Сентябрь — это испытание не только для родителей первоклашек, но и для мам и пап малышей, которые в первый раз отправятся в детский сад. Чтобы непростой период адаптации ребенка в детском саду прошел гладко и без истерик, важно хорошо знать особенности своего малыша и при необходимости начать подготовку заранее.
Адаптация ребенка в детском саду — это привыкание к новой обстановке, к новым взрослым и детскому коллективу. Некоторые дети в 2-3 года так сильно привязаны к маме, что разлука с ней доставляет им настоящие страдания. Именно у таких малышей проявляются так называемые симптомы адаптации.
Что это? Повышение температуры тела (как реакция на изменение привычных условий для жизни), частые простудные заболевания, повышенная возбудимость, плаксивость и прочие отрицательные эмоции. Речь у некоторых детей в период адаптации к детскому саду может как будто регрессировать: из их лексикона исчезают прилагательные и существительные.
Есть и другие симптомы: некоторые дети становятся сильно заторможенными, а некоторые — неуправляемо гиперактивными. Кто-то перестает есть, а кто-то, наоборот, начинает переедать.
Что со всем этим делать? Как быстро преодолеть адаптационный период?
Адаптация к детскому саду: привыкаем без проблем
Некоторые специалисты уверены, что все эти симптомы абсолютно нормальны и со временем проходят сами. Все так. Однако любящему родителю хочется не только сократить время привыкания малыша, но и избежать проблем адаптации к детскому саду. К тому же, если детям не оказывать адекватной помощи, их состояние может стать намного тяжелее, и последствием этого будут стрессы, болезни, задержки в развитии.
- А нужен ли вообще детский сад? «Дикари, а не дети! Нам не страшен детский сад»
Чтобы понять заранее, как примерно будет выглядеть адаптация к детскому саду у вашего малыша, а также чтобы суметь вовремя помочь ребенку, важно понимать его набор векторов.
Что это значит? Набор векторов в терминологии системно-векторной психологии Юрия Бурлана — это совокупность врожденных свойств, которые диктуют наши желания, манеру поведения, поступки, образ мыслей. У современного горожанина этих векторов может быть несколько, и весь набор влияет на конечную модель поведения и жизненный сценарий.
Изучив все 8 векторов и варианты, которые рождаются при их сочетаниях, вы сможете видеть психические особенности своего дитя практически насквозь, понимая причинно-следственные связи его поведения и зная, что нужно ему дать для счастья, а чего категорически избегать (как в случае с домашними животными для зрительных детей).
Как это знание применимо к теме адаптации к детскому саду?
Адаптация к детскому саду одной маленькой флегмы
Тяжелее прочих адаптироваться к новой обстановке ребенку с анальным вектором. Такого малыша еще принято называть флегматиком: он спокоен, рассудителен, медлителен. Очень сильно привязан к маме и в случае опасности (как правило, это просто что-то новое в его жизни) хватается за мать, ощущая спокойствие при ее поддержке.
Ребенок с анальным вектором из-за особенностей мышления поначалу не успевает за темпом детского сада. А первое время и вовсе страдает от того, что очутился в новой для себя обстановке. Привычное место для него — самое лучшее. И детский сад таким, конечно, тоже станет, однако со временем.
Чтобы у ребенка с анальным вектором не появились проблемы адаптации к детскому саду (упрямство, обиды, заикание, запоры, остановка в развитии), нужно за несколько месяцев до устройства в сад начинать готовить своего малыша к переменам. Учить его пользоваться вилками-ложками, пить из чашки, одеваться самому, вовремя проситься в туалет, жить по режиму, который установлен в детском саду (режим приема пищи, сна, прогулок). Но главное — постепенно вводить ребенка в детский коллектив (например, на развивающих занятиях), приучать к общению с другими взрослыми (преподавателями развивающих занятий) и к мысли о садике вообще (гуляйте мимо садика, заходите туда в гости, ходите на утренники, поставленные в саду).
В период адаптации в детском саду нужно для начала приводить ребенка на час-полтора, постепенно доводя это время до полного пребывания в саду.
Проблемы адаптации: ложная гиперактивность
Совсем все по-другому будет у ребенка с уретральным вектором. Активный, харизматичный, самостоятельный (да-да, такой он с самого рождения!), этот ребенок не мыслит себя без «стаи», в которой он окажется вождем. Этому ребенку не нужна никакая адаптация: в коллективе он с первого же дня чувствует себя как рыба в воде, и мама может облегченно вздохнуть, оставив свое буйное чадо в саду.
Однако облегчение это может продлиться не так уж долго: проблемы у маленького вождя чаще всего возникают с педагогами. Они не могут за ним угнаться, называют его гиперактивным, неуправляемым. Таким он станет только в том случае, если педагог начнет на ребенка давить, требовать от него дисциплины и подчинения, а также выполнения унижающих «его величество» поручений. В этом случае снова стоит вопрос адаптации ребенка к детскому саду, хотя здесь скорее нужно говорить об адаптации воспитателя к такому ребенку…
Кроме анального и уретрального, существуют другие вектора, которые придают свой «окрас» детскому поведению и способности быстро адаптироваться к новой обстановке. И хотя самым долгим оказывается привыкание ребенка с анальным вектором, у каждого малыша могут быть свои трудности. Например, истерики в зрительном векторе, ревность и злость — в кожном, вранье и заикание — в оральном, уход в себя — в звуковом, отказ от еды и нежелание общаться с другими — в обонятельном. И так далее.
Разные сочетания векторов дают абсолютно разные картинки, и нам, родителям, важно различать и видеть их, понимать, что движет ребенком в той или иной ситуации.
У психологов существует специальная диагностика адаптации к детскому саду, в ходе которой специалист общается с ребенком и делает свое заключение о том, насколько быстро малыш привыкнет к новой среде.
Однако сегодня каждый родитель может без всякой диагностики понять, как его ребенок поведет себя в незнакомой обстановке, нужна ли ему при этом помощь или нет, стоит ли его готовить к саду заранее. Все это сегодня стало реально с системно-векторной психологией Юрия Бурлана.
Как получить знание любому желающему? Записаться на бесплатный тренинг, который будет проводиться в режиме онлайн в вечернее время, и в назначенный час подключиться к трансляции.
Статья написана по материалам онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Да, пришлось мне столкнуться с этой проблемой… почти два месяца на успокоительных просидела, пока сынишка привык к садику, скоро второго в садик, думала опять запасаться успокоительными, но слава Богу наткнулась на онлайн тренинги для молодых родителей, про психологию детей, очень интересные и познавательные, если интересно, то у меня на странице есть описание
Теперь дело за малым, пройти тренинг, чтобы точно и грамотно помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду.
ооо. мой анально-зрительный. в садик пошел в 3 года. водила его на 2-3 часа. сидела с ним, потом по чуть-чуть на 2-3 час уже без меня. и спустя где-то 6 мес. начал спать оставаться. потом уже и до вчера дотягивать стали. сейчас ему 5, но все равно после выходных или каникул рыдает по утрам, не хочет расставаться со мной))) если б не СВП, не знаю, как бы я на эти вечные слезы реагировала) очень тяжело постоянно слушать рыдания, но против зрительного вектора не попрешь))))
Детский сад — большая проблема. Может, даже серьезнее, чем школа. Как-никак — первое место, где ребенок один-на-один с себе подобными.