Методы воспитания счастливых детей: кнуты, пряники или пирожные?

Методы воспитания счастливых детей: кнуты, пряники или пирожные?

Нашим мамам и бабушкам в каком-то смысле было легче, чем нам: они не вникали в такое понятие, как методы воспитания, и просто свято верили во все, что им говорили медики и педагоги. Туго пеленать ― значит туго пеленать. Мальчика одевать в синее, а девочку в розовое? Без вопросов. Кормить ребенка по часам, допаивать водой, отлучать от груди в 3 месяца. Учить честности и коллективизму, а ябед и эгоистов презирать.

Мы же живем в относительной свободе: сами выбираем врачей, на свой вкус подбираем педагогов, придерживаемся своих методов воспитания… Правда, прежде чем чего-то придерживаться, нужно хоть что-то об этом знать. А где брать информацию? В книгах по педагогике, написанных зубодробительными формулировками несколько десятилетий назад? Или изобретать свои методы?

Однако мы не психологи и не педагоги, чтобы этим заниматься. А методы, которые работали в отношении нас (да и работали ли? большой вопрос), никак не подходят нашим детям: они рождаются совсем другими, в совсем другом времени. И воспитывать их, используя стереотипы воспитания, не только неэффективно, но и опасно.

Поэтому у нас есть один-единственный выход: брать классические методы воспитания в педагогике и рассматривать их с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана ― новейшей прикладной науки о человеке.

Что такое метод воспитания

Какая у нас цель, когда мы воспитываем ребенка? В идеале мы хотим развить заложенные в нем от природы качества, чтобы ребенок стал цельной гармоничной личностью, счастливой и психически здоровой. Так вот, способы и средства достижения этой цели ― те самые методы воспитания.

Методы воспитания в педагогике

То есть используя тот или иной метод, мы преследуем конкретную цель. Например, хотим, чтобы ребенок стал усидчив ― используем один метод. Хотим, чтобы он умел добиваться поставленных целей ― другой. И так далее.

Чтобы воспитательный процесс был успешным, нам нужно все методы использовать в комплексе, в совокупности. Но для каждого психотипа ребенка, для каждого векторного набор выбирать свой такой комплекс.

За время существования советской педагогики появилась тьма классификаций методов воспитания (или систем). Это и группа методов прямого педагогического влияния, и группа методов косвенного педагогического влияния. Методы воспитания по характеру воздействия, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные и прочие методы.

Но я обещала не уходить в наукообразные дебри, поэтому за основу возьму классификацию профессора М.И. Рожкова, который уверен, что педагогика должна обеспечивать ребенку прежде всего развитие, а также совершенствование всех его способностей. Среди методов воспитания он выделяет: убеждение, стимулирование (поощрение и наказание), требование, пример как коррекция поведения.

Эта классификация импонирует мне еще и потому, что профессор уверен: правильно применяемые методы и приемы воспитания вызывают у ребенка действие, направленное на самовоспитание, саморазвитие. Что становится признаком развития ребенка в нужном направлении.

Рассмотрим каждый метод подробнее с точки зрения системно-векторной психологии.

Убеждение

Что такое убеждение? Доказательство некой позиции, понятия, а то и вовсе оценка происходящего. Мощный инструмент, который в умелых руках сослужит добрую службу, а вот при неумелом использовании может нанести ребенку вред.

Методы семейного воспитания

Пример. Убеждая малыша с кожным вектором в том, что обманывать, брать чужое, хитрить и изворачиваться ― это плохо, вы не совершаете никакой пользы для его развития. Потому что с этими проблемами нужно бороться не убеждением, а другими способами: развивать кожный вектор малыша при помощи методов физического воспитания (подбирать подходящие для кожников занятия спортом), вводить в его обучение элемент соревнования, прививать чувство здоровой зависти и конкуренции ― в общем, учитывать особенности кожного вектора. Убеждением ребенка в том, что он поступает крайне плохо, вы ничего не добьетесь: это не малыш с анальным вектором, которому сразу станет стыдно, и он больше ни за что вас не обманет.

Понимая, как и в чем убеждать вашего ребенка, вы можете проявлять фантазию: зрительнику рассказывать красивые истории и легенды, анальнику предоставлять подробнейшую «доказательную базу», попутно развивая его аналитическое мышление, а кожнику ― только факты и аргументы, чтобы малыш использовал логику и усваивал информацию без проблем.

Стимулирование

При помощи стимулирования у ребенка рождаются мотивы что-то делать или чего-то не делать. Это очень важная часть воспитательного процесса, те самые кнуты и пряники, которые продолжают работать всю жизнь, заставляя человечество оторваться от дивана и привычной сферы деятельности и двигаться вперед.

Стимулирование ― это целая система методов воспитания, которая делится на поощрение («пряник») и наказание («кнут»).

Скорее всего, любящие родители поморщили нос при прочтении слова «наказание». Да, наказывать детей нравится далеко не всем, а некоторые мамы и папы и вовсе считают, что гармоничный человек может вырасти только в обстановке безграничной любви. Увы, человек ― существо ленивое, и ребенок ― не исключение. И если родители не будут грамотно (!) выталкивать детей из зоны комфорта, они просто не будут развиваться. Мы развиваемся только преодолевая себя. Так что методы семейного воспитания не могут обойтись без адекватного наказания.

