Системно о детях, или Как я однажды была воспитательницей. Часть 1

Системно о детях, или Как я однажды была воспитательницей. Часть 1
    Пользовательский рейтинг

    Моя свекровь — воспитательница детского сада. Время от времени я ей немного помогаю. Не так давно мне довелось разделить с ней работу воспитателя: Л.В. готовила материалы и актовый зал к грандиозному утреннику, а я несколько часов вместе с няней занималась малышами, которых еще не забрали родители.

    В эту группу ходят дети 3-4 лет, и мне, как маме, да еще и прошедшей тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, было любопытно понаблюдать за детьми, в которых уже так явственно проступает векторный набор.

    Я сижу за столом воспитателя и слежу за игрой. Если вижу, что малышня начинает скучать, достаю волшебную папочку с внушительным списком детских игр и что-нибудь практикую. С новой тетей им интересно: привычные игры звучат по-новому, они видят некоторую мягкость и неуверенность в движениях (ведь у новой тети нет поставленного командного тона — кое-где она даже мямлит), пользуются этим и начинают баловаться.

    Но не в этот раз: недавно для сада купили много новых игрушек, и детвора, не успевшая пресытиться новинками, сама в состоянии занять себя делом. Кто-то старательно собирает мозаику, сложив губки трубочкой и тихонько сопя; кто-то занят игрой с новой игрушечной посудкой и куклами; кто-то бегает по столам с машинками, устраивая воображаемые гонки. В общем, самое лучшее время для наблюдений.

    Таня

    Системно о детях, или Как я однажды была воспитательницейВот несколько девочек играют в куклы. В этой компашке Таня явный лидер: худенькая и стройная малышка с аккуратными косичками, большими карими глазами, пушистыми ресницами и вздернутым носиком. Таня хорошо и чисто говорит. Такая маленькая, она уже умеет нравиться: в ней все ладно, гармонично, на нее любо-дорого посмотреть. Типичная кожно-зрительная девочка.

    Она играет самой красивой куклой, одетой в красное платьице, и рассказывает остальным: «Я — самая красивая кукла. А вы — мои подружки. У меня много-много платьев, их мне мама купила. А еще у меня есть машина, домик и кошечка. Понятно?»

    Соня и Эля охотно кивают — им нравится, какие истории придумывает Таня. Вот все куклы отправились в магазин — это придумала Таня. А теперь куколки идут в детский сад — это тоже ее идея. На моих глазах Таня сочинила историю, в которой ее куклу больно толкнули, и та стала горько плакать. Девочкам ничего не оставалось, как утешать плачущую игрушку. Впрочем, им и это нравится — они с интересом проигрывают разные человеческие эмоции.

    Я заметила, что Танечка очень любит вертеться перед зеркалом. Например, дети идут в умывальную: все ручки помыли, вытерли полотенцами и отправились на свои места. Но Таня обязательно задержится у единственного в группе волшебного предмета: красиво улыбнется своему отражению, поправит платьице и проверит, туго ли завязаны косички. Эдакая маленькая модница. Кстати, девочка эта не такая уж неженка — она в состоянии залезть с мальчишками на дерево, «сделать» их в прыжках и беге и посоревноваться с ними в эстафетах на физкультуре.

    Танечку легко довести до слез: кто-то нечаянно толкнул — Таня в слезы, не поставили первой в строй на зарядку — снова плач. Но особенно меняется Танечка при виде медработника — смелая и бойкая девочка прячется от тети в белом халате. Я не видела, что происходит во время осмотров или более серьезных процедур, но думаю, что для девочки общение с докторами — настоящий стресс.

    Таня — обладательница кожного и зрительного векторов. И ее родителям хочется посоветовать читать малышке сострадательную литературу (тогда она перестанет бояться тетю в белом халате), не заводить ей домашнего питомца (если девочка не справится с разрывом эмоциональной связи, у нее может серьезно пострадать ее сенсор — зрение) и просто побольше давать ей положительных эмоций. Им действительно повезло — они могут вырастить из своего чада прекрасную женщину, тонко чувствующую и сострадательную.

