Почему ребенок говорит, что не хочет жить

Почему ребенок говорит, что не хочет жить

Вопрос из чата бесплатного онлайн-тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

[Наталия Мариуполь]: нормально ли 6-летнему ребенку говорить НЕ Хочу жить.

Ответ:

Услышать от ребенка слова о нежелании жить – тяжелый удар для родителей. Психика человека – это «хочу». Психика ребенка – это всегда только желание получать. Получать новые игрушки, вкусные конфеты, знания, возможность изучать окружающий мир, жить. Как могут дети полные энергии и всевозможных желаний не хотеть жить?

Разберемся в том, что происходит в душе ребенка, с помощью тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Чтобы понять причину сказанных слов, необходимо обратить внимание на то, в какой ситуации они сказаны.

Что в душе у чувствительного и эмоционального ребенка

«Не хочу жить» можно услышать совершенно неожиданно во время ссоры или скандала. Ребенок скажет эти слова в слезах, в истерике. «Не хочу жить» может сопровождаться словами: «Меня никто не любит», «Я могу умереть». И тогда перед вами обладатель зрительного вектора.

Такие дети рождаются с сильным страхом смерти. Часто маленькие зрительники не любят спать одни, потому что боятся темноты. Они могут сильно пугаться незнакомых людей, в любой момент могут заплакать от страха. «Боюсь» – это слово часто сопровождает зрительного человека в самом начале его развития.

Зрительный ребенок – это малыш, всей душой стремящийся к любви, красоте, жизни. Услышанные от него слова «не хочу жить» означают «я боюсь умереть», «боюсь не выжить в этом жестоком мире», «боюсь, что близкие после ссоры уже не защитят меня», «не хочу ТАК жить».

Что в душе у чувствительного и эмоционального ребенка фото

Как помочь ранимому ребенку

Обладатель зрительного вектора способен развиться из сильнейшего страха смерти, страха за себя в страх за других людей, то есть в любовь и сострадание. Редко полноценное развитие зрительного вектора ребенка может произойти без помощи родителей. А помочь малышу совсем не трудно. Для этого необходимо:

  • создать между ребенком и родителями крепкую эмоциональную связь,
  • научить состраданию и сопереживанию,
  • вместе помогать людям.

Зрительные дети нередко выдумщики и фантазеры. Интерес к их небывалым приключениям, искренний отклик родителей помогает ребенку по-настоящему доверять им, не бояться рассказывать маме и папе о том, что беспокоит.

Создать и укрепить эмоциональную связь между детьми и родителями можно с помощью совместного чтения детской классической литературы, вызывающей сострадание к героям. «Гуттаперчевый мальчик», «Гаврош», «Козетта», «Девочка и спички» вызовут слезы сопереживания. Трагические истории не травмируют ранимого ребенка, наоборот, они учат его чувствовать душу другого человека, подсказывают обратить внимание на других людей. Ребенок уже не переживает за себя, он сочувствует героям книжек, может быть, даже спасает их в своем воображении.

Прочитанное по воздействию на мозг ребенка не отличается от пережитого в действительности. Переживая эти истории в своем воображении, ребенок проживает их вместе с родителями. Эмоциональная связь между детьми и родителями становится крепкой, как между людьми, пережившими настоящие трудности вместе, поддерживая друг друга.

Маленький обладатель зрительного вектора из книг выносит сострадание и любовь в окружающий мир. Может оказаться, что ваш ребенок дружит с самым слабым и одиноким мальчиком или помогает девочке со слабым здоровьем. Помогая слабым, человек становится сильным и поднимает других до своего уровня. Он становится привлекательным для других детей, стремящихся к развитию. Тем самым хорошие книги помогают выбрать хорошее окружение.

Если застенчивый ребенок со зрительным вектором не решается помочь другим, то можно показать ему радость от помощи на своем примере. Можно вместе помочь бабушке и дедушке или одиноким пожилым соседям. Зрительным детям это по душе, потому что любовь и помощь – это и есть вектор их развития. Главное, видеть понимание в глазах самых близких – мамы и папы.

Что в душе у тихого и задумчивого ребенка

Такой ребенок может сказать «не хочу жить» в абсолютно спокойной обыденной ситуации. Ребенок со звуковым вектором скажет эти слова без эмоций, тихим голосом как мысль привычную и обдуманную. Слова такого ребенка имеют прямой смысл.

Маленький звуковик – это уже настоящий философ, мыслитель. Бессознательно желая понять себя и мироустройство, звуковик с детства любит книги, особенно научную фантастику, энциклопедии. Но, не заинтересовавшись книгами, он может проводить много времени за компьютером, создавая в играх собственный мир, управляя им, имея шанс стать тем, кем хочет. Он сосредоточен на своих мыслях, внутренних состояниях. Ему нужна тишина, чтобы иметь возможность найти ответы на все свои вопросы.

