Ребенок-отличник: кому это нужно?

Ребенок-отличник: кому это нужно?
    Пользовательский рейтинг

    Нередко можно увидеть, как родители стремятся «вылепить» своего ребенка по образу и подобию себя – успешных, активных, лучших. Или, наоборот, требуют от своего чада, чтобы он был отличником, всезнайкой, спортсменом и лучшим учеником в школе – чтобы был более удачливым в жизни. Но насколько это правильно? Рассмотрим конкретную ситуацию с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Таня — прилежный ученик

    – Ну что, малышка, как дела? – спросила мама с порога, быстро забежала в свою комнату, скидывая пальто и сумку, заскочила поцеловать дочь и выпалила: – Ну, как ответила по истории? «Пятерку», конечно, получила? К химии готовишься? Умничка моя, как я тобой горжусь!

    Мама окутала дочь ароматом дорогих духов, потрепала по плечу, коснулась губами щеки и упорхнула в свою комнату.

    Таня с грустью посмотрела на медвежонка Хрюшу, который был необычного для плюшевого медведя ярко-розового цвета, и перевела взгляд в тетрадь с формулами. Ей было легко разобраться с заданием – она все усвоила еще на уроке. Но утомляла необходимость сидеть и корпеть над учебниками. В то время как Катька и Ленка сейчас точно где-то в парке, едят мороженое, катаются на ее любимых «лодочках» и кормят уток в пруду. А под подушкой лежит любимая книжка и ждет своего часа.

    Ребенок-отличник: кому это нужно?Для Тани болтовня с подругами по телефону была отдушиной: мама «нагрузила» девочку так, что общаться с одноклассницами она могла только по выходным и в школе. Хотя и выходные скоро будут под вопросом: мама хочет нанять репетитора по английскому языку, а свободное время есть только в эти дни.

    Тане хотелось обычных детских радостей, но сказать об этом маме она боялась: если мама считает, что это – путь к успеху, надо развиваться. Прогулки в парке с подружками и чтение книг мама называет пустой тратой времени, бездельем. Мама говорит, что только отличник добьется в жизни успеха, а дополнительные занятия, балет и английский помогут сделать ей хорошую карьеру. А значит, у нее будет такая же интересная жизнь: командировки в разные города и страны, уважение коллег, толпы поклонников, хорошая зарплата, машина и квартира, интересные встречи и званые вечера. С папой маме просто не повезло – он оказался слабохарактерным. Не ее поля ягода.

    Ребенок-отличник: кому это нужно?Через час нужно готовиться к занятиям в танцевальной школе: собрать форму, сделать удобную прическу (собрать волосы на затылке и соорудить «гульку»), одеться и ждать водителя. Балетом заниматься Тане нравилось: было приятно держать спинку, учить новые позиции, выгибать шею, приседать в плие возле станка и пробовать новые прыжки. Ей нравилось смотреть на свое отражение в зеркале и представлять себя знаменитой балериной. Она была прилежным учеником. В солистки ее не ставили, но Таня над этим работала: мама говорила, что ей непременно надо стать лучшей.

    Вечером после балета нужно успеть прочитать рассказ, заданный по русской литературе, и дописать сочинение. Дел много, надо срочно доделывать задание по химии. Но пять минут можно поболтать с Ленкой – пусть расскажет, как им гулялось в парке. И обязательно найти время для любимой книжки – жуть как интересно, чем же закончатся приключения четверых английских детей в сказочной стране.

    Авторитет родителей больше не авторитет

    Повзрослев, Татьяна не сделала блестящей карьеры. Она выучилась в престижном вузе на факультете управления, а в школьные годы стала победительницей многих олимпиад по математике и английскому языку.

    Ребенок-отличник: кому это нужно?Закончив университет, Таня устроилась в хорошую компанию на перспективную должность старшего экономиста, но уволилась уже через полгода. Прессинг вышестоящего начальства, неинтересный инертный коллектив, скучные обязанности – ей все это было не по душе. Со временем девушка решила воплотить в жизнь свою мечту и начать путешествовать по свету. Таня стала дауншифтером – с компанией единомышленников отправилась в Юго-Восточную Азию, зарабатывая на жизнь в качестве удаленного переводчика, а позже выучилась на инструктора по серфингу.

