Подростковый суицид: когда разум с душой не в ладу

Подростковый суицид: когда разум с душой не в ладу

Эта тема, к сожалению, не нова. Она нарушает наше спокойное течение жизни, самовольно врываясь в нее из теленовостей, ток-шоу, газет, социальных сетей. Врываясь известиями о том, что невозможно понять и осознать. От чего хочется спрятаться, как от неизлечимой болезни. Когда замирает один вопрос на губах: «Почему?!..» Детский суицид.

Но вот весть ворвалась — и больше невозможно об этом не думать.

На синем экране крупным планом показывают лицо матери. Растерянное, заплаканное, с печатью неизбывного горя. Безмерно жаль эту простую женщину с рабочими руками, которая только и знает, что повторять с недоумением: «Он был счастливым ребенком… у него все было… он мне не жаловался… я не понимаю, зачем…».

Публика немеет и замирает: матери мысленно прижимают к груди своих детей, отцы чувствуют, как почва уходит из-под ног, если на долю секунды себе представить, что суицид случился не в семье этой несчастной женщины, а в их…

И всех мучает один вопрос: «Как предотвратить?»

Проблема суицида среди подростков

Мы, взрослые, нередко до самой старости теряемся в дебрях своих чувств, не можем разобраться со своими состояниями и истинными желаниями. При этом совершенно не думаем о том, что и маленький человек может мучиться от того, что рядом с ним нет понимающего взрослого — проводника по лабиринтам его детских чувств, мыслей, ощущений. Но ведь причины суицида наших детей именно в этом.

«У меня двое детей, зарплата и у меня, и у мужа мизерная. Приходится работать очень много, чтобы что-то дать детям… Когда мне заниматься их развитием? Пусть это делают в детском саду и школе!»

«А вы что думаете, что моей зарплаты хватает на то, чтобы давать мне силы смотреть за всеми 30 детьми в классе? Я одна на весь класс! Я не могу заменять им родителей, воспитывать их и проводить уроки в индивидуальном режиме! Скажите спасибо, что дети уходят домой в целости и сохранности».

Подростковый суицид: когда разум с душой не в ладу

Родители обвиняют в подростковом суициде школу, школа — родителей. Пинают друг другу мяч, переходя в итоге на государство, систему образования, повсеместную нищету, деградацию общества… И забывают о самом главном: родитель должен не только одевать-обувать ребенка, но и нести ответственность за его судьбу. За его воспитание, развитие, формирование верной картины мира. При том, что родитель — вовсе не педагог и талантливый воспитатель.

Говорить о том, что нет времени на общение с собственным ребенком, — значит, молча перекладывать с себя ответственность за судьбу ребенка на кого-то другого. И точка.

Сухая статистика суицидов среди детей гласит, что их число неуклонно растет. Чаще всего на самоубийство решаются подростки 10-14 лет. И это совсем не беспризорники, не дети родителей-пьяниц. В 80% случаев это дети из нормальных семей.

Традиционная психология однозначного ответа, почему подростки решаются на суицид, не дает. Не рассказывает об этом ничего и всезнающая Википедия. Суицид и его истинные причины подробно разбираются системно-векторной психологией Юрия Бурлана, которая дает возможность любому родителю найти подход к своему ребенку, вовремя распознать тревожные звоночки и предотвратить самое страшное.

Причины подросткового суицида

Дети с истеричным зрительным вектором скорее играют в суицид, нежели действительно на него способны. Требующие к себе внимания, любви, жалости, они могут угрожать окружающим самоубийством, демонстративно подбирать способы суицида, картинно набрасывать веревку на шею или глотать жменями  безобидные таблетки.

Безответная любовь, невнимание родителей к проблемам таких подростков, желание сделать всем назло, помучить родителей и близких («Вот умру — так сразу пожалеют, что не купили мне велосипед/собаку/айфон!») — основные мотивы, по которым может задумываться зрительная попытка суицида.

Подростковый суицид: когда разум с душой не в ладу

Однако, несмотря на всю ее детскость и явное желание ребенка привлечь к себе внимание, отмахиваться от такого поведения своего чада не стоит. А если он наглотается опасных таблеток и его не успеют откачать? А если накинет себе на шею петлю и действительно ее затянет?

Да и вообще: если вы слышите от ребенка подобные речи («Если не купишь мне ноутбук — выброшусь из окна!», «Он не любит меня — я не хочу больше жить!»), имейте в виду, что это не склонность к суициду в нем говорит — это признак неблагополучия в зрительном векторе. И его нужно срочно спасать: развивать, умело выводить из состояния страха, давать ребенку свое внимание и любовь. Иначе, убив себя, он попадет в цель — в своих близких, которые, бесспорно, и являются виновниками трагедии.