Используя поощрение и наказание, особенно важно глубоко разбираться в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Почему? Судите сами: если вы провинившегося кожника будете наказывать ремнем (или шлепками), вы не только раните хрупкую детскую психику, но зафиксируете в подсознании малыша деструктивный жизненный сценарий, в результате которого ребенок вырастет вором или мазохистом. Неадекватно наказывая ребенка с анальным вектором, вы рискуете встретиться с упрямством и закрепить в душе ребенка глубокие обиды.

Методы обучения и воспитания

А как же тогда наказывать их адекватно? Кожника ― временными и пространственными ограничениями (поставить в угол, ограничить время просмотра мультфильмов или игр на компьютере и т.д.), а анальника ― того лучше не наказывать, а вести с ним разъяснительные беседы, ведь это в потенциале золотой ребенок, который никогда не ослушается маму.

Поощрение тоже нужно использовать, понимая психические особенности того или иного вектора: мальчика с кожным вектором полезно стимулировать материальными ценностями, тогда как для анальника нет ничего ценнее, чем похвала. При этом важно учитывать, что девочку с кожным вектором материальным лучше не поощрять, а малыша с анальным вектором если и хвалить, то только за дело.

Все это означает, что и наказание, и поощрение будут сильно зависеть от самого ребенка и ситуации, причин и обстоятельств.

Не понимаете, как грамотно подобрать методы и формы воспитания для своего ребенка? Тогда добро пожаловать на тренинг по системно-векторной психологии: именно там можно получить исчерпывающую информацию о всех векторах.

Требование

Требование может быть прямым и косвенным. Чаще всего ― решительным, точным, конкретным. Но самое важное ― учитывающим потребности ребенка и знания о способах его правильного развития, а не ваши личные представления о его благе.

Так, ребенок с анальным вектором ― это в потенциале человек, который может досконально разбираться в сложных вещах, требующих запоминания большого количества информации. Однако сам собой он таким не станет. Если вы будете регулярно требовать от такого ребенка тщательного выполнения различных развивающих заданий, то положите начало его успешному развитию.

Система методов воспитания

С другой стороны, от уретрального ребенка требовать что-то будет очень затруднительно ― к нему подобные методы обучения и воспитания неприменимы. Общение «сверху вниз» он не приемлет, и успешно взаимодействовать с таким ребенком получится только тогда, когда вы будете разговаривать с ним «снизу вверх», признавая его высокий природный ранг независимо от возраста. То есть говорит о том, что здесь сработает требование, не приходится ― в лучшем случае просьба.

Пример

Пример как воспитывающая ситуация позволяет ребенку понять, как нужно решать какую-то проблему. И лучше всего этот метод подходит для детей с анальным вектором, которым пример любящего родителя во многом служит образцом для поведения. Эти дети охотно следуют за авторитетами, в отличие от уретральных, которые авторитетов не признают, так как ощущают себя самих вершиной иерархии, в потенциале это так и есть. Кожнику же скучно будет все время следовать какому-то примеру ― ему нужно создавать собственные варианты выхода из ситуации, в результате чего будет развиваться его мышление.

Выводы

Это не все методы воспитания детей. Изучая системно-векторную психологию Юрия Бурлана, родители делают для себя важные выводы: для каждого ребенка существуют свои методики, более и менее значимые в воспитательном процессе. Так, метод соревнования для кожника будет так же важен, как для анальника ― метод примера или совета, тогда как для зрительника окажется очень важным метод воспитывающих ситуаций на тему сочувствия, проявления доброты и сострадания.

Приступая к воспитанию ребенка, не стоит забывать и про средства и методы физического воспитания, которые очень важны для детей с определенными векторами. Так, кожника важно направить в соревновательные виды спорта, уретральника ― командные, а анальнику нужно с детства формировать привычку заниматься некоторыми физическими упражнениями (плаванье, велоспорт), чтобы эта привычка ради его же блага сохранилась и в будущем. Девочек с кожно-зрительной связкой можно отдавать на танцы и в балет, а детям со звуковым вектором подойдут нетрадиционные направления вроде контактной импровизации.

При всем при этом родителям стоит помнить вот о чем: все эти методы ― не основное, это инструмент, который облегчит вам построение собственной воспитательной методики. Но сама методика должна в первую очередь опираться на знания системно-векторной психологии: если эти знания будут глубокими и уверенными, вы с легкостью разберетесь в дебрях педагогической методологии.

Регистрируйтесь на бесплатный тренинг, для которого вам нужен только выход в сеть и свободные несколько часов в вечернее время. А также не забывайте оформлять подписку на лучшие статьи по системно-векторной психологии: она оперативно доставит их прямо вам на почту.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

4 Коммент.

  1. Рада 06.04.2015 at 09:10 - Ответить

    Очень хочу на тренинг, но в это время буду в отъезде. Можно ли он лайн участвовать?

  2. Альмира 21.12.2014 at 21:17 - Ответить

    Как попасть на тренинг? Я из Казахстана.

  3. Ольга 26.04.2014 at 22:50 - Ответить

    Правда. что надо просто любить своих детей и стараться воспитывать убеждениями, уметь договариваться с ребенком. Стараться понять, почему он поступил так, а не иначе.

  4. Дмитрий 31.01.2014 at 19:28 - Ответить

    Для моей кожной дочки эффективным оказалось взыванием к совести и ответственности. Никакие угрозы на нее не оказывали воздействия.

Комментировать

Нажмите, чтобы отменить ответ.