    Мама хранит в своей комнате все знаки отличия, которые Таня получила в детские и подростковые годы, показывает их гостям и гордится, как своими. А на вопрос: «А где сейчас ваша дочь?» – неизменно отвечает: «О, она в длительной командировке»…

    Комментарий Svpsychology.ru

    Довольно часто родители, которые переживают за будущее своего ребенка, делают ставку на его учебу. Они искренне считают, что отличные отметки в дневнике смогут гарантировать ему более счастливое будущее. Именно они учат своего малыша, как стать отличником еще в детском саду. Как правило, это представители анального вектора, которые верят, что успех в жизни зависит только от знаний, полученных в школе («Учиться, учиться и еще раз учиться!», «Повторение – мать учения») и университете. Родители с анальным вектором – самые заботливые и переживающие, но именно они чаще всего категоричны и не способны прислушаться к истинным потребностям своих детей.

    Анальный вектор в чистом виде встречается редко, поэтому он часто «разбавлен» кожей, зрением, звуком. Все они дают прекрасную возможность быть чутким, терпеливым, толерантным, внимательным к желаниям и способностям своего ребенка родителем, но только при условии, что вектора развиты и реализованы.

    Ребенок-отличник: кому это нужно?Однако далеко не всегда подобная забота родителей объясняется их переживаниями за будущее ребенка. Нередко мамы и папы, чрезмерно загружая жизнь малыша учебой, танцами, музыкальной школой и дополнительными занятиями, просто хотят, чтобы их ребенок был лучшим. Просто лучшим во всем. А успехи ребенка и его неудачи они воспринимают как свои собственные, забывая о личности дочери или сына. Такое желание свойственно неразвитому или не наполненному кожному вектору, который делает человека зависимым от успеха. Сами родители не достигли особенных успехов в жизни, но им непременно нужно, чтобы их ребенок стал лучшим. Зачем? Неважно. Он просто должен быть таким.

    При любом варианте такого давления дети сильно устают, теряют интерес к учебе и нередко становятся посредственными учениками. Авторитет родителей поначалу оказывается сильнее, но природу своего ребенка переделать он не в состоянии. Родители, диктующие конкретную программу развития, которая никак не соотносится с векторным набором их детей, заходят в тупик: ребенок не оправдывает их ожиданий. И что дальше?

    В лучшем случае ребенок будет просто подавлен, а во взрослом возрасте либо будет плыть по течению (анальный вектор), не получая особенного удовольствия от жизни, либо попробует выстроить свою жизнь заново (кожный вектор). При худшем сценарии ребенок может стать трудным, неуправляемым подростком (уретральный вектор), заработать депрессии и мигрени (звуковой вектор), стать истеричным и неуравновешенным (зрительный вектор), возненавидеть весь мир (обонятельный) или превратиться в заику и вруна (оральный вектор). Вариаций множество, и все они ведут к тому, что ребенок недополучит в своей жизни чего-то очень важного.

    Что же делать? Ведь всем нам так хочется, чтобы наши дети стали счастливыми. Поэтому для начала нужно понять, в чем заключается счастье конкретно для вашего малыша. Затем – хорошенько подумать, как сделать его счастливым. И, наконец, понять, что только счастливый человек по-настоящему успешен.

    Начать изучать своих детей можно по материалам статей «Системно о детях». Но конкретный «алгоритм действий» в отношении воспитания своего ребенка можно узнать на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    28 Коммент.

    1. Swetlana 08.07.2012 at 01:20 - Ответить

      Эта девочка, выйдя из под родительского давления, нашла себя, я знаю другую, которая продолжает оставаться послушной дочерью, хотя ей уже за сорок. Она была в процессе взросления очень похожа на Таню, но не нашла в себе сил оставить все, что делала под напором папы и чтобы не огорчать маму. Сегодня продолжает быть менеджером банка, но радости от работы нет, уйти тоже не может — не может подвести коллектив.

