Межличностные отношения: психология на все случаи жизни

Межличностные отношения: психология на все случаи жизни

Ни вы, ни я не живем в лесу (а как иногда хочется!). Каждый день нам надо общаться с родными, друзьями, знакомыми, коллегами, начальством. С незнакомыми людьми, предоставляющими нужные нам услуги, клиентами и пациентами – и так далее. Нюансы межличностных отношений с некоторыми из них нас вдохновляют, но чаще все же выматывают.

Как оставаться собой, не скатываясь в человеконенавистнические мысли? Как жить рядом с людьми, если они совсем на вас не похожи? Как перестать страдать от их выходок, обид, непонимания?

Изучать межличностные отношения. Точнее, психологию. И использовать эти знания в ежедневной жизни, ограждая себя от стрессов, обид и даже конфликтов.

Виды межличностных отношений: проблемы в паре

В зависимости от того, с кем мы находимся рядом, наше общение выглядит по-разному. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает возможность понимать друг друга без длительного штудирования сотен томов по психологической литературе.

Взаимодействовать с близкими людьми нам приходится чаще всего, и так хочется, чтобы в отношениях с ними отсутствовали конфликты и размолвки. Понимать психологию межличностных отношений в паре – значит уметь сглаживать острые углы, нейтрализовать вспышки злости или раздражения, предупреждать появление обид – ваших или на вас. Это значит видеть истинные причины поступков дорогого вам человека, а не выдумывать свои «версии», приписываемые другим. Это значит стараться улучшить (и знать, как это сделать) ваши отношения.

Межличностные отношения: психология на все случаи жизни

Возьмем для примера простую, но весьма распространенную ситуацию.

Дано: жена, терроризирующая мужа тем, что он мало зарабатывает; муж, который не может бросить свой завод, на котором проработал триста лет, и идти «спекулировать» ширпотребом на рынок.

Решение задачи при помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана: диагностика межличностных отношений как отношения между кожной женой и анальным мужем, упрямо не понимающих друг друга.

Рекомендации жене: понять, что муж при всем своем желании не сможет с прибылью и удовольствием торговать на рынке (потому что он – другой, с анальным вектором, и его природная задача – не охота за золотым тельцом, а спокойная размеренная жизнь в тылу родного завода, где он может реализовать свои умения). Перестать его пилить и доводить до инфаркта.

Рекомендации мужу: понять, что его непоседливая женушка – не алчная особа, которую волнуют только деньги (впрочем, они ее действительно волнуют), а женщина с кожным вектором, которая никогда не сможет стать такой же усидчивой, скрупулезной и основательной, как он. И торговля – как раз ее стихия.

Все это, конечно, лишь некоторые штрихи и особенности межличностных отношений внутри семьи, тогда как весь объем открывается на тренингах, а также после – в результате осмысления и отработки знаний на практике.

Межличностные отношения подростков

Изучаются в системно-векторной психологии и другие виды межличностных отношений: в коллективе, между поколениями, отношения детей с родителями и друг с другом. Точнее, рассматриваются все уровни взаимодействия людей на базе характеристики векторов – их свойства и проявления от самого рождения до взрослого возраста, сценарии развития и поведения с людьми с таким же или отличным векторным набором. В результате вырисовывается четкая картинка о том, как, например, могут себя вести разные дети в своем детском коллективе, как им помогать адаптироваться к садику, школе, взрослому обществу – и так далее.

Межличностные отношения: психология на все случаи жизни

Рассмотрим типичную картину межличностных отношений подростков.

Дано: есть группа подростков, объединенная некими общими интересами (или объединенная в виде обычного класса); и есть подросток, которого не сговариваясь все высмеивают, травят, всячески над ним издеваются и не принимают в свою «стаю» – якобы за то, что он слишком женоподобный, чувственный, не способный обидеть и мухи.

Решение: ответственность за такие ситуации лежит на взрослых, так как дети действуют архетипично, проявляя звериные повадки. Психология детских отношений в коллективе – отдельная наука, которую обязательно нужно усвоить всем родителям и педагогам, особенно если есть такие неразрешимые, на первый взгляд, проблемы.

Почему дети травят этого ребенка? Присмотритесь: возможно, перед вами особенный кожно-зрительный мальчик. С древних времен он был гоним, ему не давали шанса выжить, он и сегодня не имеет своей видовой роли, а дети это чувствуют. Преследуют его, как это делали их предки, обижают и не принимают в свою детскую стаю.

