Свыше 90% информации мы постигаем через глаза. Черпаем из внешнего мира и книг, от семьи и ближайшего окружения. И чем раньше человек получает навык читать и понимать прочитанное, тем лучше для его развития.
Наши мысли определяют нашу судьбу. Потому что наша судьба — это набор действий. Решения мы принимаем, основываясь на приходящих в нашу голову мыслях. А откуда мысли? Они же не берутся из ниоткуда? Не возникают из пустоты? Нет, это результат услышанного, увиденного и прочитанного.
Это просто отследить. Чем больше человек в своей жизни читал, тем больше у него словарный запас и тем точнее он может выразить мысль. И тем лучше он может сформулировать желание и найти решение, основываясь на прочитанных паттернах.
Классическая литература прививает вкус, развивает чувственное восприятие жизни. Именно прочувствованное чтение и является ранним психосексуальным воспитанием детей. Потому что развивает чувственность, учит состраданию, обучает думать и жить среди других людей максимально адаптивно.
Чтение — это залог здоровья будущего поколения. Хотя от многих родителей можно услышать что-то вроде «мой сын не хочет читать», «моя дочь не любит читать» и так далее, нужно понимать, что все зависит от подхода родителя к ребенку. Ведь даже самое крепкое желание можно убить на корню неправильными действиями.
Научить ребенка читать можно и нужно еще с дошкольного периода. Юрий Бурлан на тренинге Системно-векторная психология невероятно четким образом показывает, как работает принцип вовлечения в чтение — так , чтоб ребенка невозможно было оторвать от книги. И чтобы книга стала лучшим другом, развивая воображение, столь необходимое для дальнейшей жизни.
Любого ребенка возможно вовлечь в процесс. Нет необучаемых детей. Ребенок растет и желает учиться, главное — это вовремя отследить желание и грамотно его использовать. Ребенок любит подражать родителям, поэтому, когда он видит маму, которая не расстается с книгами и читает, радуясь процессу чтения, у него формируется позитивный образ. Ему уже интересно.
Кроме того, мама обязана читать ребенку книги на ночь. Не страшные сказки про костяную ногу Бабы Яги, а про девочку со спичками, которой невозможно не сострадать. Малыш должен научиться сочувствовать, сопереживать. А если он со зрительным вектором, для него будет хорошо и плакать от сострадания к другим.
Если в семье несколько детей, то сказки на сострадание полезно читать всем вместе, чтобы создать крепкие эмоциональные связи на всю жизнь. Потому что именно совместное эмоциональное чтение, которое вовлекает всех участников, сближает детей.
Важный момент — читать необходимо тоже эмоционально. Не монотонно бубнить что-то себе под нос, а проигрывать роли так, словно на сцене Большого театра. Чтобы взахлеб, чтобы не оторваться, чтобы ребенок боялся пропустить даже одно слово. Чтобы слушал, затаив дыхание.
А после необходимо создать у ребенка нехватку. Выдержать паузу в какой-то момент, подстроить события так, чтобы у ребенка естественным образом возникла мысль «если мне не читают, то я хочу сам научиться читать». Сделать перерыв под благовидным предлогом, потом еще раз. Выждать, пока ребенок сам не озвучит свое желание. А потом подогреть интерес, взрастить, обозначить дату дня «Х», постоянно напоминая, что «вот еще один день прошел… помнишь, что в субботу мы с тобой…». Ребенок будет с таким нетерпением ожидать этого, что научится читать чуть ли не за полчаса по диагонали.
Кстати, меня интуитивно научили читать именно таким образом лет в пять. Сначала мне читала мама, потом старший брат. Потом у них не оказалось времени, и брат стал записывать отрывки на кассету, которую я прослушивала, затаив дыхание. А после что-то произошло, и все прекратилось — ни живого чтения, ни записей. Но книга была настолько интересна, что я просто спать не могла без продолжения. Я помню это нестерпимое желание, которое умело взрастили. И я помню тот час, который мне понадобился для того, чтобы научиться читать. После этого больше десяти лет я не расставалась с книгами, упоенно читая их ночами с фонариком под одеялом.
Конечно же, есть вектора читающие, склонные к чтению, с сильным желанием, а есть менее читающие. Но литература — необходимое и наиважнейшее звено в жизни каждого человека. Поэтому этот принцип вовлечения, а не насильственного принуждения подходит каждому в той или иной степени. Важно вызвать интерес, а не отвращение.
Разумеется, не все книги одинаково полезны. В последнее время средства массовой информации бесконечно трубят про информационную войну и непоправимый ущерб, который она наносит. Неправильная, вредоносная, пропагандистская или каннибальская литература «насаживает якоря» и формирует ложные идеи, от которых впоследствии очень сложно избавиться. Особенно если она выписана ярко и эмоционально. Поэтому дома должна быть цензура.
В детстве можно начать чтение с книг на сострадание, интересных и образных. Чуть позже приступить к освоению классической литературы, которая прививает вкус и культуру, а также позволяет сформироваться правильным мыслям, выбрать лучшее для себя окружение. Навык читать — это важнейший навык для построения хорошей судьбы в современном информационном мире. Привить его правильно, понять, что нужно каждому конкретному ребенку, применив осознанный подход к воспитанию, можно после прослушивания онлайн-тренинга по системно-векторной психологии, начав с бесплатных занятий. Тысячи родителей уже поделились своими результатами.
Присоединяйтесь!
Автор: Татьяна Борздая
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»