    2. Ирина 26.04.2012 at 22:55 - Ответить

      Я никогда не была отличницей скорее наоборот и что в итоге? Что-то приходилось догонять после школы,самой учиться дисциплине,пунктуальности.Никто не заставлял меня учить уроки,а просто спрашивали-ты сделала уроки-конечно говорила я зная,что никто проверять не будет,а на тройки в табеле -ответ такой-ну что же дворники тоже нужны.Я в 26 лет закончила техникум а в 35 лет только поступила в институт и это для меня был ТАКОЙ труд и такой напряг.Я смотрю двоечники никаких комментариев не писали и понятно почему.Отличники,скажите спасибо своим родителям,за этот бонус который вы имеете.

      • Ирина, ну не нужно же о крайностях :) Я не призываю родителей перестать воспитывать и развивать своих детей. Это нужно делать обязательно, но при этом не забывать о личности ребенка. И развивать его согласно его же способностям, интересам, талантам. Вы же согласитесь с тем, что все люди рождаются разными?

        Мама из моего примера не думала даже о том, что ее дочь может желать в своей жизни чего-то иного: она ее заваливала уроками, занятиями, танцами, думая, что так она обеспечит ей счастливое будущее. Но мама судила по себе и частично все это делала для себя. Ей было это намного проще, чем попробовать прислушаться к своему ребенку.

    3. Галина 22.04.2012 at 11:17 - Ответить

      Меня в детстве никогда не заставляли учиться, мне не было трудно этим заниматься. Но мама так расстраивалась, если вдруг «тройка». А я так любила маму, что огорчить ее было большим страданием. Нам бы знаний по СВП и были бы мы абсолютно счастливы!

    4. ольга чугурян 19.04.2012 at 12:49 - Ответить

      Детки, детки, как хочется для них всего самого лучшего, особенно в будущем. И вот результат, не самое счастливое детство. Хотя, такой вариант, конечно, не самый плохой. Но хотелось бы чтобы все детки и их родители находили общий язык и были счастливы. Спасибо за рассказ о Тане)

      • Да, Оля, надо бы рассказат еще и о плохом варианте :( Потому как такой для многих родителей может стать отговоркой: «Нуууу, я старалась, как могла». А если бы у такой мамы был звуковик, уретральник или обонятельник? Совсем другие результаты. И далеко не такие прекрасные. Я обязательно продолжу эту тему!

    5. Anna Tomenchyk 17.04.2012 at 16:36 - Ответить

      А книжка — это «Хроники Нарнии»?))
      «Синдром отличницы» — то, что изрядно портит жизнь. И грустно, когда родители пытаются детьми прожить вторую жизнь, заставляя или мотивируя их на то, о чем мечтали сами, даже если детям это не нужно.

      • Да, Аня, та самая книжка :) Любовь всего моего детства!

        Да, родители в своем стремлении прожить за детей их жизнь нигде не выигрывают: и детям плохо, потому что их подавляют, и родителям ни то ни се… То есть никто не выигрывает, а наоборот. А нужно-то — всего лишь быть чутким родителем… помогать ребенку жить его жизнью!

    6. Наталья Аверина 17.04.2012 at 00:53 - Ответить

      Дети полностью находятся во власти родителей. Печально, когда те, кто призван быть защитой и помощниками в развитии, пытаются реализовать лишь свои амбиции за счет собственных детей.

      • Бывают, конечно, не абмиции, а ошибочные представления о том, что является лучшим для ребенка. Но в любом случае страдает именно ребенок. Ему природа подарила способности, свойства, таланты… А они из-за таких ошибок не развиваются, в итоге человек несчастлив

    7. Елена Сенькевич 16.04.2012 at 20:49 - Ответить

      А я детей никогда учиться не заставляла. Моя ответственная дочь сразу после занятий в школе садилась за уроки, надо было отрывать, чтобы как-нибудь накормить. А потом во вторую смену на английский в другой класс шла, чтоб в день по два раза языком позаниматься. Но это уже звуковая история)

      • Елена, я вот тоже не буду заставлять. Но если ребенок захочет получать хорошие оценки лишь ради оценок и желания быть лучшим, постараюсь эту соревновательную тягу направить в более продуктивное русло.

    8. Наталия Баранова 16.04.2012 at 13:06 - Ответить

      «Только счастливый человек по-настоящему успешен» — как часто мы об этом забываем. Спасибо!

