Эмпатия: я тебя чувствую

Эмпатия: я тебя чувствую

Я очень люблю бывать в театре. Даже при том, что в наше время технологичных мультиплексов (кинотеатров с несколькими кинозалами) можно чуть ли не пощупать главного героя и ощутить свое присутствие в фильме. Все-таки театры я люблю больше. Почему? Потому что только там я могу почувствовать эмпатию — удивительное ощущение дыхания в унисон всего зрительного зала. Острого сопереживания героям. И чувства, что герой рассказывает свою историю тебе лично.

Эмпатия возникает не всегда: в театре все зависит от актеров, от жанра спектакля, от твоего личного настроения, с которым ты сюда пришел, от атмосферы, созданной администраторами. Но я уже знаю, куда и на какие спектакли ходить, чтобы насладиться этим чувством.

Определение эмпатии

Что такое эмпатия? «Википедия» пытается убедить нас в том, что это осознанное чувство сопереживания эмоциональному состоянию другого человека. А вот в психологической литературе чаще встречается определение эмпатии как понимания, не имеющего рационального объяснения, внутреннего мира либо эмоционального состояния другого человека.

В быту наши представления об эмпатии тоже могут несколько различаться по смыслам: кто-то называет эмпатом того, кто умеет сознательно обращать внимание на чувства других; кто-то полагает, что чувство эмпатии — это на самом деле эмоциональная отзывчивость, сопереживание, отклик на эмоцию другого; кто-то же уверен, что эмпатия может возникать сама по себе, без привязанности к другому человеку, а просто в определенных условиях.

Эмпатия в психологии — очень важное понятие, ведь, как принято думать среди психологов, без этого умения врачевателем человеческих душ не станешь. И это действительно так: чтобы понять чужие проблемы и чувства, важно уметь ставить себя на место обратившегося за помощью, уметь слышать именно его переживания, а не свое видение ситуации (свое — в значении «через себя», сквозь призму собственного опыта). Все ли психологи владеют таким умением? Вряд ли. Тем не менее, будущие и состоявшиеся психологи все время рассуждают о важности эмпатии. О том, что ей нужно учиться.

Эмпатия в психологии

А можно ли этому научиться? Возможно ли эмпатию развить? Или это данное от рождения качество, которое не приобрести в процессе обучения тому, кто изначально его лишен?

Способность к эмпатии — у кого она?

На понятие эмпатии проливает свет системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это знание дает четкое представление о том, что это за чувство такое, кто его может испытывать и можно ли его развить по собственному желанию.

Эмпатию как сочувствие тому, что испытывает другой, может ощущать только человек со зрительным вектором. При этом такое сочувствие — не просто жалость или доброта, а способность ощутить все эмоции партнера или собеседника (а то и вовсе незнакомого человека), как будто побывать в его шкуре. Это может помочь настроиться на одну эмоциональную волну с человеком (что очень помогает в отношениях), а может доставить страдания, после чего у человека со зрительным вектором появляется желание помочь (а если он зациклен на себе — желание «уберечь» себя от страданий и поскорее скрыться от источника сильных чувств).

Человек со зрительным вектором обладает врожденной способностью очень эмоционально проживать любую ситуацию, что дано ему от природы не просто так, а для эффективного выполнения видовой роли. Определение эмпатии в системно-векторной психологии близко по смыслу к сочувствию и сопереживанию, которые являются признаком развитости вектора.

Развитие эмпатии должно произойти в детском возрасте, когда природный страх должен быть вытеснен развитой чувственностью, умением любить и сопереживать. Кого любить? Кому сочувствовать? Героям добрых детских книг и кинофильмов. Персонажам, оказавшимся в беде, страдающим, несчастным.

Развитие эмпатии

Хорошо написанная книга у детей со зрительным вектором, и без того умеющим фантазировать, вызовет всплеск эмоций. Расскажет о таких вещах, которые ребенок, живущий в достатке и родительской любви, никогда бы не узнал: о брошенных детях, у которых нет материнской любви, теплой кроватки и ярких игрушек; о несчастных сиротах, скитающихся в лохмотьях и замерзающих от холода в поисках тепла и еды. Развитие эмпатии у детей со зрительным вектором происходит в тот момент, когда им становится до слез жалко героев этих произведений и когда в душе клокочут сильные чувства, которые невозможно вызвать, если показывать ребенку только лишь развлекательные мультфильмы и кино.

