Как влияют на ребенка неадекватные запреты матери?

Как влияют на ребенка неадекватные запреты матери?

Часто можно встретить мам, которые постоянно все запрещают ребенку. “Чтобы не избаловать и чтоб вырос нормальным человеком”, — так они рационально объясняют свои запреты.

Вот такая мама идет гулять со своим сыном, и что бы он ни делал, она непроизвольно говорит “нет” и “нельзя” в разных формах. Ребенок захотел покататься с горки — “не лезь туда, штаны порвешь”. Он спросил разрешение погулять с товарищем в соседнем дворе — “нельзя, со двора никуда!”. Ребенок попросил купить ему мороженое — “нет, оно холодное!”.

И так во всем. Чего бы он ни попросил и ни попытался сделать самостоятельно, мама все ему запрещает, не давая никакой альтернативы, не говорит, что ребенку можно. Часто она и сама не понимает, почему ей так трудно сказать “да”, даже когда это уместно. Постоянные запреты имеют свои последствия.

Почему возникает желание все запрещать?

Как объясняется в системно-векторной психологии, тяга к тому, чтобы все запрещать может возникнуть далеко не у всех, а только у обладателей кожного вектора.

Это единственные люди, которые способны себя ограничивать, дисциплинировать и испытывать от этого наслаждение. Их желание направлено на экономию времени и ресурсов. Благодаря этим устремлениям, такие люди изобрели каменный топор, построили мост через реку, а в современном мире являются создателями новых технологий, способствующих максимальному удобству и комфорту жизни человека.

Желание кожного вектора требует реализации на благо общества в подходящих профессиях. Когда такой реализации нет или кожный вектор у человека недостаточно развит, он экономит не для других, а для себя. И проявляет эту экономию неадекватными запретами и ограничениями по отношению к близким людям, в том числе и к детям.

Когда мама с кожным вектором находится в таком состоянии, она зорко следит за своим ребенком и запрещает ему буквально все. Что бы он ни пытался сделать, чему бы ни хотел научиться, на все она говорит “нет” и “нельзя”, сознательно думая, что воспитывает его правильно. Но нами всегда движет бессознательное, и порой мы сами не знаем, что действуем исходя из скрытых от нас самих желаний.

Слово “нет” — это стресс

Когда ребенок растет, он активно развивается. Он пробует реализовать свои внутренние желания и природные свойства. Это очень важный процесс. Так он учится достигать желаемого посредством своих усилий.

Как влияют на ребенка неадекватные запреты матери фото

В том случае, если ребенку на любое его желание говорят “нет” и “нельзя”, у него возникает вопрос: «Зачем что-либо делать и что-то хотеть, если ничего нельзя, а за нарушение запрета накажут»? И он растет, пассивно принимая запрет на достижение желаемого, привыкает к тому, что все равно не получит того, что хочется. Желание никуда не уходит, оно остается , но человек не способен его удовлетворить, потому что в его голове закрепилась установка, что ничего нельзя делать. Постепенно человек перестает ощущать свои желания. Чувствует, что ему вообще нельзя жить.

Само слово “нет” вызывает стресс даже у взрослых людей, потому что природа человека — это желание получить удовольствие, а “нет” и “нельзя”, по сути, это запрет на получение этого удовольствия. А когда перед нами ребенок, чья психика еще не сформирована, постоянное злоупотребление словом “нет” препятствует его развитию.

Какой ущерб слово “нет” причиняет детям, в зависимости от их векторов?

Человек с анальным вектором может стать первоклассным специалистом, который во всех деталях знает ту область, которой он занимается. Он может быть преподавателем, тренером, наставником или мастером на все руки. Но для того, чтобы состояться в обществе, ему, как и обладателям других векторов, необходимо правильное развитие свойств в детстве.

Обладателям анального вектора крайне важна поддержка родителей, а адекватная похвала и одобрение являются ориентирами и стимулами к действию. В том случае, если вместо этого ему все запрещают и постоянно твердят “нет”, он теряет уверенность в себе и своих силах. Пропадает всякое желание действовать.

Ребенок со зрительным вектором эмоциональный и чувственный от природы. Он рождается со страхом смерти. При благоприятном развитии свойств зрительного вектора страх трансформируется в сострадание к другим людям. Такой человек может стать прекрасным актером, звездой эстрады, психологом, врачом. Развитый зрительный человек несет в мир культуру, добро и гуманистическое воспитание.