    9. Диана 15.04.2012 at 21:49 - Ответить

      Хороший вопрос — кому это нужно? Ребёнку — тогда заставлять нет необходимости, родителям — но быть счастливыми за чужой счёт не выйдет.
      Главная задача родителей — это создать малышу оптимальные условия для развития свойств его векторального набора, а для начала хорошо бы разобраться в его психологии )))
      Знания и умения это прекрасно и полезно, только для каждого есть свой стимул. Для одного — похвала и одобрение родителей, для другого — материальное или другое вознаграждение и так далее.

    10. Юрий 15.04.2012 at 20:22 - Ответить

      Статья хоть немного решает извечную проблему отцов и детей)
      А ключ всему — понимание. Надо просто стараться понять друг друга. Ведь кожные родители могут быть менее требовательны к детям и понять, что дети не обязаны сделать то, что в свое время не сумели они. А дети тоже, в свою очередь, должны стараться, чтобы порадовать родителей. Ведь дети имеют свойство лениться, если их не мотивировать и не поощрять, не рассказывать о том, что, чтобы добиться чего-то в жизни, надо работать.
      Главное — во всем иметь меру.

      • Юрий, это пока капля в море… Так, проблема в двух словах :) Многие хотят понимать своих детей. Многие даже думают, что понимают. А когда приходят на тренинги, поражаются: «Боже, что я творил с собственным ребенком?!» Увы, и я не исключение…

    11. Юрий Аленко 15.04.2012 at 18:00 - Ответить

      «понять, что только счастливый человек по-настоящему успешен» — для меня это самая замечательная фраза в статье.

      Вообще-то, понимать, от чего может быть счастлив твой ребенок, может, наверное, только любящее сердце. Вот у моей жены такой был подход: чтоб в жизни мог справляться с проблемами. И оказалось однажды, что определение Антона в гребной клуб – ее идея прямо-таки резонансная. Он, оказавшись на байдарке (а было сыну в то время лет десять), сразу на ней пошел — я просто стоял открыв рот.

      И нравилось это занятие по крайней мере до тех пор, пока не увлекся своей химией. А то уже, когда учился в 8 классе. Но надо было ездить на греблю. И вот Антон вместо этого, стал кататься в метро и читать учебники высшей школы по химии.

      Сейчас он в Америке, куда определился самостоятельно, после успешного окончания университета. Что повлияло на то, что в жизни Антон, как говорят, с царем в голове?

      Может быть, и то, что в семье о нем никогда не забывали, и сын был не то чтобы главным, но без него просто ничего не было. Бабушка, дедушка никогда Антоном не забывались, и ни разу, никогда он не выказал им даже капли пренебрежения. То же и в отношениях со мной и с Татьяной. При всем том у сына твердый характер. Они никогда не позволяет собой помыкать. Но и никогда не становится источником скандала. Антон в любой сваре — миротворец.

      Аня! Ваша статья системна, и написали Вы ее хорошо. Но меня не оставляет чувство, что не все укладывается в производимые нами формулы. Жизнь сложнее.

      А вот приглашение на тренинги Юрия Бурлана — по системно-векторной психологии — очень важная часть любой из наших статей. На тренингах можно проникнуться и почувствовать такое, что словами нам пока описать не вполне удается. Хотя я рад, что у Вас так хорошо получается представлять молодую психологию Юрия Бурлана. Это удается, наверное, только хорошим людям, а Вы Анечка – хороший человек.

      Родительские заблуждения – особая статья. Но в чем главное? В гордыне, наверное. В неспособности терпеть рядом со своим мнением мнение другое?

      В чужом глазу… Это я про себя. Не думаю, что всегда проявляю терпимость в беседах. Тем не менее, будучи и с анальным, и с кожным вектором, я сына никогда не бил. Кроме одного раза. Дело было на даче у родителей, то есть, Антона бабушки и дедушки. Там у отца лежал топор, и я обратил внимание, что мой пятилетний сын прилаживается. Тогда я ему рассказал историю, от чего у его дяди Миши нет одного пальчика. Отчего? Он отрубил его себе топором. По неосторожности. И для убедительности я взял и ударил ладонью Антону по внешней стороне ладони: «Видишь? Чувствуешь, как больно? Так вот больно от отрубленного пальца гораздо сильнее! Не будешь топор брать?»