Ребенок, который учится переживать за судьбу персонажа, со временем будет готов к тому, чтобы суметь проявить сочувствие к реальному, не выдуманному, человеку. Его способность к эмпатии в реальном общении развивается еще больше и крепнет, формируя из ребенка личность удивительной красоты. Этот переход от книг к жизни крайне важен для наивысшего развития вектора, а значит, и для счастливой жизни его обладателя. Жизни без страхов и бега по замкнутому кругу своих желаньиц, направленных вовнутрь…

Как развить эмпатию без зрительного вектора?

Можно ли научиться эмпатии, если нет зрительного вектора? Пробовать учиться чему-то подобному можно, но это будет не эмпатией, а чем-то другим. Потому что если нет заданных с рождения свойств, приобрести их извне, «пришить» к себе не удастся.

С другой стороны, тот, кто не способен в силу своей природы тонко чувствовать и сопереживать, и не подумает, что ему это нужно. У него и мысли такой не возникнет, так как наслаждение он будет получать другими способами. А метод эмпатии ему совершенно ни к чему.

Я писала выше, что развитие этого чувства должно состояться в детском возрасте. Если быть точной — до окончания переходного возраста. Почему? Задумано природой так, что развиваться мы можем только до того момента, когда нам нужно вступать во взрослую жизнь. Там, во взрослой жизни, уже начинается реализация того, что мы вынесли из этапа развития.

Роль эмпатии в общении

В этом смысле природа безжалостна, ведь она не делает скидки на то, что родители не сумели помочь ребенку в развитии, а ребенок может и старался, да у него не вышло. Однако маленькая лазейка для тех, кто вырос, но еще хочет что-то изменить в себе, есть. И эта лазейка — работа над собой через осознание.

[gn_note color=»#FFFFCC»]

  • Все секреты «взрослого» развития: «Как взрослому человеку вытолкнуть свой страх наружу?»

[/gn_note]

Кого интересует роль эмпатии в общении? И кто задает вопросы о том, как ее развить во взрослом возрасте? Конечно, все это зрительники. Причем тех из них, кому не удалось достаточно развить в себе эту способность в отведенное природой время. Однако они что-то чувствуют, ощущают, им это нравится (а может, не очень). Это занимает их мысли, они рыщут в Сети в поисках какой-то информации об этом состоянии. Однако информации не так уж много: вся она сводится к рассуждениям о том, как это здорово, как это полезно — чувствовать другого, как это нужно в отношениях с партнером и коллегами, родителями и детьми.

Правда, тут же эмпатия в общении смешивается с добротой, рациональным подходом (желание проникнуть в мысли другого, анализ чужого состояния), способностью любить, доверием и так далее. Это путает и оставляет вопросы открытыми. Но оно и понятно — дифференцировать такие вещи могут только системно мыслящие психологи. А ясность в понимание природы этого чувства может внести непосредственное участие в тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Кстати, много полезного можно узнать даже на бесплатных лекциях, которые повторяются каждый месяц.

И в заключение интересный пример эмпатии:

По данным западных исследовательских центров, около 11% мужчин в возрасте до 30 лет испытывают «синдром кувад» — так называемую эмоциональную мужскую беременность, которая наступает параллельно с беременностью жены. Мужчина, как и женщина, испытывает токсикоз, набирает вес и волнуется перед предстоящими родами не меньше, чем его беременная жена.

Это интересное состояние является ничем иным, как проявлением зрительной эмпатии, в результате которой мужчина ощущает все то же, что и его жена в этот волнительный период.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

[adrotate banner=»2″]

13 комментариев

  1. Сергей 11.09.2019 at 13:22 - Ответить

    Никогда бы такого не подумал! Спасибо за ценную статью, скину брательнику ссылку, он меня как раз по этой теме мучает уже не первый год)

  2. Диана 17.08.2015 at 21:06 - Ответить

    Такое чувство что вначале пишут люди незнакомые с свп.

  3. Xana 14.02.2015 at 14:39 - Ответить

    если ОСОЗНАННО воспринимать эмоциональные переживания других людей, учить детей не просто жалеть «бедняжек», а
    выстраивать причинно-следственные связи,
    им это пойдет только а пользу.
    Возлюбить ближнего как самого себя невозможно без эмпатии, а придется неизбежно каждому — так что давайте учиться уже сейчас! не было бы войны на украине, если бы малыши в детских садах в игровой форме учились эмпатии и законам Природы. А насчет векторов — главный — вектор осмысленности

  4. Алексей Асеев 07.10.2014 at 11:53 - Ответить

    Развитие зрительного вектора не является гарантией развитой эмпатии. Гораздо более важным для возможностей проявления истинной эмпатии является наличие звукового вектора и в этом случае Зрительность дает просто больше информации для сопереживания. Зрительник, получая внешнюю информацию о состоянии другого человека, настраивается на него, но тут же сам принимает это состояние и начинает в нем жить, добавляя в это состояние свои собственные переживания. Это не эмпатия. Однако такое свойство зрительников дает хорошие возможности для манипуляций ими. Если возникнут вопросы — пожалуйста задавайте!

