Дорогая Франсуаза Саган

Дорогая Франсуаза Саган

«Маленький очаровательный монстр» ворвался в мировую литературу в середине 1950-х. Так назвал Франсуа Мориак героиню скандального романа «Здравствуй, грусть» Франсуазы Саган. Впрочем, прозвище со временем прицепилось и к автору. Никто не верил, что такое произведение могла написать молоденькая девушка 18 лет. Что же такого удивительного было в этом романе?

Франсуаза Саган молодую героиню Сесиль погружает в первую любовь. Вместе с отцом, привлекательным 40-летним ветреным мужчиной, и его сдержанной и благоразумной подругой Анной Сесиль приезжает отдыхать на модный курорт. Там она завязывает романтическое знакомство и одновременно выдумывает, фантазирует, а затем режиссирует свои отношения в реальности. Не думает только, что ее игра закончится гибелью Анны, которая могла сделать и ее, и ее отца счастливыми.

Произведение получилось настолько тонким, изысканным, наполненным психологизмом и изящным эротизмом, что никто не мог поверить, что автору может быть 18 лет.

Дорогая Франсуаза СаганДочь состоятельных родителей, филологиня, влюбленная в Ребмо и Элюара. Тоненькая, угловатая, с мальчишечьей стрижкой и печальными умными глазами, Саган не была затворницей, как можно было бы предположить. Но и не испытывала страсти к светской жизни, бессмысленному убиванию времени на выставках и вечеринках. Франсуаза не старалась выглядеть привлекательно и пустым разговорам предпочитала звуковые рассуждения о прозе Пруста и Камю. А роль светского общества ей заменяли художники и литераторы, которые собирались в богемных кафе. Еще девочкой она была намного умнее своих сверстниц.

В свои 19 она уверенно заявляла (через свою героиню Сесиль), что людьми в жизни движут только два чувства — одиночество и любовь. Писала она исключительно по ночам, часто — в компании с виски. Когда не писала, слушала Моцарта и Равеля, борясь с мучительной звуковой тоской.

«Кто из нас просил, чтобы его произвели на свет? Нас как будто пригласили провести выходные дни в загородном доме, полном всевозможных сюрпризов – скользящих половиц и прочего, а мы тщетно ищем хозяина этого дома, Бога или кого-то там еще. Но там никого нет. В нашем распоряжении лишь выходные дни, не больше. Разве можно за этот миг как следует узнать, понять, полюбить друг друга? Что за мрачный розыгрыш? Однажды все это кончится. Мрак. Пустота. Смерть…» Ф. Саган, «Волшебные облака»

Вслед за «Здравствуй, грусть» появились у Франсуазы Саган «Смятая постель», «Смутная улыбка», «Немного солнца в холодной воде», «Любите ли вы Брамса?». Они лишь подтвердили талант писательницы. Франсуаза Саган, цитаты из книг которой пестрели в прессе и крутились на языках современников, для многих стала эталоном стиля и чувственности.

Став известной, Франсуаза с головой погрузилась в любовные игры, путешествия, покер и рулетку — но не потому, что любила веселье, а потому, что это был эффективный способ убежать от беспричинно появляющейся звуковой тоски. И так заигралась, что чуть не попала сама на тот свет, пережив клиническую смерть.

Франсуаза выходила замуж несколько раз — за своего издателя, который был старше ее на 20 лет, затем за неудавшегося скульптора Боба Уэстхоффа — но в итоге каждый раз разводилась. И каждый раз от скуки, которая накрывала удушающими приступами. И хотя мужчин, которых любила Франсуаза, было немало, семейные отношения ее тяготили — в брак она больше не вступала.

Дорогая Франсуаза СаганФрансуаза по-кожному обожала машины, скорость (она могла мчаться и 200 км в час), казино. Любила ходить босиком по проселочным дорогам, трогать кожей шероховатую теплую землю, а еще часто менять обстановку. Ей по-кожному быстро становилось скучно с человеком, если с ним было действительно скучно. Ее звук искал уединения, и она даже купила себе дом Сары Бернар (точнее, выиграла его в карты) в глухом местечке Нормандии. Это место вдохновило ее на освоение нового жанра — биография, и Саган Франсуаза создала свое уникальное произведение «Дорогая Сара Бернар», написанное в виде писем к актрисе.

