Научить читать в четыре года. Как и зачем?

Научить читать в четыре года. Как и зачем?

Чтение — вот лучшее учение!
А.С.Пушкин

Возможно ли научить ребенка читать в четыре года? И нужно ли? У кого-то читают раньше, у кого-то позднее. У нас со старшим сыном получилось в четыре с небольшим. Так вышло, он сам захотел…

Двое сыновей-погодок, засыпающих под мое размеренное чтение в тихий час… Что может быть прекраснее этого идеального материнства? Я могла остаться с книгой в руках, когда дети засыпали, или присоединиться к сыновьям и восполнить час-другой своего недостающего сна или просто собраться с мыслями в тишине.

Но в три с половиной года старший сын начал отказываться от дневного сна. Сошлись на том, что тихий час отменять не будем, а будем слушать книгу. Сколько получится. Иногда получалось 20-30 минут, иногда он проваливался в сон. Но все чаще у сына появлялись попытки отвлечь мое внимание.

К слову, у нас давно сложился ритуал чтения перед сном: сначала дети слушали что-нибудь из детской литературы в пижамах на коленях у мамы, потом, когда все расселялись по кроватям, я могла уже почитать то, что интересно мне. Дети привыкли засыпать под биографии ученых, писателей, русскую, французскую или немецкую классику. И старший не возражал, особенно если бонусом я ложилась вместе с ним. Но продолжал тестировать и нащупывать слабые места, как можно привлечь мое внимание. И смог найти: «Мама, а какая это буква?» — все чаще слышался вопрос. И каждый раз мое сердце замирало, а в душе все ликовало. Сам спросил! Сам! Я коротко отвечала на вопрос и возвращалась к чтению.

картинка Научить читать в четыре года. Как и зачем?

Почему коротко? Потому что намеренно создавала нехватку внимания. Об этом неоднократно говорится на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Учить читать только увлекая, только создавая нехватку интереса. Ни подкупом, ни угрозами, ни шантажом или обидами, а только подлинным увлечением, чтобы ребенок ощутил вкус счастья, радости и настоящей эмоции от печатного слова.

Так, буква за буквой, мы повторили весь алфавит, который сын уже знал с двух лет, но никак не хотел складывать буквы в слоги и слова. Все чаще слышалось: «А давай прочитаем это слово? А почему здесь три точки? А что это за крючок с точкой?» Мы вместе изучали текст. Маленький пальчик изгладил сотни страниц. Сын стал выбирать более длинные слова, потому что знал, что мама будет дольше увлечена сыном, будет терпеливо ждать, когда получится сложить буквы в слово. А потом награда — беззвучный поцелуй, объятие или ласковое «умница» шепотом.
Шепотом, потому что младший брат спит… Шепотом, потому что так интереснее, загадочнее и увлекательнее.

Сын уже давно перестал засыпать в тихий час, а привычка читать с мамой осталась. Бывают дни, когда он предпочитает просто рассматривать свою книгу, лежа рядом со мной, и ни разу не взглянет в мою сторону, не попросит помощи. В такие моменты возникает сильное желание сказать: «Ну, давай почитаем. Вчера же так здорово получалось». Но я останавливаюсь, напоминая себе, что только увлекая, вызывая искренний интерес, можно привить любовь к книге.

А чем раньше ребенок почувствует наслаждение от печатного слова, тем лучше. Чем раньше он будет наполняться смыслами слов великих классиков, тем более устойчивым он будет к тлетворныму окружению, если таковое имеется.

Автор Анна Рафикова (Инстаграм @readingkidshouse)
Редактор Марина Алексеева
Корректор Татьяна Орлова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Комментировать