      Но вот по попке бить? Или руки выкручивать? Такого не было никогда. Вообще-то, в семействе у нас телесные наказания представлялись неким абсурдом. Исповедовала их только моя жена. Но я этому всегда старался противопоставить силу. Ах, ты выкручиваешь руку сыну? – а я в ответ – тебе выкручу, да еще больней! – ничего личного!

      Воспитание в кружках в разные времена, наверное, разное. Я пацаном был в конце пятидесятых, начале шестидесятых. И музыкальный кружок в клубе как вариант музыкальной школы – это вот моя жизнь тогда. А в музыкалку поступить было и не просто, в клуб же – запросто. Между тем, важно было и то, что наш педагог, Равиль Алексеевич, был на своем месте и учительствовал замечательно. Растил музыкантов, но без нажима. Мы все у него росли, как во дворе трава. Но тот, кто талантлив и трудолюбив становился большим музыкантом, а без труда у любого не получалось ничего.

      Что скажете по поводу лени у представителей векторов, Анечка?

      • Спасибо, Юрий, за такие интересные и показательные примеры из вашей жизни. Антоше повезло: и что не били его, и что так хорошо у него сложилось с греблей и химией. Очень здорово, что он нашел себя!

        А лень… помнится, Юрий рассказывал, что дети все ленивы. И что если их не подстегивать к развитию, не развивать системно, толку из них может и не выйти. Так что каждому (кроме уретры) нужен особенный пинок — и от родителей, и от учителей :)

    12. Лариса 15.04.2012 at 15:47 - Ответить

      Действительно, важно понять, что может дать ребенку счастье, наслаждение, в каких областях он может стать успешным — это диктует векторальный набор, подаренный ему при рождении природой. Описанный сценарий: «Пусть изучает все подряд, вырастет — разберется, что ему ближе, а знания все равно уже хоть какие-то будут» — суть подавление природного развития. Ну, действительно, какой смысл корпеть над учебником, если тема усвоена еще на уроке? Или зачем крепыша с косолапенькими ножками заставлять бежать 100-метровку — он никогда ни при какой погоде не станет ни спортсменом, ни его будущая работа не будет связана с бегом? Именно эти дети с анальным вектором и умирают на уроках физкультуры. Но чиновники в министерствах доказывают: физкультура должна быть едва ли не главным предметом в школе. Вроде, не идиоты эти чиновники, но детское счастье и у них, и у родителей которые, кстати, часто ориентируются на рекомендации чиновников и школьных психологов) какое-то однобокое — стометровку пробежать.
      Не согласна, что анальный вектор в чистом виде встречается редко. Хотя в современном мире больше людей, являющихся носителями двух и более векторов, есть и «чистые» одновекторные индивиды.
      А в целом, замечательная статья. Спасибо, Анна!

      • Спасибо, Лариса. Вот у меня ощущение, что чиновники — в основном, идиоты :( ( И система школьного образования требует такииих реформ, что даже страшно представить, как это все реализовывать.

    13. Наталья Баскакова 15.04.2012 at 16:02 - Ответить

      я сама была отличницей где-то класса до шестого,
      нет меня никто не заставлял, даже наоборот, моим до меня было как до лампочки,
      мне просто повезло, можно сказать, с векторальным набором
      училась легко, даже слишком,
      а вот детей своих я даже не пыталась сделать отличниками,
      на собственном опыте знала, что это в принципе, ничего не дает
      у каждого свой путь к реализации,
      и набивать голову зачастую не нужной информацией…
      зачем?

      • Здорово, Наталья, вам действительно повезло! А я вот зубрила… зубрила… и еще раз зубрила. И понимаю теперь, что тому зубру нынче грош цена :) От школьных истин остались лишь смутные воспоминания… а сколько времени ушло!

    14. Испорченное детство мне знакомо.То что внушается как ценность, потом оказывается никому не нужно,а беззаботного детства уже не вернуть!
      А еще плюс, когда у самой этот анальный вектор, и никак нельзя опозориться. И вот идешь в школу,а в голове только мысли: «А ко всем предметам я готова?»

      • О да, Елена, как я вас понимаю! Чтобы не опозориться вот так вот, я вставала за час до выхода в школу и повторяла то, что выучила накануне. Это был кошмар! Сейчас вспоминаю и думаю: «Ну и к чему такие жертвы и нервы?…»

    Комментировать

    Нажмите, чтобы отменить ответ.