    Кристина

    Системно о детях, или Как я однажды была воспитательницейКристина — ребенок необычный, мне особенно интересный. В противоположность Тане, она не вызывает у окружающих однозначно положительных эмоций, всегда сидит в сторонке и совершенно не нуждается в компании. Кристина внешне напоминает маленькую старушку: жиденькие волосики, желтоватая, с небольшими синяками под глазами, кожа, непонятно откуда взявшиеся морщинки и недовольное выражение лица.

    Л.В. удивляется: ей за долгие годы работы еще не попадался настолько неэмоциональный и испытывающий ко всему отвращение ребенок. Кристину не веселят детские праздники, не смешат наивные шутки, не радуют удивительные открытия, которые малыши делают в этом мире по мере своего взросления. Она как будто уже все знает о жизни и по-взрослому ничего веселого не видит в детских забавах. Кристина меня заинтересовала еще до того, как я ее увидела: свекровь рассказывала о ней как о весьма странной девочке, к которой никак не найти подход. Еще тогда я подумала: «Неужели обоняние?»

    Кристина говорит чисто, но сильно в нос, из-за чего ее не всегда можно понять: «Я ньге буду есь ваш богщ! Он гааткий!» Ест плохо: если дают кашу, кисель или запеканку, кривится от отвращения, а в остальной еде долго ковыряется, как будто выискивая в ней отраву. Спит Кристина очень чутко: если вдруг кто-то из детей захнычет во сне или сонно пошлепает в туалет, Кристина тут же садится, смотрит по сторонам (чтобы убедиться, что все в порядке), отворачивается к стенке и спит дальше. С детьми играть не любит, но всегда наблюдает за их игрой и вставляет свой язвительный не по годам комментарий. Дети ее сторонятся, им с ней неинтересно.

    При этом Кристина очень умна: на занятиях она сидит с недовольным личиком маленькой старушки, но все задания выполняет правильно. Причем, как мне кажется, без особенных усилий. Ворчит-ворчит, а сама все уже склеила-слепила-написала-сосчитала. При поддержке других векторов Кристина может стать отличницей и даже великолепным ученым.

    Мне любопытно было взглянуть на родню Кристины — в кого она такая старушечка? И почти не удивилась: мама ее — миловидная стройная дама, а старшая сестричка — и вовсе очень хорошенькая девочка. Удивительно было видеть лишь то, как эту маленькую обонятельную старушку как будто побаиваются в семье: боятся ее расстроить, не угодить (а угодить ей сложно), рассердить. Скорее всего, они чувствуют, что их девочка будет себя лучше всего чувствовать в состоянии постоянной меланхолии — а для этого ее нельзя расстраивать и раздражать.

    Сложно им все-таки с такой малышкой. Но чтобы сделать ее счастливой, им стоило бы узнать о глубинном психическом их ребенка.

    Антоша

    Системно о детях, или Как я однажды была воспитательницейОб Антоше у нас знают все: дети и воспитательницы других групп, родители детей и их родственники, все сотрудники детского сада и все, кто хоть раз с ним общался. Антоша — говорун, балагур и просто местный скоморох. Он даже выглядит соответствующе: конопатый, круглолицый, со смешно оттопыренными ушками и непослушными кудрями. Он говорит всегда и везде, часто захлебываясь словами. И если в группе тихо — значит, Антоша приболел, и атаку на уши сегодня приходится выдерживать маме.

