Гиперактивность у детей

Гиперактивность у детей

Ребенок слишком активен: что это — норма или патология?

Сегодня часто возникают ошибки в постановке диагноза «гиперактивность». У детей, однако, возбужденное эмоциональное состояние и энергичность ― совсем необязательно признак гиперактивности. Эта проблема вызывает споры и у врачей, и у родителей, которым приходится лечить последствия, но никак не причину.

А может, врачи, педагоги и некоторые родители просто привыкли ставить такой диагноз, так как у них нет инструмента, который позволил бы им разбираться в психологических тонкостях конкретного ребенка? И проблемы на самом-то деле нет?

А что тогда есть?

Гиперактивность у детей: лечение или правильное воспитание?

Всех и вся в этом мире мы воспринимаем через себя, не отдавая себе в этом отчета. Хорошо, когда это касается лишь нашей внутренней оценки, не отражающейся на судьбе человека. Но намного хуже, если от этой самой оценки зависит дальнейшая жизнь маленького человечка.

В своем чистеньком, стерильном кабинете сидит серьезная тетя доктор. Она свято убеждена в том, что все дети должны быть послушными, эмоционально стабильными, в меру подвижными и в меру упитанными. Более того: она верит, что такими могут быть любые детишки. Главное ― правильно их лечить.

К ней на прием приводят мальчугана Коленьку. Тонкий, шустрый, юркий, во время беседы доктора с мамой он не может усидеть на одном месте. Ходит по кабинету, заглядывает в шкафчики, хватает руками игрушки, забирается к маме на колени, лезет под стол. Движения его быстрые, внимание мгновенно переключается с одного предмета на другой. Пока доктор ведет свою неспешную беседу, ребенок успевает обойти небольшой кабинет двадцать раз по кругу, вызывая у достопочтенного медика головокружение.

― Мамочка, вам нужно срочно организовать ребенку лечение! ― выносит она свой вердикт. ― Он у вас такой несобранный, гиперактивный. С таким непоседой вас ждут большие проблемы!

Мама в ужасе, а доктор непоколебимо продолжает:

― Ничего страшного! Пропьете ноотропные препараты ― и не узнаете своего Коленьку.

― А… ― начинает испуганно мать.

― А если этот не поможет ― другой назначим. Они сегодня безвредные, детям их тоже можно.

Да-да, почему бы и не попробовать? Ведь так удобно, когда ребенок из «шила» превращается в полусонную куклу, которая спокойно сидит рядом с мамой на приеме у этого светила науки. Только вот природу не переделаешь. И медикаментами психическое не перепрограммируешь. Хотя это уже мамочкины проблемы ― ей с ребенком жить, пусть хоть всю жизнь его успокоительным пичкает.

[gn_frame align=»center»]Гиперактивность у детей[/gn_frame]

Взрослые люди с анальным вектором, будь это врач, учительница или собственно мать малыша, часто бывают категоричны в суждениях. В детстве они были теми самыми послушными, «правильными» детьми, которых сегодня с удовольствием ставят всем в пример. Их мнение ― самое весомое (да и высказывают они его авторитетно) и единственно правильное.

А вот Коленька, пришедший на прием, ― типичный представитель кожного вектора. В отличие от медлительного, послушного «анальника», он с первых дней жизни проявляет активный интерес ко всему, что его окружает. Его непоседливость, неутомимость и быстрое переключение внимания ― естественные для него черты характера. Однако «анальными» взрослыми такое поведение воспринимается как что-то не вполне адекватное. Что-то, что непременно подлежит лечению.

Отсюда вырисовывается диагноз «гиперактивность». У детей лечение этого заболевания сводится к проведению различных физиопроцедур, занятий по специальным методикам, приему ноотропных препаратов. Все это доставляет ребенку мучение, а у родителей отнимает массу времени и денег, которые можно было бы с большей пользой потратить на развитие своего чада.

