевшие дети начинают жить отдельно, они вполне справляются с бытовыми обязанностями и поддерживают порядок в своих владениях.
3. Ошибки воспитания или тайны психического
Общие советы можно дополнить индивидуальными рекомендациями, основанными на знаниях тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Все дети приходят в этот мир с уникальным набором психических и физических свойств (векторов), которые определяют характер и поведение ребенка, его реакции, желания, устремления и даже его отношение к порядку и чистоте. Эти же врожденные особенности влияют и на то, как мы, родители, реагируем на хаос в детской комнате.
Так, например, быстрая и энергичная мама с кожным вектором, делая уборку в квартире, ураганом проносится по комнатам, одновременно складывая, пылесося и вытирая пыль. Она экономит время, стремясь успеть как можно больше, и может не придавать особого значения тщательности. Быстренько спрячет в шкаф лишние вещи и протрет пыль там, где видно. Сложит грязную посуду в раковину, чтобы вечером помыть все сразу. Такая мама способна спокойно реагировать на творческий беспорядок в комнате подростка, соглашаясь с аргументом, что в этом хаосе без труда можно найти необходимое.
Иначе обстоит дело, если мама с кожным вектором из-за собственных внутренних нехваток (стресса или невозможности реализоваться в социуме) стремится все контролировать. Она будет направо и налево раздавать задания, требуя их выполнения. А вот похвалы от нее дождаться вряд ли удастся. Для такой мамы порядок — это или спартанские условия с минимумом лишних вещей, или безоговорочное подчинение ее распоряжениям. Иногда — и то, и другое. Зачем? «Потому что я так сказала!»
И совсем иначе реагирует на беспорядок в комнате ребенка мама с анальным вектором. Для нее это тяжелая пытка, ведь ее жизненный ориентир — чистота и порядок. Все должно аккуратно лежать на своем месте. «И почему снова такой грязный пол?» За этим она строго следит.
Впрочем, и мама с анальным вектором может быть не в лучших состояниях — фрустрациях, обидах. К тому же отсутствие уважения и благодарности со стороны близких за ее старания больно бьет по ее устремлениям. В своих крайностях она способна возвести чистоту и порядок в высшие ценности, утомляя домочадцев постоянной погоней за недостижимым идеалом. Или, наоборот, сама станет разводить грязь, что особенно будет заметно на кухне.
Казалось бы, одного личного примера достаточно, чтобы ребенок вырос стопроцентным чистюлей, или — наоборот. Но так бывает не всегда. Порой ребенок не просто не повторяет за мамой, а даже не замечает хаоса, который создает вокруг себя.
Чистота — залог… комфорта
Конечно, не все дети грязнули. Ребенок с анальным вектором сам стремится к чистоте, она для него является ценностью. Правда, тут должны быть соблюдены условия развития свойств вектора, которые родителям нужно учесть задолго до пубертата. Ребенок с анальным вектором, позже — подросток, будет следить за чистотой в своей комнате, если:
⁃ анальный вектор есть и у мамы, и у обоих он в гармоничном состоянии;
⁃ мама реализована и спокойна, тонко чувствует близкого ей по духу ребенка, не торопит его, дает ему возможность развиваться в комфортном для него темпе;
⁃ в свое время мама сумела научить ребенка поддерживать порядок, на первых порах помогая и направляя.
Такой ребенок, скорее всего, будет складывать вещи в шкафу идеальными стопочками. Ведь для нормально развивающегося анального вектора это залог психологического комфорта.
Но если ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, не дают довести до конца начатое дело (как это часто делают торопливые кожные мамы), не хвалят или не замечают его стараний, то его качества начинают проявлять себя со знаком минус. Вместо самого послушного, спокойного и лояльного ребенка, вырастает упрямый и злобный. Вместо того, чтобы получать удовольствие от чистоты и порядка и с радостью поддерживать их, он начинает разводить вокруг себя грязь.
Чем больше давить на него, тем сильнее будет противодействие. В ответ на замечания он может начать хамить, агрессивно реагировать, назло родителям еще больше разбрасывая вещи и всюду оставляя пищевые отходы.