    Кстати, нельзя сказать, что речь его чиста и всегда понятна: он не выговаривает многих букв, торопится, плюется, но говорит абсолютно смешные вещи: «… И пъетставляете, Эля безыт-безыт — и бах! Плямо на Ваню. А он как закличит — Ааааа! И уши сколее пликлывать — Ваня дулачок становится, когда его тлогаешь или в уши ему кличишь… А Эля молча посмотлела на Ваню, как на дулачка, юбку отляхнула и дальсе безать. Няня Юля Ваню успокоила — по секлету вам скажу, она такая же, как Ваня… таво» Это вам не задумчивый тихий Ванечка, который если что и спросит, то обязательно своим вопросом поставит в тупик («Почему мама меня так долго не забирает? Ей со мной плохо?»). Кстати, с Антошей он не дружит.

    Антоша очень легко идет на контакт с новыми людьми, его чужие тети не пугают и он первый садится со мной рядом, начиная свой монолог (я могу молчать, но если слушаю, Антоша уже доволен): о том, кто в их группе дерется, кто слушается, кто по маме плачет.

    Как настоящий маленький оральник, Антоша знает, что я хочу услышать: в данный момент меня интересуют дети, которых я не знаю и с которыми в случае чего боюсь не найти общий язык. Когда нянечка уходит на кухню, Антоша заговорщицки рассказывает о том, что Юля (няня) — очень добрая, но ее никто не слушается. Я смотрю в его веселые светлые глаза и ловлю себя на мысли, что мне комфортно рядом с этим ребенком, легко и просто, хотя уши, конечно, устают. И даже когда он начинает приукрашивать и сочинять небылицы, я не испытываю раздражения, а, наоборот, с удовольствием слушаю.

    Я уверена, что если Антошу не будут «затыкать» в семье или в школе, ему будут верить. Говорит он искренне, небылицы его забавны и в целом он создает впечатление оптимиста и весельчака. Хочется только рассказать родителям, что если они всегда будут слушать своего разговорчивого малыша, у него отпадет необходимость выдумывать и врать.

    Антоша настолько коммуникабельный тип, что находит, о чем поговорить, даже с Кристиной. Я-то, конечно, знаю, в чем здесь секрет: обонятельники охотно впускают в свое личное пространство только оральников, которые непостижимым образом начинают озвучивать ощущения первых. Но со стороны кажется, что Антоша всех берет своим обаянием.

    Впрочем, воспитателям и учителям такой самородок всегда мешает. Он не в состоянии закрыть рот на уроках и во время тихого часа (переходит на шепот), за что бывает наказан и выставлен в за дверь в пустынный коридор. Увы, развитию орального вектора у ребенка такая мера не способствует. Когда поблизости нет свободных ушей, Антоша находит себе другое занятие: оплевывает двери, стены, пол, пускает пузыри и так далее. Не очень эстетично, но остановить работу своего сенсора он не может: либо болтаю — либо плююсь.

    А вот забавное видео про маленького фантазера-оральника

    А какие дети окружают вас?

    [adrotate banner=»2″]

    49 комментариев

    1. Галина 03.05.2012 at 12:08 - Ответить

      Всё очень системно написано, просто и понятно. К сожалению у меня нет возможности часто наблюдать маленьких детей. По моему это лучшее «учебное пособие» по системно — векторной психологии.

      • Спасибо, Галина. Вы правы, наблюдать малышей — это не только удовольствие, но и школа системного мышления.

    2. ольга чугурян 20.03.2012 at 23:33 - Ответить

      Классная статья! А видео просто отпад! «Сказыте позалуста! Ну просто чудо!

    3. Rustem Ph. 07.03.2012 at 12:03 - Ответить

      Да, действительно уже с 3-х лет в детишках видна их индивидуальность. При понимании которой и направлении в нужное русло, из ребёнка вырастет отличный развитый от природы человек.