Славику 12 лет, он очень любит жизнь. Но не меньше жизни он любит маму, которая в последнее время о нем как будто позабыла: сама устраивает личную жизнь, а сын живет с бабушкой и дедушкой. Славик несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством: резал вены, но неглубоко (чтобы ненароком не умереть). Мама не обращала внимания на эти попытки привлечь к себе внимание и называла их детскими выходками. До тех пор, пока Славик не порезал себе вены слишком глубоко и чуть не умер от потери крови.

Но зрительный вектор — далеко не единственная и даже не основная проблема суицида среди детей. Намного больше «неожиданностей» таится в другом — звуковом — векторе. Звуковики — настоящие интроверты, и родителям может быть невдомек, что творится в душе у их ребенка.

С виду ребенок со звуковым вектором «удобен» и вменяем: тихий, не отвлекающий родителей просьбами его развлечь, занятый собой. Он может все свое свободное время читать книги, слушать музыку в наушниках, «серфить» в Интернете. Надо только ему вовремя напомнить, что котлеты уже остыли, а затем поплотнее закрыть его дверь…

Дети со звуковым вектором, возможно, острее других нуждаются в понимании. В понимании того, что им для гармоничного развития нужна тишина, а не крики родителей, например, или громко включенный телевизор, работающий пылесос и танцующая мама с тряпкой вокруг его письменного стола… Нельзя утверждать, что именно эта картина приводит к детскому суициду, но точно можно сказать следующее: жизнь рядом со звуковым ребенком без учета его свойств неминуемо приведет к отдалению, к его желанию отгородиться от навязчивого шума, к укреплению его уверенности в том, что его не понимают даже дома…

Подростковый суицид: когда разум с душой не в ладу

Неразвитый звуковичок не умеет находить общий язык со сверстниками (а нередко становится объектом нападок в школе, что усиливает то ощущение пропасти между ним и остальными, которое нередко возникает и у здорового человека со звуковым вектором), его не понимают учителя. Ребенок, который появился на свет, чтобы решать сложные и важные задачи чуть ли не мирового значения (в потенциале звуковик — гений, ученый, автор спасительных для общества идей), занимается саморазрушением и идет на суицид…

Дети, особенно со звуковым вектором, совершенно иначе относятся к смерти. Они не могут осмыслить так, как взрослые, собственный конец. После смерти их жизнь, полагают они, продолжится — уже без той мучительной душевной боли, которая просто невыносима здесь и сейчас.

Нынешнее поколение звуковиков испытывает особенно мощные нехватки, из-за чего число суицидов среди подростков только растет. Растет взаимное непонимание между поколениями, растет и звуковое желание прекратить свои мучения.

Девочке Насте всего 13, но когда общаешься с ней, возникает ощущение, что разговариваешь с умным взрослым человеком. Настю спас ее учитель биологии, который нашел случайно забытую в тетради предсмертную записку. Мама Насти радовалась тому, какая у нее тихая, послушная дочь, которая не слоняется неизвестно где со сверстниками, а сидит в своей комнате за книгами. Но даже не задумывалась о том, что у девочки большие проблемы со сверстниками и учителями. Насте же надоела жизнь, в которой ее никто не понимает, и она больше не хотела идти наперекор обстоятельствам.

Увы, но, как ни крути, в суициде подростков виноваты именно родители. Благополучие в семьях, в которых живут дети из «зоны риска», лишь кажущееся: детям не хватает любви или понимания. Родители не умеют с ними взаимодействовать, общаться, не знают их истинных потребностей и жизненно важных интересов. И в какой-то момент, непонятые сверстниками и  отдалившиеся от родителей, дети делают вывод, что жить так больше не стоит (или тщетно пытаются привлечь к себе внимание).

Профилактика детского суицида

Лучшая профилактика суицида — это безусловная родительская любовь. Но не слепая, а помноженная на знание психических особенностей своего ребенка. Способность видеть природные потребности ребенка, учитывать его набор векторов, гармонично развивать его в зрелую личность — все это во сто крат эффективнее любых мероприятий по профилактике суицида.

Подростковый суицид: когда разум с душой не в ладу

Вам кажется, что все это слишком сложно для обычного родителя, не имеющего образования психолога? Вовсе нет: знание системно-векторной психологии серьезно облегчит вам работу и за короткое время превратит вас из обычного родителя в самого понимающего и проницательного, способного предотвратить множество проблем, возникающих на почве непонимания между родителями и их детьми.