Попытайтесь сменить тактику. Не требуйте, а вежливо просите. Не торопите его и не оказывайте давления. Если он уже возьмется за уборку, то, скорее всего, не успокоится, пока не доведет дело до конца. Наберитесь терпения, так как эта акция может занять много времени. И главное — не забывайте хвалить. Дайте ребенку почувствовать, что видите и цените его усилия.
Для человека с анальным вектором очень важно чувствовать признание и уважение со стороны окружающих, в особенности близких людей. В подростковый период это желание обостряется, ведь так хочется поскорее стать взрослым, чтобы с тобой считались, прислушивались к твоим словам. Дайте подростку это ощущение, советуясь с ним в каких-то бытовых вопросах, особенно тех, которые касаются его самого. Уважайте его мнение и поддерживайте инициативу.
Порядок в комнате — признак дисциплины
Подросток с кожным вектором — просто гений хаоса. Беспорядок в комнате — это следствие его стремительного образа жизни. Он рационален, энергичен, любит перемены, может делать несколько дел одновременно. А вот разбирать последствия очередного проекта нет времени — в голове уже новые идеи.
Безупречный порядок не является его природной ценностью, зато ему близки понятия дисциплины и самоограничения, стремления к первенству, желания экономить время и силы. Чтобы приучить к порядку такого подростка, попробуйте апеллировать именно к этим качествам:
⁃ выберите определенный день недели и задайте четкие временные рамки, в которые он должен уложиться, приводя комнату в порядок;
⁃ аргументируйте тем, что на поддержание порядка уходит меньше времени и сил, чем на генеральную уборку;
⁃ подстегните его дух соревновательности, предложив уборку наперегонки;
⁃ придумайте адекватный стимул за проделанную работу, например, небольшую прибавку к карманным деньгам или билет в кино (девочек не стоит поощрять деньгами);
⁃ предложите сделать перестановку в комнате или поменять что-то из мебели, при условии, что будет поддерживаться соответствующий порядок.
Чтобы безошибочно разобраться в причинах беспорядка, поведении подростка и в том, какую стратегию выбрать, необходимо учитывать и то, что современные люди полиморфны, то есть являются обладателями нескольких векторов одновременно. А значит, имеют разные, иногда противоречивые, свойства и качества.
Разобраться в тончайших нюансах психики, по-настоящему познакомиться с собой и со своим ребенком, научиться понимать малейшие движения его души, желания и устремления можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Эти знания позволят гармонично коммуницировать, обеспечить ребенку надежный тыл: понимание, поддержку, чувство защищенности и безопасности, столь необходимые на этом нелегком этапе перехода во взрослую жизнь. Глубокое понимание себя, своего ребенка и механизмов его поведения повышает стрессоустойчивость родителей, вытесняет чувство беспомощности и отчаяния, помогает справляться не только с бытовыми проблемами, но и с легкостью решать более серьезные задачи.
Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогите себе и своему ребенку навести порядок не только в комнате, но и в душе! Регистрируйтесь по ссылке.
«…Дети реально изменились. Мы общаемся, шутим вместе. Особенно натянутые отношения были со старшим сыном, а теперь он сам даже ко мне приходит и рассказывает, как у него дела в лицее, спрашивает совета по разным вопросам. А раньше разговоры с его стороны сводились к сухим ответам «да» или «нет» на любые мои вопросы. Была на собрании в лицее, преподаватели отметили, что сын стал спокойнее, дружелюбнее с одноклассниками и с преподавателями.
Я поняла, что с детьми-подростками можно реально хорошо жить вместе. И все проблемы у них только из-за неправильного подхода со стороны родителей. Я увидела на тренинге многие свои ошибки. Очень рада, что у меня хватило ума поменять собственное поведение и отношение, а не продолжать гнуть линию ЯЖЕМАТЬ… Есть еще над чем работать, но уже эти мои результаты дают реальную надежду на то, что все получится…»Татьяна Ф., Локарно, Швейцария
Автор Наталия Димент
Редактор Янина Буракова
Корректор Мария Климнюк
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Интересная, глубокая статья. Стали понятны многие нюансы воспитания ребёнка.