Лечение медикаментами также не безобидно: по сути это попытка «перекроить» то, что дано ребенку от природы. Успокоительное гасит его природную активность и любознательность, благодаря которым маленький человек с кожным вектором может вырасти лидером, спортсменом, чемпионом. Родители насильно усаживают малыша заниматься тем, что требует от непоседливого «кожника» сосредоточения, внимательности, неторопливости, а это вызывает у малыша настоящий стресс. Последствия стресса могут быть самыми разными: в виде кожного зуда, высыпаний, появления мелких суетливых движений.

Если ваш ребенок энергичен, если он готов играть с вами с утра до ночи без тени усталости, если он способен одновременно интересоваться разными вещами ― он не гиперактивный, а совершенно здоровый. Это ребенок с кожным вектором. Ему нужно придерживаться четкого режима дня, привыкать к дисциплине и развивать свои природные качества. Из всех рекомендаций врача лучшими будут, пожалуй, только расслабляющий массаж и режим: дети с кожным вектором просто обожают массаж, а режим им помогает развить самодисциплину.

Еще одна гиперактивность

В начале XX века психолог Блонский определил, что в каждом классе есть ребенок, не похожий на всех остальных, ― так называемый «дезорганизатор». Он нарушает дисциплину и отказывается подчиняться правилам поведения. Это заводила, «вожак» класса, выбивающийся из общей массы послушных учеников. Чуть позже для описания этого явления был введен другой термин: «синдром гиперактивности у детей».

[gn_frame align=»center»]Гиперактивность у детей[/gn_frame]

Однако описываемые нами признаки гиперактивности у детей с кожным вектором отличаются от того, что приписывает этим ребятам классическая психология: неадекватное поведение в обществе, неуправляемость ― на фоне повышенной активности. Хотя малыши с кожным вектором как раз вполне управляемы и легко подчиняются режиму.

Так что же это за «другие» гиперактивные дети, которые еще и плюс ко всему не желают подчиняться?

В этом году у Натальи Павловны получилась отличная группа: 20 мальчиков и 15 девочек. Много послушных домашних деток, к которым очень легко найти подход, а всех «живчиков» и забияк легко успокоить и дисциплинировать. Проблемы возникли только с одним ребенком, который никак не может понять, что он находится не дома, а в детском саду.

Мальчика зовут Ярик, он подвижный, здоровый, но очень уж своевольный ― не воспринимает детсадовский режим, не слушает замечаний воспитателя, на все имеет свое мнение. Что самое неприятное, он умудряется испортить дисциплину всей группы, легко оказывая влияние на остальных.

Однажды Ярик залез на самый верх детской лестницы, которая стоит у них на площадке. Что там было! Сбежались все воспитатели, охали и ахали, пока Наталья Павловна снимала его с дурацкого сооружения. Затем ее группа отличилась на утреннике: вопреки отличной подготовке дети вели себя хаотично и несобранно, на гостей опрокинули песочницу для песочной терапии и всячески баловались, подстрекаемые неугомонным мальчишкой.

В общем, давно у нее не было такого трудного ребенка. Детсадовский психолог после общения с Яриком сказал, что его обязательно нужно лечить от гиперактивности. Все признаки налицо: слишком активный, неуправляемый, недисциплинированный, не признает режима и авторитета старших. Наталье Павловне надо поговорить об этом с его родителями, иначе он и дальше будет мешать ей работать…

В этой ситуации мы видим совершенно другого ребенка. Ярик ― не лидер, а настоящее ядро группы. Выбегая на площадку, он заводит всю толпу: дети, напрочь забывая о послушании и дисциплине, мчатся за Яриком по песочницам, лестницам, заборам. Он никого не организует ― к нему тянутся сами. Потому что по своей видовой роли он ― вождь. Ребенок с уретральным вектором.