Звук «включался» по ночам, требуя творческой реализации, а зрение все мысли сводило к одному — к теме любви. Несмотря на клевету, критику и зависть, она изо всех сил старалась жить в мажоре и радости — так учил ее великий звуковой экзистенциалист Сартр.

Ее обвиняли в алкоголизме и наркомании, и это был ее звуковой эксперимент. Она утверждала, что не употребляла зелья больше, чем другие ее богемные современники. Но упорные слухи говорили об обратном.

Франсуаза искренне любила всех своих читателей. И даже тех, кто любил ее покритиковать. Несколько раз ей приходилось защищаться в суде, и каждый раз спасал счастливый случай (в первый раз — искренняя дружба с президентом Миттераном, второй — удача на скачках, в итоге которых она выиграла 250 тысяч франков и наняла хорошего адвоката).

Саган наделяла своих героев чем-то таким, что шло из глубин ее собственного мышления. Нередко ее любимые героини даже выражались поэтически, как любила это делать сама Франсуаза. И любовь, описанная в ее романах, — не плотская, а звуковая, часто устремленная к познанию самого себя.

«Она не скажет «он», она скажет «мы», так как не может разъединить их жизни. Хотя и не знает почему. Возможно, потому что усилия, которых требовала от нее эта любовь в течение шести лет, эти вечные, эти мучительные усилия, стали ей в конце концов дороже самого счастья. И она из гордости не могла примириться с мыслью, что усилия эти тщетны, и гордость ее, снося удары, лишь крепла, избрав себе Роже наставником мук, освятила его в этой роли.» Ф. Саган, «Любите ли вы Брамса?»

Но жизнь в радости и позитиве, о которой трубили газеты, — это был сиюминутный грим, настроенческая маска, которая сменялась периодами глубокого дрожащего одиночества. Героиня ее романа «Синяки в душе» признается, что вся ее радость — всего лишь покрывало, которое прикрывает обнаженную душу.
Дорогая Франсуаза Саган

Изысканный цинизм и неповторимая чувственность — такой видели Саган современники. Свободная, горячая, естественная — такой знали Франсуазу близкие люди. Гениальная звуко-зрительная писательница 20 века — такой воспринимаем Саган мы, ее любимые читатели.

[adrotate banner=»2″]

42 комментария

  1. Swetlana 20.09.2012 at 12:30 - Ответить

    Интересная писательница, мне казалось, у нее есть уретральный вектор.
    Среди франкоязычных появилось, во второй половине 20-го века, много ярких женских писательских индивидуальностей. Выше уже названа Анна Говальда. Я бы еще добавила Амели́ Ното́мб — бельгийскую писательницу.

  2. Жанна 05.03.2012 at 13:05 - Ответить

    она 100% уретральная звуковичка! это же очевидно. не беру во внимание отсальные смешения, они только прибавляют образу неповторимости и непредстказуемости, а на поверхности — это наша Земфира).

    • Жанна, не могу быть настолько уверенной. Земфира и пишет по-особенному — резко, метко, надрывно, емко. Здесь же совсем другое: лирические романы о любви, масса образов и сравнений, легкий слог и тонкий смысл. Разное творчество совсем. А по образу жизни и внешне — да, сходство есть. Но, тем не менее, я бы не спешила с выводами…

      • Жанна 05.03.2012 at 19:14 - Ответить

        я не знакома с её творчеством, это правда. сужу внешне и по некоторым данным из статьи.. даже методом исключения у меня не получается записать её в стандартный набор)). что ж, будем разбираться глубже..

  3. мила максакова 01.03.2012 at 08:57 - Ответить

    Спасибо Анна, сразу захотелось перечитать и почитать

  4. Antarika 28.02.2012 at 17:46 - Ответить

    Очень люблю эту писательницу. Вообще, заметила, что люблю творчество уретрально-звуковых женщин.