      • Вот именно — с трех лет почему-то 🙂 Я все разглядела в собственном ребенке именно тогда, когда ему было около трех. Все разложилось по полочкам и встало на свои места

    4. Алексей Фалилеев 03.03.2012 at 11:01 - Ответить

      Спасибо, действительно интересен системный взгляд на подрастающее поколение. С танями все понятно. Скажите, а есть ли какие-нибудь рекомендации по поводу воспитания кристин и антош? Может быть есть рекомендации, как правильно растить детей и с другими векторами? Как выявлять их не столь очевидные векторные проявления?

      • Антош надо слушать всегда, проявлять интерес к их россказням и никогда не «затыкать» 🙂 Развивать интеллектуально — в этом случае из них могут выйти прекрасные ораторы.
        Кристинам комфортно рядом с антошами 🙂 Таких, как Кристина, надо выталкивать в коллективы, хотя им и не хочется находиться рядом с людьми. Однако общение с другими детьми — это их шанс развиться и развить те самые способности, которые им и помогают выжить во что бы то ни стало. Вот Кристина своей мамой крутит, часто в сад не ходит, однако не следует идти у таких малышей на поводу.

    5. Наталья Сапожникова 03.03.2012 at 03:41 - Ответить

      Интересная статья!
      Анна, как здорово, что Вы получили такой опыт: столько детей сразу как в первобытной стае )) и все вектора еще наружу увидели, неповрежденные социомум! Класс!
      Здесь впору книгу готовить, — Интернет заполняют бестолковые инфопродукты про воспитание детей от мамаш, что одного ребенка на свет родили и с его характера пишут выводы и рекомендации… Бред.
      А у Вас и знания и возможность на примере своего малыша и детей из дет.сада материал собирать!
      Я рассказала подруге о векторах и разложила по полочкам, как развивать ее кожно-зрительную с оральностью девочку, так теперь она так рада, что все сходится и рекомендации работают, и с ребенком проще стало. Что хорошо и что плохо для дитя знает…
      Какая важная эта наука, Системно-векторная психология!

      • Наталья, вы правы, в детском саду действительно как в стае :)) Дети открытые, их легко понять и «диагностировать». И так хочется даже не книгу написать, а учебное пособие для воспитателей! И родителей… столько от их непонимания вреда, вы бы знали :(( Я еще не описываю разные ситуациии, в которых вижу все ошибки, но, возможно, напишу и об этом

    6. Алексей Кодынский 01.03.2012 at 17:15 - Ответить

      Увлекательная статья с точки зрения системно-векторной психологии)
      Я и сам люблю детей, так как старший внук у бабушек/дедушек своих, поэтому, когда мы все вместе приезжали в деревню, то все братики и сестрички были а мне, я за них в ответе был)) Конечно, наблюдать мне за ними было интересно, но тогда я не дифференцировал их по векторам, это было лет 20 назад. Сейчас, благодаря тренигам Юрия Бурлана, я тоже имею некоторое представление о СВП и векторах, поэтому, наблюдая порой уже за другими детьми на улице, я различаю у них те или иные вектора и становится понято, какой подход нужен в воспитании более спокойного ребёнка или, наоборот, слишком активного)) Забавно и интересно одновременно:) У взрослых вектора ещё более явно прослеживаются)) Становится понятно, что если бы воспитатели в детсадах и учителя в школах подходили бы к воспитательно-обучающему процессу с точки зрения системно-векторной психологии, то качество воспитания/обучения было бы значительно выше.

      • Я согласна с вами, Алексей. Действительно, и воспитатели, и родители, и бабушки-дедушки… все они, обладая знаниями системно-векторной психологии, и себя могли бы счастливее сделать, и детей, им вверенных.

    7. Галина Некрасова 29.02.2012 at 21:52 - Ответить

      Очень интересные наблюдения. Спасибо.