Слова «не хочу жить» из уст звукового ребенка говорят о его длительном психологическом напряжении.

Самые сильные удары по еще неокрепшей психике он получает от крика и оскорблений. Звуковики очень чувствительны к словам и смыслам. Они сосредотачиваются на услышанном, могут потратить немало времени, чтобы понять смысл услышанных слов. И обязательно поймут. Если смысл был обесценивающим, грубым, оскорбительным, то маленький звуковик испытает настоящую душевную боль.

Ему нелегко находиться в шумной обстановке. Хлопанье дверей, телевизор, включенный на полную мощность, громкая музыка вызывают стремление отгородиться от шума, слышать меньше, уйти в себя. Но сосредоточившись лишь на себе, он не найдет ответ ни на один вопрос. И вернется из своих мыслей в реальность, чтобы словами «не хочу жить» попросить помощи у родителей.

Как помочь будущему гению

Задача обладателя звукового вектора – сосредоточение на других людях. Благодаря этому именно они и становятся гениями своего времени. Становятся писателями, чтобы раскрыть душу человека через письменное слово, музыкантами, чтобы с помощью звуков выразить чувства, переполняющие людей. Сосредоточившись на проблемах людей, звуковики стремятся к их решению – продуцируют в наш мир идеи о социальных преобразованиях. Или становятся инженерами-изобретателями, программистами, чтобы улучшить жизнь человека.

Помочь маленькому звуковику сосредоточиться на окружающем мире и тем самым избавить его от постоянной внутренней боли можно благодаря:

  • исключению из жизни ребенка громкого шума, крика, оскорблений;
  • занятиям в музыкальной школе;
  • изучению точных наук.

Если дома тихо, близкие не кричат и не оскорбляют друг друга, звуковой ребенок со временем начнет все чаще выходить из своего внутреннего мира, чтобы прислушиваться к близким, к их словам и чувствам.

Занятия в музыкальной школе будут развивать данный от природы чувствительный слух обладателя звукового вектора. Музыка поможет выразить эмоции молчаливого ребенка, которого на самом деле захлестывают внутренние переживания такой силы, что их нередко трудно выразить словами. Возможность излить чувства музыкой – это защита от психических проблем в будущем.

Занятия математикой, физикой, информатикой помогут маленькому звуковику сосредоточить свой огромный интеллектуальный потенциал на тех сферах, которые необходимы современному человеку. Помогут с детства ощущать смысл своих действий, учебы, жизни.

Знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогают понять ребенка, смысл его слов. Помогают создать условия, необходимые для социализации, развития и счастья растущего человека.

«…Она не слушалась, истерила, я укладывала ее спать по 2-3 часа со скандалами, т.к. она прыгала по постели, по мне. Ей несколько лет снились кошмары, в которых за ней постоянно кто-то гнался с ножом, нападали на нее, кровь. Ее рисунки год за годом превращались в кошмар. Это чаще всего были чудовища с клыками, шипами, нарисованные в карандаше или в темных тонах. С обучением также было всё сложно. Буквы она знала, вроде как могла читать, но пыталась зачастую читать справа налево, писала печатные буквы и цифры зеркально. В итоге она вообще категорически отказывалась что-либо читать самостоятельно. Впоследствии я узнала, что учителя 1Б и 1В классов, которые вели подготовку, просто не захотели взять ее к себе в класс. От родственников я часто слышала, что моя дочь умница, но неуправляемая, что непонятно что из нее вырастет, что она слишком грубая и резкая для девочки.

Сейчас мы во 2-м классе. Первую четверть моя дочь окончила с одной четверкой, а вторую на одни пятерки. За прошедшие новогодние каникулы она самостоятельно впервые целиком прочла книгу «Щелкунчик». Во 2-м классе моя дочь попала к другому учителю и первое время были проблемы с несколькими одноклассницами. В результате дочка стала стесняться. Но, благодаря знаниям СВП, я вовремя это заметила и мы обсудили то, что она чувствует, чего боится, разобрали поведение одноклассниц. И в итоге всё наладилось, конфликта нет.

А в последнее время, наконец-то, я увидела, как разительно стали меняться рисунки моей дочери. Появились яркие цвета, персонажи стали добрыми. И дочка попросила записать ее со следующего года в художественную школу…»

Рамиля И., менеджер по работе с клиентами, Москва

Автор Мария Мезенцева
Корректор Анна Катаргина

Ответ написан с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Один комментарий

  1. Галина 24.09.2019 at 06:21 - Ответить

    Какая замечательная статья!
    Такая легкость текста!
    Такая легкость донесения смыслов!
    Большое спасибо за статью!

Комментировать