  5. ветер 28.02.2012 at 07:27 - Ответить

    После вашей статьи, сразу ознакомлюсь с творчеством этой писательницы.Если честно первый раз узнал о такой.

    • Спасибо, Олег. Я и сама на нее случайно наткнулась — лет эдак в 17, когда нашла в родительском шкафу невзрачную книжку в мягком переплете. 🙂

  6. Rustem 28.02.2012 at 01:03 - Ответить

    Спасибо за знакомство с писательницей.

  7. Яна 26.02.2012 at 17:49 - Ответить

    Читая Ваш рассказ, Аня, я решила, что она (Француаза) была еще и уретральная. Внешность у нее такая мальчишечья, как будто ее папа анальный в детстве бил, а еще горячая и настоящая, как говорят ее друзья. И уретральная сила характера прослеживается в ее творчестве.

    • Antarika 28.02.2012 at 17:45 - Ответить

      Вот-вот! Я хотела написать этот коменатрий! И любовь к мужским забавам — езда на авто с большой скоростью и прожигание жизни алкоголем и наркотиками, скачки. И внеше очень напоминает уретрально-звуковых женщин — Земфиру, Арбенину.

    • Сложно тут что-то сказать — нужно подробно изучить ее биографию, прочитать мнения и воспоминания современников. Папа ее вряд ли бил — наоборот, боготворил, давал ей по жизни дельные советы и не вмешивался в личные дела. Она выросла в богатой семье. Надо подумать… мне кажется, уретральный звуковик пишет по-другому. А здесь очень много места для зрительной фантазии

      • Евгения 04.03.2012 at 22:14 - Ответить

        Уретральные звуковики пишут иначе, у нее же есть еще зрение, кожа, анальность. Такое смешение, может быть иначе выражено в человеке. (если у нее есть уретральный вектор).

        • Согласна с вами! Ее жизнь и поведение напоминает уретральника, а вот творчество — нет

  8. Алексей Вакуленко 25.02.2012 at 22:02 - Ответить

    Отличная метода: прояснение типичности в плане исповедуемой автором системно-векторной психологии на примере выдающихся людей!.. Да и материал достаточно познавательный.
    Что же касается самой СВП, то понял одно: надо читать Ганзена, чтобы понять методологию этого, так сказать, направления.

  9. Наталья Аверина 23.02.2012 at 10:32 - Ответить

    Спасибо, Аня, очень интересная статья.

    • И вам спасибо. Очень люблю эту писательницу и ее творчество, а после системно-векторной психологии она стала мне еще ближе.

  10. Elenaprime 23.02.2012 at 01:21 - Ответить

    Прекрасная статья о писательнице. Я давно читала одну ее книгу — надо вернуться к ее творчевству.
    Мне близка ее история.

    • Спасибо, Елена. История у нее действительно интересная, в ее жизни бывало все. Думаю, это тот случай, когда жизнь автора не менее насыщенна, чем жизни ее героинь

  11. Actstudio.ru 23.02.2012 at 01:04 - Ответить

    Вот читала Француазу Саган, слушала, но о ней лично не знала, спасибо! теперь я увидела ее произведения с другой стороны, всплыли некоторые картины из «Немного солнца в холодной воде».. сейчас понимаю, что до системно-векторной психологии я воспринимала и анализировала их совсем по-другому, сейчас, читая вашу статью, стали понятны смыслы, которые были упущены…

    • Да-да, вы правы, смыслы добавились. Я теперь очень хочу все перечитать — с новым пониманием темы! Сделаю это с огромным удовольствием 🙂

  12. Natalie 22.02.2012 at 22:17 - Ответить

    Замечательная статья, спасибо! 🙂

    Думаю, она все-таки кожная, уретральности нет. Такое вот ощущение, не знаю, как объяснить.