    8. Елена Сенькевич 29.02.2012 at 20:03 - Ответить

      Здорово, а я работаю со студентами — тоже наблюдаю… но с малышами наверняка интереснее, в том плане, что никакого притворства — всё как на ладони видно

      • Елена, да-да, за малышами легче — у них нет навязанных семьей и обществом стереотипов, их вектора сейчас видно как на ладони 🙂 Со студентами сложнее, конечно. Хотя и там немало интересных личностей 🙂

    9. Александр 29.02.2012 at 20:37 - Ответить

      Замечательные у вас наблюдения! Каждый ребенок невероятно ярко вышел. Наблюдать за людьми — и за детьми, и за взрослыми — потрясающе интересно, когда обладаешь знаниями по системно-векторной психологии. А фотографии — это их настоящие? С нетерпением жду новых постов!

      • Да, Александр, за детьми интересно наблюдать 🙂 Нет притворства и навязанного обществом поведения. Нет, фотографии, к сожалению, из Интернета. Но старалась найти максимально похожее на оригиналы 🙂

        • Александр 03.03.2012 at 18:53 - Ответить

          Хоть и из интернета, а похоже 🙂

    10. Мария Грибова 29.02.2012 at 14:24 - Ответить

      Анна, сама одно время работала в детсаду. Это правда очень интересно наблюдать детей системно. И столько всего есть сказать родителям…. особенно родителям звуковых малышей

      Спасибо за шикарную статью

      • И вам спасибо! А про звуковиков — да-да, я как раз готовлю вторую часть, и там хочу рассказать про маленького звуковичка, которому в саду стало легче, чем дома (!!).

    11. Elenaprime 28.02.2012 at 16:54 - Ответить

      Отличная статья. Интересные и точные наблюдения. Живая картинка перед глазами. Буду ждать продолжения =))

      • Спасибо, Елена 🙂 К выходу уже готовятся звуковичок, кожно-зрительный ангелок и девочки с анальностью снизу.

    12. Яна 28.02.2012 at 16:59 - Ответить

      ЭТо настоящая солянка из векторов)))
      Вам повезло — Вы получили очень интересный опыт на этапе изучения СВП. Так сказать, из теории в практику 🙂

      • Спасибо, Яна 🙂
        Мне повезло в этом, а кому-то — в возможности наблюдать за своими сотрудниками в офисе (я-то в офисе не работаю, так что сейчас такой возможности лишена), кому-то — за деловыми партнерами и так далее. Думаю, каждому пишущему можно готовить интересные материалы.

        К счастью, системно-векторная психология настолько точно определяет характеры, что с ее пониманием можно писать правдоподобные и нужные вещи, не выходя из дома — всегда будет в яблочко 🙂

    13. Татьяна (YanaSobol) 28.02.2012 at 16:04 - Ответить

      Такие статьи необходимо всем воспитателям и учителям выдавать в качестве учебного пособия. Это на сколько проще управляться с этими маленькими «монстриками», если знаешь, кто чем дышит и что кому нужно 🙂 Огромное спасибо за статью — получила истинное удовольствие, читая её.

      • Ох, Татьяна, какие же они в основной своей массе… эм…консервативные! Эти все воспитатели и учителя 🙂 Особенно те, что со стажем. У них свои классификации детей и свои подходы к ним. Вот молоденьким, толерантным, интересующимся — да, таким это надо знать и читать

    14. Елена Шахова 28.02.2012 at 15:42 - Ответить

      Сразу про фотки! Из Ин-та? Или в самом деле из группы? Удачно подобраны. Вот где поле наблюдения классное — детсад. Непосредственны, все как на ладони. В школе уже сложнее наблюдать простому смертному. Надо быть учителем.