Посмотрите на него: еще будучи ребенком, он нередко рассуждает как взрослый. У него не детское поведение (воспитательница ему не авторитет), взрослый взгляд (пронзительный, горящий). Подчиняться ― не для него.

Уретральный ребенок не станет слушаться воспитательницу, если она будет обращаться к нему покровительственно. Чувствуя, что на него пытаются оказать давление (а любые рамки, в том числе дисциплина и правила поведения, ― это давление), он начнет сопротивляться и устроит дебош. То, что работает для Коленьки, для Ярика не сработает. Ему по свойствам характерно брать на себя ответственность за других, вести их за собой. Поэтому его активность стоит направить в нужное русло. Начать с малого, учитывая его возраст.

Педагогу, не владеющему знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такой ребенок покажется трудным, неуправляемым. Он не поддается воспитанию и только мешает работать в группе с послушными и дисциплинированными детьми. Не может разобраться с ним и психолог, который с легкостью «находит» у мальчика гиперактивность.

[gn_frame align=»center»]Гиперактивность у детей[/gn_frame]

Причины гиперактивности у детей с уретральным вектором кроются в их свойствах, отличных от свойств остальных векторов. Да это и не гиперактивность вовсе в привычном смысле слова, а особенное поведение, непонятное дисциплинированным и правильным взрослым. У этих детей не возникнет проблем, которые им приписывают, если их воспитание будет осуществляться не под общую гребенку, а с учетом их природных особенностей.

Мы помним, что классические рекомендации лечения гиперактивности ― это расслабляющий массаж, режим дня, прием успокоительного. В «уретральном» ребенке все эти процедуры ничего, кроме протеста, не вызовут. Если «кожному» Коленьке режим и массаж будут по душе, то Ярику он ничем не поможет. Как и не будет способствовать развитию его свойств.

Откуда берутся симптомы гиперактивности у детей с кожным или уретральным вектором? От незнания. Незнания истинной детской психологии, кардинально отличающейся от тех общих рекомендаций, которые способны помочь среднестатистическому ребенку. Так может, мы присмотримся поближе к своим детям и перестанем их оценивать через себя? И тогда диагноз гиперактивность перестанет лидировать среди детских неврологических болезней?

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

37 Коммент.

  1. Ас 05.04.2015 at 15:01 - Ответить

    Алина, общий тон написания Вашего сообщения говорит что педагог Вы никакой. Искренне жаль детей, вынужденно находящихся под Вашей опекой. Кстати, любой адекватный любящий родитель гордится своим ребенком. И это нормально и правильно. Счастливый человек вырастает из счастливого ребенка, получившего достаточно любви и уважения.

  2. Ирина 25.02.2015 at 08:07 - Ответить

    Здравствуйте! Я педагог-психолог. Да согласна, что это маленькие непоседы. Но гиперактивность установить может только специалист. И если действительно это есть, то родители должны заниматься ребенком, т.к. за счет чрезмерной эмоциональности у ребенка могут страдать познавательные и регулятивные предпосылки в школе. И это не значит кормить его таблетками, чтобы он спал. Существует множество способов расслабить ребенка. Например песочная терапия.

  3. Ира 21.11.2014 at 18:02 - Ответить

    Добрый день, Анна. Непросто родителям. Приходится выдерживать давление преподавателей…. Где взять информацию,как вести себя родителю с таким ребенком?Где поучиться и с кем проконсультироваться? Скоро в школу и я уже переживаю как мы сможем учиться в стандартной школьной системе.

  4. алина 09.11.2014 at 23:57 - Ответить

    Добрый день ! Я детский педагог и многодетная мама. Хочу только сказать, что большинство родителей гиперактивных детей, да да, именно гиперактивных — детей, которые отстают в развитии и представляют угрозу для своих ровесников, начитаются подобных статей и «гордятся» своими чадами, вместо того, чтобы заняться ими.

Комментировать

Нажмите, чтобы отменить ответ.