Еще одна слагающая успешной профилактики суицида в школе — это обучение школьных психологов новому знанию. Благодаря которому они смогут самостоятельно разбираться в трудностях, а не отправлять детей к другим специалистам.

Наконец, невозможна эффективная профилактика детского суицида и без обучения премудростям системно-векторной психологии учителей, которые тоже могут очень сильно повлиять на судьбу ваших детей.

Конечно, ни педагог, ни психолог не заменят ребенку семью, однако могут существенно ее дополнить: все они оказывают влияние на ребенка, воспитывают его и участвуют в формировании личности. И нередко, увы, не самым лучшим образом. Но чтобы нашим детям было комфортно жить в обществе, семья и школа должны взаимно дополнять друг друга.

Присоединяйтесь: новый цикл бесплатных лекций уже совсем скоро! 25, 26 и 28 марта в режиме онлайн.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

12 Коммент.

  1. Вася Петров 19.05.2013 at 10:57 - Ответить

    у меня друг сделал суицид да такой странный что капец, ему было 16 и его всё радовало кроме одного препода в школе,он его не просто доставал а реально мучил, они как-то не сошлись так он решил отомстить ему когда препод выпивший сел за руль, он часто такой был, прыгнул ему под машину, проблема в том что парень не хотел убиться а просто чтобы препода посадили, ведь тот в пьяном виде и на красный, да ехал он быстро и переломов не выдержал неделю в больнице был и умер. так что школа тоже виновато не меньше семьи

  2. Ив 09.04.2013 at 13:27 - Ответить

    И ужаснее всего что делают они это неожиданно для всех, и родителей в том числе, которые находятся, казалось бы, рядом. А после — никто не может понять, почему пошел на такой шаг, что случилось, в чем причина. И не находят ее. И не важно бедный или богатый, для него это вообще не имеет значения в таком состоянии нехваток, его волнует другое

  3. Галина 16.03.2013 at 11:23 - Ответить

    «Кто предупрежден, тот вооружен!» Если родители действительно любят своих детей, то им необходимо пройти тренинг и тогда они смогут другими глазами увидеть ребенка и понять, как с ним взаимодействовать.

  4. мне всегда не по себе, когда ребенок или подросток совершает суицид, это проблема общества в целом, не только родителей, или школы, нет чужих детей..

  5. Ольга Чугурян 13.03.2013 at 15:45 - Ответить

    кода ребенок добровольно решает покончить жизнь самоубийством — это ужасно и страшно, но совершенно не понятно его родителям, а ведь именно в их силах предотвратить такой поступок.

  6. Самый сложный период жизни — подростковый. Надо быть очень смелым и безрассудным родителем, чтобы в наше время не ухватится за возможность понять собственного ребенка.

  7. Это всегда — кивать мы умеем, школа на семью, семья на школу.
    Пока каждый не скажет — я в ответе за каждого ребёнка, ничего глобально не изменится. Пока моё, это золотко, а другие — фу, чужие, так и будем жить , погибая.

    • Большая тема… Сама осознала ее не так давно. А раньше всегда просто чувствовала, что что-то тут не то: в том, что мы печемся лишь о своих детях, а на чужих нам наплевать. Но осознать это может каждый.

  8. Лариса 12.03.2013 at 16:28 - Ответить

    В народе говорят: волков бояться — в лес не ходить. Вот и тренинг Юрия Бурлана кажется трудным до… первой лекции. Что мешает послушать первые три лекции? Отсутствие денег? Мимо — первые три лекции бесплатные. Страх? Снова мимо — идти никуда не нужно, достаточно включить домашний компьютер и перейти по ссылке. Точный ответ: лень. Лень понять желания свои и близких людей, учиться иначе строить свою жизнь во взаимодействии с другими людьми на базе нового понимания их бессознательного. Это действительно несложно.

    • Лень — это вообще такая штука, которая мешает нам развиваться с самого раннего детства. Но ее всегда можно побороть, в любом возрасте. Сделать один маленький шажок, одно небольшое умственное усилие… Кстати, иногда лень прячется за скепсис: мол, это все ерунда, я и без этого хорошо живу. Обман самого себя

  9. Виктор Белинский 12.03.2013 at 15:46 - Ответить

    В статье затронута действительно очень болезненная для нашего современного общества проблема. Специалисты зачастую оказываются бессильны…
    Надеюсь, тренинги помогут родителям уберечь детей от такого страшного шага.

Комментировать

Нажмите, чтобы отменить ответ.