Что с этим делать? Бесполезно наказывать детей, стыдить или на всю школу устраивать разбор полетов – их межличностные отношения в коллективе лучше не станут, а вот белой вороне после наказания обидчиков может быть только хуже. Развитием кожно-зрительного мальчика должны заниматься родители – и развивать его так, чтобы его «странности» остальными детьми прощались за какие-то особенные навыки, вызывающие доверие. Например, за умение играть и петь под гитару (но не слезливые баллады, а популярные в подростковой группе песни).

Стенка на стенку: межличностные отношения в группе

Психология межличностных отношений в коллективе в каком-то смысле проще, а в каком-то и сложнее. С одной стороны, обладая системным знанием, становится легче понимать настоящие причины тех или иных поступков ваших коллег и начальства. С другой, здесь вы уже не можете повлиять на их внутреннее состояние, что реально сделать в отношении еще не выросших собственных детей. Единственное, что вам доступно – научиться общаться с конкретным человеком на его языке, что очень облегчает общение, делает его и вашу работу эффективнее.

Обратимся к очередному примеру.

Дано: две сотрудницы, которые отчего-то не могут найти общий язык. Одна из них – высокоинтеллектуальный сноб, в жизни ее интересуют только художественные выставки и кино в стиле арт-хаус. Вторая – простая эмоциональная девочка, которая громко выражает восторги по поводу того или иного платья в новом женском журнале. Им не о чем друг с другом говорить, и их взаимная неприязнь растет с каждым днем.

Межличностные отношения: психология на все случаи жизни

Как мы помним из психологии межличностных отношений, это нарастающее напряжение можно снять, изменив свое отношение к другому человеку – не судить его через себя, а попробовать говорить с ним на его языке.

Решение: обе девушки – обладательницы зрительного вектора. Только у той, что страдает снобизмом, он более развит на уровне интеллекта, а у второй «застрял» на страницах женского журнала. Они не понимают друг друга, хотя есть для этого все предпосылки; межличностные отношения в группе накаляются, неприязнь растет. Осознав свой снобизм и причины неприязни, девушка, интересующаяся выставками, может легко «спуститься» к уровню эмоциональной особы с широко распахнутыми глазами – и у них есть все шансы начать общаться без малейшего напряжения, со смехом вспоминая свои прежние отношения.

  • Подробнее о разных состояниях зрительного вектора читайте здесь

Это лишь несколько простых примеров психологии общения и межличностных отношений в разных группах людей – в семье, детской среде, коллективе. И везде для успешной коммуникации действуют одни и те же правила: понимая бессознательные мотивы и схемы взаимодействия между людьми с разными векторами, понимая законы природной иерархии в обществе, вступать в любые отношения с другими людьми становится легко и просто.

Любовь двоих, будничные межличностные отношения, психология малых групп и огромных обществ – везде можно применить знания, полученные на тренинге Юрия Бурлана.

  • Все еще сомневаетесь? Тогда читайте мой блог: каждую неделю я разбираю самые разные ситуации, с которыми все мы сталкиваемся в ежедневной жизни, с точки зрения системного психоанализа. Читайте и убеждайтесь в действенности методики, узнавая в этих ситуациях себя и своих знакомых.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

6 Коммент.

  1. Swetlana 26.12.2012 at 22:24 - Ответить

    Тема межличностных отношений — огромный и неподъемный пласт психологии. Однако на основе знания о поведении людей, через свойства их векторов, все выглядит просто и доступно.

    • Абсолютно согласна. Раньше мне это казалось просто океаном вопросов и непонятных вещей. И системно-векторная психология пусть и не дает знания за два занятия — это нереально! — все же очень быстро дает понимание очень и очень многих вещей.

  2. Светлана Наумова, actstudio 26.12.2012 at 02:04 - Ответить

    зрительный вектор может быть самый истеричный и эгоистичный, и самый жертвенный и заботливый… системная деревенька — идея! :) )

  3. Лариса 25.12.2012 at 20:40 - Ответить

    по-хорошему завидую тем, у кого отношения только возникают и не отравлены прежними ссорами. У них есть возможность выстроить отношения наилучшим образом, потому что есть возможность, наконец, понять, как построить отношения с окружающими, почему советы традиционной психологии межличностных отношений не дают нужного эффекта

    • А ведь и правда — у них еще все впереди. И свою половинку могут выбирать «по уму», и детей правильно воспитывать. Системно-векторная психология — знание будущего, не иначе

Комментировать

Нажмите, чтобы отменить ответ.