    • И вам спасибо!
      Вообще да… думаю, если бы была уретральность, у нас бы не было сомнений 🙂

  13. Людмилка 22.02.2012 at 22:05 - Ответить

    Всегда интересно читать про людей, которые вызывают искреннее восхищение!
    Спасибо за живой глоток яркой истории!

  14. Елена 22.02.2012 at 21:04 - Ответить

    Нежно,тонко,воздушно,легко. Замечательно! Только вот фраза -«Франсуаза по-кожному обожала машины,» — немного царапает ухо. Не находите?

    • ну… термины, особенно непривычные, всегда режут ухо 🙂 Я это понимаю, но у меня тут была задача слегка наметить вектора писательницы. Не знакомый с системно-векторной психологией читатель, конечно, может не понять, что же я имела в виду. Но я надеюсь, что у него появится интерес и желание это узнать 🙂

  15. Елена Сенькевич 22.02.2012 at 19:12 - Ответить

    Здорово, Аня! Это и одна из моих любимых писательниц. А не так давно на французском небосклоне появилась ещё одна — Анна Говальда. Зачитываюсь ею:)..

  16. Tezska 22.02.2012 at 19:36 - Ответить

    Мне казалось, что она хотела прожить жизнь своих героинь.

    • Сложно сказать, чего она хотела на самом деле… Франсуаза нередко в интервью «разводила» журналистов, на ходу сочиняя разные небылицы. Но знаю точно, что жила она бурной жизнью. И вполне возможно, что иногда даже более бурно, чем ее героини. А вот что касается чувств… Она всю жизнь писала о любви — и это была ее какая-то нехватка даже. Чувства всех своих героинь она бы точно хотела испытать, я думаю.

  17. Ирина Каминская 22.02.2012 at 19:21 - Ответить

    Обожаю её и прочла пожалуй всё, что было переведено. Часто героинь Саган путаю с ней самой. Очень интересный разбор. Получается, снизу и кожа (азарт), и анал (писательство). А что, если еще и уретра? Или это я героинь уже приплетаю?

    • Спасибо, Ирина. Да, анальность, кожа, зрение, звук — это 100%. Про уретру думала, но у меня маловато фактов, чтобы говорить на 100 процентов 🙁 Девочки-школьницы рассказывали про нее, что она всегда была свободолюбивой, в школе нередко устраивала шоу в виде протеста. Но движение ее не было, на мой взгляд, столь стремительным, как должно быть у уретры… В общем, это тема для еще одного исследования 🙂

      • Кстати, Франсуаза совершенно не умела обращаться с деньгами. И все гонорары, которые получала, нередко тут же тратила. И эта ее безумная скорость на автомобиле… и пренебрежение к своему телу… В общем, все это действительно смахивает на уретру 🙂

      • лана 17.08.2014 at 12:37 - Ответить

        Ну как же может быть такая стремительность движений, какая свойственна уретре,когда там явно ещё и анальный вектор имеется!:)анальность-это бесспорно.иначе не была бы писательницей.любое сравнение хромает,поэтому сравнивать её с земфирой в целях подтвердить или опровергнуть уретральность,думаю,не стоит изначально.земфира-уретрально-звуковая,и только,без зрения.А у франсуазы есть ещё и зрение,а это очень меняет картину! уретрально-анальный звуковик со зрением-это совсем не то,что просто уретральный-звуковик.Так что вполне может быть,что и уретральный вектор у неё присутствовал.тем более,что гнать машину со скоростью 200 км-это как раз скорее уретральное,чем кожное…Так мне видится.Хотя может вы и правы,а я заблуждаюсь.Как говорится,мы все ещё только учимся:))

  18. Алёна Смирнова 22.02.2012 at 19:19 - Ответить

    удивительная женщина. Яркая жизнь, неординарный талант, беспокойная натура, наверное, таковой и должна быть ноша кожно-зрительной женщины. И еще звук, как поиск новых качеств…Тяжело с этим жить.
    Алёна Смирнова.

    • Да, жить ей было, думаю, непросто. Но она оставила прекрасный след — в виде своего потрясающего творчества.

Комментировать