      • Спасибо 🙂 Фотографий из группы, к сожалению, в хорошем качестве нет. Пришлось заимствовать у Интернета 🙂

    15. Алёна 28.02.2012 at 15:04 - Ответить

      Как живо описаны образы…. Прямо захотелось пойти в детский садик и побыть немного нянечкой, в детках очень точно определяются вектора, намного проще, чем у взрослых, ведь они постоянно заняты выполнением своей видовой роли, и так интересно наблюдать за тем, как они это делают. Особенно про кожно-зрительную девочку понравилось (всегда приятно о себе читать :)), так ярко увидела себя в детстве… и с мальчиками всегда по деревьям лазила, и с девочками обязательно в куклы играла, правда самых красивых всегда отдавала другим деткам, мне было жалко, что я играюсь с красивой куклой, а кому-то приходится играться с уродливым пупсом)))

      • Спасибо, Алена, за свидетельство :)) У Тани уже развивается сострадание — думаю, она через годик точно будет заботиться обо всех анальных подружках и устраивать игры в больницу. 🙂

    16. Людмилка 28.02.2012 at 14:02 - Ответить

      Здорово!!! Ярко описано! У моей подруги тоже как раз такая вот дочка, как Кристина, такая себе маленькая старушечка! Я сама очень люблю наблюдать за детками!

      • Оо, Кристина особенная. Жаль, что у многих она вызывает не очень приятные ощущения — они же не знают, какая сила есть у этой девочки 🙂 Но с ней трудно, да, она не похожа на других детей.

    17. Natalie 28.02.2012 at 13:59 - Ответить

      Как здорово, спасибо! Чудесные наблюдения! :))
      Вот бы всем воспитательницам выучить СВП — они ведь на передовой, на них — весь допубертатный период!

      • Вы правы, воспитателям это все нужно знать в первую очередь. Даже если мама не знает о психических особенностях своего ребенка — воспитательница сможет ей рассказать об этом (если она авторитет, конечно), дать почву для размышлений, подсказать, как правильно с ним себя вести.

    18. Antarika 28.02.2012 at 14:57 - Ответить

      Отличная группа — все на месте. Не хватает только уретральника. А воспитательница может его роль выполнять, интересно? Хотя бы частично?

      • Да, уретральника в этой группе нет. Был мальчик такой в предыдущем выпуске. Пообщаюсь со свекровью и напишу о нем тоже когда-нибудь.

        Ну роль вождя она, конечно, выполняет :)) менталитет-то никуда не деть. Но сама она — уверенная и опытная анально-кожно-зрительная, дети за ней охотно идут и охотно ее слушают.

    19. Clara 28.02.2012 at 14:51 - Ответить

      здорово написано!)Как рассказ читала)

    20. Альбина 28.02.2012 at 13:27 - Ответить

      Ааня, какая прелесть! Как хорошо, как ярко прописаны характеры! Как доступно! Я и за своим ребенком теперь так же буду следить!

      • Спасибо, Альбина. Следи-следи! Увидишь много чего интересного 🙂 А если еще и обладать знаниями системно-векторной психологии — так и вообще будешь предугадывать ее желания 🙂

    21. Ирина Каминская 28.02.2012 at 14:09 - Ответить

      Получила массу удовольствия от прочтения)) Утащу к себе.

    22. Наталья Аверина 28.02.2012 at 13:49 - Ответить

      Очень интересные наблюдения! Каждый ребенок — индивидуальность. Если бы воспитатели знали их векторные наборы, детям было бы комфортно в детском саду, они бы, думаю, с удовольствием туда ходили. А то ведь зачастую детский сад для ребенка — пытка.

      • О да, вы правы. В группе есть звуковичок — ему очень тяжело, я о нем еще расскажу. Анальные дети долго привыкают, кожным надоедает изо дня в день одно и то же… Трудностей много. И при всем при этом детский сад — необходимый этап развития. Вот поставить бы при детях системно мыслящую воспитательницу — общество было бы на порядок здоровее 🙂

    23. Vera Agibalova 28.02.2012 at 13:27 - Ответить

      Очень интересная статья. хочется услышать продолжение об остальных детишках)

      • Спасибо, Вера. Да-да, продолжение будет: звуковой Ванечка, кожно-зрительный Владюша, девочки с анальным вектором Эля и Соня…

    Комментировать