  5. Евгений 19.02.2014 at 04:23 - Ответить

    Читаю восторженные слова о эмпатии, мол как это здорово, как это прекрасно. На мой взгляд это пишут люди, начисто лишенные возможности полностью прочувствовать мир другого человека. Тут лишь эгоизм в той или иной форме. Я эмпат с детства. Да это здорово всегда видеть мир с иного ракурса. Но доводилось ли вам , дорогие мои эмпаты испытывать на себе боль матери , которая только ,что потеряла ребенка? Доводилось ли вам общатся с человеком, который при внешнем радушии испытывает к вам глубочайшее отвращение? Самое страшное для эмпатов , то что со временем все мы отгораживаемся от людских страданий, мраморной маской безразличия, ибо иначе невозможно вынести всю людскую боль, которую ты чувствуешь , как свою.
    Я хотел бы обратится к тем матерям, которые пытаются привить ребенку способности эмпата.
    Не делайте этого, вы превратите мир малыша в ад, пусть все идет своим чередом, так как было уготовлено Всевышним. Ты либо рождаешься со склонностью к эмпатии, либо нет.
    Не пытайтесь менять законы природы, руководствуясь лишь собственным эгоизмом и желанием быть особенным.

    • Tatyana 11.11.2014 at 19:32 - Ответить

      «»»»….Я эмпат с детства. Да это здорово всегда видеть мир с иного ракурса. Но доводилось ли вам , дорогие мои эмпаты испытывать на себе боль матери , которая только ,что потеряла ребенка? Доводилось ли вам общатся с человеком, который при внешнем радушии испытывает к вам глубочайшее отвращение? Самое страшное для эмпатов , то что со временем все мы отгораживаемся от людских страданий, мраморной маской безразличия, ибо иначе невозможно вынести всю людскую боль, которую ты чувствуешь , как свою. «»»
      Как же Вы не научились это прикрывать интересно, почему видите только минусы без плюсов?
      Прикрывать (приглушать) научиться это обязательное условие наличия дара, иначе разрушит Вас изнутри. Да, мне приходилось делить реальную смерть с человеком , физически-эмоционально … тогда я и не знала что это, но когда приходит осознание то и намереньем либо приглушается или прикрывается , иначе никак. Зато как здорово чувствовать что чувствуют к тебе люди))) Говорят одно, а чувствуют другое ))) Даже забавно …
      У меня душевно- умственное восприятие , т.е. что человек испытывает может на меня передаться либо полной гаммой ощущений либо мыслью, или вместе… Вообще… это очень необычно .

  6. Зульфия Полевода 30.06.2013 at 18:04 - Ответить

    Сейчас читала статью — и вспомнила себя в детстве… Как захватывали описания чужих эмоций, как плакала, потому что было безумно жаль бедного Оливера Твиста — ведь у него не было мамы, и он вел такую жизнь…

  7. Елена Смирнова 30.05.2013 at 22:51 - Ответить

    Удивительное чувство, основа взаимпонимания.

  8. Светлана Наумова 28.05.2013 at 20:03 - Ответить

    эмпатия для зрительника необходима, как воздух..

  9. Яна 28.05.2013 at 00:13 - Ответить

    А я в свое время пыталась воспитать эмпатию у сына, у которого зрительным вектором и не пахнет. Не вышло конечно. Много мы, родители, делаем ошибок по незнанию.

  10. Елена Шахова 27.05.2013 at 19:09 - Ответить

    Эмпатия — чувство такое…. первый раз испытала, обалдела. Названия не знала, да и искать не было желания. А вот сейчас вспомнилось. А после тренинга пришло понимание, как выйти на это состояние осознанно.

  11. Елена Сенькевич 27.05.2013 at 13:32 - Ответить

    Интересно и понятно. Сейчас стало удивительно ясно, откуда растут ноги не только у эмпатии, но и их прямых противоположностей — равнодушия и жестокосердия. Оттуда же из зрительного вектора или из его отсутствия.
    Нельзя требовать от человека того, что он дать не в состоянии за неимением оного, даже если это оное нематериально — эмоции и чувства.

Комментировать