Постоянное “нет” в ответ на выражение эмоций, слез — блокирует его развитие. И тогда он может навсегда остаться в страхах, которые будут принимать самые различные формы. Он будет бояться выражать себя и свои чувства, потому что за этим следует наказание. Запрещая ребенку плакать, выражать свои чувства в детстве, родители искажают его жизненный сценарий. У него могут быть проблемы в отношениях с людьми.

Как влияют на ребенка запреты матери фото

Человек, обладающий кожным вектором, может стать инженером и изобретателем, лидером, способным организовывать других людей или законотворцем. Правильное развитие кожного вектора происходит, если ребенка приучить к дисциплине и адекватно ограничивать во времени и пространстве. Постоянные запреты и неадекватные ограничения приведут к тому, что он просто перестанет их воспринимать.

Он уже не сможет научиться самодисциплине, а значит, и не научится дисциплинировать других людей. Не станет он и инженером, если возникли проблемы в развитии из-за постоянных ограничений. Его устремления будут направлены лишь на себя, и он уже не сможет изобретать что-то на благо общества.

Ребенок со звуковым вектором обладает очень чувствительным слухом и может стать хорошим музыкантом. А поскольку его устремления лежат вне материальной плоскости и направлены на познание смысла всего происходящего, он может быть гением, меняющим этот мир, великим ученым, делающим прорывы и новые открытия.

И вот такой ребенок захотел пойти в музыкальную школу, а в ответ звучит “нет” без объяснения причин. А от постоянных криков “нет” и “нельзя” на любые действия он начнет все больше уходить в себя, что приведет к депрессиям и ощущению бессмысленности жизни. И тогда ему уже не стать ни великим ученым, ни гением.

Так в результате неадекватных ограничений и запретов ребенок растет без возможности быть счастливым и приносить пользу обществу через реализацию своих врожденных талантов и способностей.

Как преодолеть постоянное желание ограничивать ребенка?

Без сомнений, в неадекватных запретах нет ничего хорошего, и для нормального развития ребенка они приносят только вред. Конечно, при воспитании детей необходимо ограничивать, так как их психика еще не сформирована и они не знают, что для них хорошо, а что плохо. Но это нужно делать мягко, не используя без необходимости слова “нет” и «нельзя», и при любом запрете объяснять, почему нельзя. Нужно всегда давать альтернативу, что можно, тогда для неокрепшей психики ребенка не будет никакого вреда.

На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» раскрываются невидимые глазу глубинные причины действий любого человека. Скрытые стремления, в том числе и желание все запрещать, перестает управлять человеком, и он может вести себя с ребенком по-новому. А понимание психики ребенка, которое складывается благодаря системным знаниям, помогает воспитать его самым благоприятным для развития образом.


«…Мое отношение к сыну изменилось… Раньше я боялась отказать ему… Угодничала перед ним. Даже если мне не хотелось что-то делать по его просьбе. Или, наоборот, хотелось сделать ему замечание, но не могла. А теперь я спокойно могу сказать — нет. Прямо сказать, что мне не нравится. И он тоже меняется. К нему приходят светлые мысли…»

Татьяна О., Краснодар

Записаться на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» можно по этой ссылке.

Автор Александр Чернов

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

4 комментария

  1. Елена 03.01.2018 at 12:46 - Ответить

    Саша, молодец! Отличная статья получилась! Теперь бы научиться держать баланс между НЕТ и ДА в воспитании детей 🙂

  2. Оксана Васильева 03.01.2018 at 06:17 - Ответить

    Какое-то одно несчастное словечко — НЕТ — и сколько поломанных судеб, тоскливых, серых сценариев жизни…хочется раздать всем только что родившим мамочкам эту статью до того, как впервые принесут ребенка на кормление… спасибо автору, очень много ценных концептов.

  3. Вика 03.01.2018 at 00:06 - Ответить

    иногда кажется, что родители просто расстреливают ребенка своими «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ»
    Сразу вспоминаются слова Малыша из Карлсона — «А что вообще можно?»

  4. Виктория Владимировна 02.01.2018 at 23:58 - Ответить

    Да, всё верно описано. Помню обречённые глаза шестилетнего мальчишки, когда на любые его слова папа строчил ему: НЕТ!

Комментировать